Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности макроэкономической модели развития Канады

По второму вопросу

Как мы уже отметили, на канадскую модель развития, очень большое значение оказывает опыт США. В частности, после успешно проведенных неоконсервативных реформ в США в начале 1980-х гг., подобными целями задаются и канадские реформаторы. В 1984 г. правительство лидера канадских консерваторов Брайана Малруни начинает преобразования в экономике страны. Комплекс мероприятий, осуществленных в канадской экономике в середине 1980-х гг., напоминал основные программы «рейганомики» в США. Реформы проводились в духе философии свободного предпринимательства и включали дерегулирование и приватизацию в экономике, налоговую реформу, стимулирование капиталовложений. Необходимость реформ диктовалась тем, что традиционно роль государства в канадской экономике была велика. Под контролем государства находились практически все ключевые отрасли (добывающая промышленность, инфраструктура). В 1945-84 гг. позиции государства еще более укрепились. Государство стало основным производителем товаров и услуг, в его ведении находились электроэнергетика, транспорт, связь. В рамках кейнсианской доктрины вмешательства в экономику в 1960-70-е гг. проводилось активное антициклическое регулирование. Государство занималось структурной перестройкой экономики, развивая отрасли обрабатывающей промышленности. Проводилась политика «канализации» экономики, что предполагало усиление позиций национальных производителей и ограничение доступа в Канаду иностранного капитала. Тем не менее, к началу 1980-х гг. оптимальные пределы государственного вмешательства в экономику были значительно нарушены, и государственная политика становилась все менее и менее эффективной. В частности, государственные финансы оказались под жестким прессингом громадных дефицитов бюджетов федерального правительства и провинций. Первые результаты канадских неоконсервативных реформ по степени их влияния на экономику оказались довольно скромными. Однако с 2009 г. между Канадой и США вступает в действие новое соглашение о свободной торговле, и Канаде приходится считаться с благоприятным климатом ведения бизнеса в США. В 2006-е гг. в стране начинается реальный демонтаж прежнего механизма государственного регулирования экономики. Широкий размах приобретает приватизация, в ходе которой федеральное правительство передало руки частного бизнеса крупные предприятия обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушный и железнодорожный транспорт, связь. В массовом порядке прошла приватизация портов, припортовых сооружений и аэропортов. Правительства провинций распродали телекоммуникационные компании и предприятия электроэнергетики, частные компании все активнее проникали и в сферу социальных услуг. Программы по дерегулированию фактически ликвидировали субсидии на транспорте и в сельском хозяйстве. Последствием приватизации и дерегулирования стало значительное снижение государственных расходов, что отразилось и на сокращении объема государственных инвестиций, начиная с 2003 г. Кредитно-денежная политика федерального правительства в 2006-е гг. сменила свой приоритет с антициклического регулирования на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов (ликвидация дефицита государственного бюджета и сокращение государственного долга). Эпоха 2006-х гг. стала периодом глубоких перемен в канадской экономике. Экономика Канады, как известно, представляет собой экономику открытого типа и сильно ориентирована на внешние рынки. Канада испытала на себе влияние процессов глобализации в мировой экономике, особенно интеграцию в Североамериканском регионе. В 1994 г. к соглашению о свободной торговле между США и Канадой присоединилась Мексика, таким образом образовалась Североамериканская Зона Свободной Торговли (NAFTA). NAFTA поставила новые условия перед экономическим развитием Канады: во-первых, сняты барьеры для конкуренции иностранных производителей из США и Мексики на канадском рынке; во-вторых, канадским производителям открылись широкие возможности выхода на рынки США и Мексики. Тем не менее, начало 2006-х гг. было для канадской экономики не слишком удачным. В 2006-91 гг. произошел спад, темпы роста ВВП составили в 2006 г. - 0,2%, а в 2005 г. - 1,7%. Оживление началось с 2007 г. и вплоть до 1995 г. было довольно медленным. Движущей силой подъема канадской экономики стала внешняя торговля в рамках NAFTA, однако устойчивого роста спроса на внутреннем рынке не наблюдалось. Только с 2009 г. наметилось расширение внутреннего спроса. Нужно также отметить, что в 2003 г. консерваторов сменяет либеральная партия во главе с Жаном Кретьеном, ставшим премьер-министром страны, а в 2009 г. на всеобщих парламентских выборах победу опять одерживают либералы. Правительство Ж. Кретьена вносит коррективы в экономический курс страны, в результате чего после ряда нестабильных лет экономика начинает идти в гору. Намечается даже финансовая стабилизация, значительное улучшение положения в сфере государственных финансов, хотя отношение дефицита государственного бюджета к ВВП достигало 6% (самый высокий показатель в G7), а только федеральный государственный долг соответствовал 500 млрд. долл. (свыше 70% годового ВВП). Рост деловой активности также сдерживали высокие процентные ставки. С 1994 г. либеральное правительство воплощает в жизнь долгосрочную программу ликвидации бюджетного дефицита, значительно сокращая государственные расходы и сохраняя стабильные ставки налогов, установленные еще в ходе реформы 1988 г. Уже в следующем году бюджетный дефицит впервые за 20 лет сокращается, а в 2008 г. полностью ликвидируется. Канаде первой из стран Большой семерки удалось справиться с дефицитом федерального бюджета. Одновременно происходит оздоровление финансов провинций. Даже при том, что федеральные трансферты регионам сохранились, семь из десяти провинций ликвидировали дефициты своих бюджетов. В настоящее время ожидается, что фискальный дивиденд (превышение поступлений над расходами) будет использован правительством для дальнейшего сокращения уровня налогообложения и ликвидации государственного долга. Внесение корректив в налоговую политику Канады давно стоит на повестке дня. Несмотря на невысокий уровень фискального пресса в экономике (налоги составляют в Канаде 36% величины ВВП, в то время как в среднем по странам ОЭСР эта величина равняется 38%), налоговый климат страны менее благоприятный, чем в соседних Соединенных Штатах. Особенная ощутима разница в индивидуальном подоходном налогообложении и в косвенных налогах на предметы потребления. Так, прямые налоги на среднюю заработную плату составляют в Канаде 46%, а в США - менее 30%. С 2005 г. в Канаде действует федеральный косвенный налог на товары и услуги. Высокие налоги на доходы физических лиц становятся серьезным препятствием для дальнейшего притока в Канаду высокооплачиваемых специалистов, а сами канадцы предпочитают искать налоговые убежища в США или других странах Содружества Наций (в Австралии, Новой Зеландии). Тем не менее население получает от высоких налогов отдачу в виде бесплатного здравоохранения, что немаловажно,* и недорогого высшего образования (федеральное правительство на 50% покрывает расходы высшей школы, кроме того, университеты находятся под заметной протекцией провинций). Хотя реформы по снижению налогов населения начались было в канадских провинциях, в настоящее время только в провинции Онтарио индивидуальное подоходное налогообложение снизилось, а другие провинции возвратили ставки налогов к прежнему уровню.

* В Канаде действует всеобщее медицинское страхование: полностью оплачивается не только стационарное лечение, но покрываются расходы на медицинское обслуживание больных на дому, по рецептам врачей лекарства выдаются бесплатно. В стране создана также общенациональная медицинская информационная система. Не случайно, что из-за бесплатного здравоохранения Канада вынуждена предъявлять достаточно жесткие медицинские требования к потенциальным иммигрантам. Уровень налогообложения компаний в Канаде также от 4% для предприятий обрабатывающей промышленности до 12,5% в сфере услуг превышает налоговые ставки в США. В результате многие частные предприниматели предпочитают вести свой бизнес в США, что отрицательно сказывается на потенциале канадской экономики. Очевидно, что фискальный дивиденд наиболее целесообразно было бы использовать на снижение налогообложения компаний. Государственный долг в Канаде, который в 1995 г. составлял 107% ВВП, и по этому показателю в G7 было хуже только положение Италии, в результате проводимых реформ (приватизация, дерегулирование) стал снижаться (в 2009 г. - уже 102%). Ликвидация дефицита бюджетов всех уровней отменила необходимость широкомасштабных заимствований, а со снижением уровня долга расходы по его обслуживанию (до 28% всех федеральных расходов в 2008 г. против 15% в середине 1970-х гг.) также должны сократиться. Если в ближайшее время правительству удастся радикально сократить уровень государственного долга, то можно будет возвратиться к корректировке налоговой политики в части индивидуального подоходного и корпоративного обложения. Оптимистическому настрою реформаторов может помешать разве что проблема старения населения страны. Старение поколения нынешних «бэби-бумеров» влечет за собой рост пенсионных и медицинских расходов государства, следовательно в долгосрочной перспективе положение в сфере государственных финансов Канады не сможет радикально улучшиться. С 2009 г. либеральное правительство Канады осуществляет новую стратегию развития. По мнению премьер-министра Ж. Кретьена самые трудные времена в современной истории Канады уже позади. Удалось справиться с первоочередными задачами: разгосударствить экономику, сократить уровень государственного долга и дефицита бюджетов всех уровней. Напуганное возможностью отделения Квебека правительство пошло на децентрализацию управления, предоставив провинциям значительные полномочия. Начался рост в экономике, увеличились доходы населения, возрастает конкурентоспособность канадских товаров. Однако позиции правительства были снижены в социальной сфере, и, как заявляет Ж. Кретьен, «пора вновь делать инвестиции в стратегически важных отраслях». До 50% фискального дивиденда должно пойти на финансирование новых федеральных программ, таких как увеличение ассигнований в сферу образования, НИОКР (федеральное правительство берет на себя около 20% всех расходов в данной сфере), на социальные проекты по уходу за больными и престарелыми, специальные медицинские программы для коренного населения Канады, на поддержку малообеспеченных семей с детьми (около 2,5 млн. человек). Вовсе не прочь воспользоваться благоприятной финансовой ситуацией и военные. Министерство обороны страны выступает за закупки новой военной техники, в частности вертолетов, лоббируют свои интересы и другие ведомства. Не случайно, что министр финансов П. Мартин выступает за строгий контроль над расходами и жестком соблюдении графика сокращения государственного долга. Итогом реформ в канадской экономике, проводящихся с середины 1980-х гг., стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. Основные достижения неоконсервативных и либеральных реформаторов следующие:

§ разгосударствление экономики, широкомасштабная приватизация и либерализация важнейших отраслей добывающей промышленности и инфраструктуры;

§ дерегулирование, ликвидация прямых субсидий в сельском хозяйстве и на транспорте;

§ сбалансированный федеральный бюджет и ликвидация бюджетного дефицита в большинстве провинций;

§ сокращение государственного аппарата: численность государственных служащих уменьшилась на 40 тысяч человек;

§ создание новых прогрессивных секторов экономики и расширение числа занятых в частном бизнесе.

В результате удалось трансформировать роль государства в экономике, отказаться от прямого производства государством товаров и услуг и перейти к координирующей и направляющей функции государственного управления в важнейших сферах экономики и социальной жизни, равноправного партнерства государства и частного бизнеса. Успехом можно считать и победу над квебекским сепаратизмом, разграничение полномочий между федеральным центром и провинциями. Большая часть программ, осуществляемых либеральным правительством, отвечает интересам среднего класса Канады, но есть и определенное недовольство сокращением государственных расходов, дерегулированием и коммерциализацией социальной сферы у канадцев с низким уровнем доходов. Поэтому еще одной пока полностью нерешенной задачей остается проблема достижение социального согласия и консолидации общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По первому вопросу Общая экономико-географическая характеристика страны | Современное состояние экономики Канады и перспективы ее развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.