Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По первому вопросу Характеристика экономического развития стран Западной Европы во второй половине XX века




Характеристика экономического развития стран Западной Европы во второй половине XX века.

План лекции

Тема 4 Экономика стран западной Европы: общая характеристика

Дополнительная

Основная

1. Ажаева B.C. Канада: проблемы социальной политики в 1980-е годы. М., 1986.

2. Гусман Т.Д. Зеркало иммиграции. Канада. М., 2004.

3. Инвестиционный климат в Канаде.// БИКИ, 26.04.2009.

4. Исраелян Е.В. Канада и «большая семерка».// США-ЭПИ, 2009, № 1.

5. Канада. Иммиграция в Канаду без посредника: вопросы, ответы и просто полезные сведения. СПб, 2004.

6. Комлев С. Канада: за финансовым оздоровлением - подъем.// МЭиМО, 2009, № 4.

7. Костин К. Между Европой и Америкой: Канаде пришло время решать, в чем именно состоит ее особый путь.// Итоги, 4.02.2009.

8. Кулышев Ю.А. Канада. М., 2009.

9. Немова Л.А. Канадское правительство меняет социально-экономическую стратегию.// США-ЭПИ, 2008, № 6.

10. Немова Л.А. Канада. Противопечивые результаты «финансового оздоровления» в 1996 г.// США - ЭПИ, 2009, № 4.

11. Ньюансы управления экономикой Канады.// Проблемы теории и практики управления, 2008, № 6.

12. Осавелюк A.M. Канада: местное управление и самоуправление. М., 1995.

13. США-ЭПИ, 1996, № 10.

14. Шапырина О.А. Экологическая безопасность в промышленности - некоторые аспекты подхода Канады.// США-ЭПИ, 2008, № 8.

1. Страны мира: факты и цифры. Справочник СПб, 2000

2. Развивающиеся страны Азии. Перераспределительные системы и экономический рост. Отв. ред. А.И.Динкевич. М.:Наука, 2003

3. Book Vital World statistic, 2006

Цель лекции: Рассмотреть экономику стран западной Европы

Ключевые слова: экономический потенциал, мировая торговля, экспорт и импорт, регион, политический и экономического лидер, капиталистический мир, Бреттон-Вудская валютная система, американский доллар, курс

2. Основные проблемы современной западноевропейской экономики

3. Опыт структурных преобразований в ЕС и его основные уроки

По своему экономическому потенциалу Западная Европа примерно соответствует США и Японии вместе взятым. Если же принять во внимание совокупный ВВП европейских стран, то он примерно соответствует ВВП США (около 8 трлн. долл.). На долю стран Западной Европы приходится треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, четверть совокупного мирового национального дохода и пятая часть мирового патентного фонда. Велика доля участия стран Западной Европы в процессах международного разделения труда, в системе мирохозяйственных связей: по суммарному объему европейские страны превосходят США в мировом экспорте и примерно соответствуют позициям США в мировом импорте товаров.

В Западной Европе выделяются две главных интеграционных группировки стран: Европейский Союз (ЕС) и Европейская Ассоциация (или Зона) Свободной Торговли (ЕАСТ, в английской аббревиатуре EFTA - European Free Trade Association). Поскольку между двумя интеграционными союзами происходит тесное экономическое взаимодействие, то фактически уже можно говорить об образовании единого западноевропейского экономического пространства, включающего ЕС и ЕАСТ.

В Европейский Союз на настоящий момент времени входят 15 стран:

§ Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия, Италия (шестерка первых стран, подписавших в 1957 г. Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС));

§ Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к ЕЭС в 1973 г.);

§ Греция (вступила в ЕЭС в 1981 г.);

§ Испания и Португалия (членство в ЕЭС с 1986);

§ Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в ЕС в 1995 г.).

Намечено и 12 стран-кандидатов на новое расширение ЕС: Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Эстония. Данные страны подали заявление и были официально признаны ЕС в качестве кандидатов на вступление.

В ЕАСТ входят Швейцария, Лихтенштейн (который находится в валютном и таможенном союзе со Швейцарией), Исландия и Норвегия, которые отличаются своеобразным нейтралитетом по отношению к процессу европейской интеграции.

Идея объединения Европы возникла довольно давно: еще в 1517 г. об этом писал Эразм фон Роттердамский, в 1849 г. мысль о создании «Соединенных Штатов Европы» высказал известный французский писатель Виктор Гюго, а в 1946 г. в Цюрихе Уинстон Черчилль так прямо и заявил: «Мы должны создать Соединенные Штаты Европы». Однако вплоть до второй половины 1950-х гг. под этой идеей кроме лозунгов не было никакого экономического фундамента, и она была преждевременной.

Развитие Европы как единого экономического пространства началось только после окончания Второй мировой войны. В послевоенном развитии Западной Европы можно выделить следующие основные этапы:

1) 1945-1957 гг. - период послевоенного восстановления хозяйства. Вторая мировая война сделала в Европе свое «черное» дело: ее экономическому потенциалу в результате военных действий был нанесен огромный урон, значимость Западной Европы в мировой торговле, экспорте и импорте капиталов серьезно ослабилась. В результате регион становится во все большей степени зависимой от США. Соединенные Штаты превращаются в единоличного политического и экономического лидера капиталистического мира, навязывают мировой экономике Бреттон-Вудскую валютную систему, во главе которой стоял американский доллар, курс которого по отношению к валютам европейских стран был явно завышен.

В 1948-1951 гг. США, оказывая Западной Европе помощь в восстановлении разрушенной в годы войны экономики, осуществляют грандиозный План Маршалла. Этот план предполагал государственные ассигнования США странам Западной Европы на огромную для того времени сумму в 12,3 млрд. долл. Основными получателями помощи были Великобритания, Франция и ФРГ. Одновременно с американскими государственными ассигнованями в Европу широким потоком хлынули из США частные капиталы, привлеченные открывающимся простором для бизнеса. США оказали европейским странам и интеллектуальную поддержку в процессе проведения послевоенных структурных реформ. В Западной Германии, которая была разделена на оккупационные сектора США, Великобритании и Франции, при внешней поддержке Соединенных Штатов были проведены реформы Л. Эрхарда. Стоит отметить, что их сценарий был во многом разработан ведущими американскими специалистами по антикризисному управлению, а опыт данных реформ был впоследствии применен и по отношению к Японии. Одновременно с этим европейские страны начинают осознавать, что выжить в новых конкурентных условиях можно только объединив свои усилия. В 1948 г. для регулирования и распределения помощи, поступающей в рамках плана Маршалла была создана Организация Европейского Экономического Сотрудничества - пробраз современной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В 1949 г. создан Совет Европы. Инициатором же современной европейской интеграции выступила Франция.

По второму вопросу Основные проблемы современной западноевропейской экономики

Европейская модель развития отлична от американской прежде всего тем, что исторически в Европе всегда чрезвычайно важна была роль государства и государственного сектора в экономике. Социальное рыночное хозяйство - это по своей сути европейский вариант смешанной экономики, в которой доля государственного сектора и роль государственного регулирования традиционно выше, чем в неолиберальной модели американского типа. Следует признать, что социальное рыночное хозяйство Европы делает ее гражданское общество более консолидированным и менее дифференцированным по уровню доходов, оно на деле способствует достижению социального равенства. Однако социальное рыночное хозяйство порождает в Западной Европе и массу проблем.

Первая проблема связана, как это ни странно, с технологическим отставанием Европы. Дело в том, что приоритетом для государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. В результате в большинстве европейских стран (может быть, за исключение Германии) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП, обычно в пределах 1-2% ВВП. Государство не только не финансирует должным образом сферу НИОКР напрямую, но и не создает стимулов (в первую очередь налоговых) для увеличения финансирования НИОКР со стороны частного бизнеса. Из-за чрезмерного регулирования процесса разработки и выпуска на рынок новых товаров большие расходы на НИОКР просто не окупаются, американские и японские конкуренты, встречающие на своем пути меньшее количество бюрократических преград, успевают выйти на рынок с аналогичным продуктом гораздо быстрее европейцев.

Система профессиональной подготовки в Европе издавна делала основную ставку на обучение потенциальных кадров для государственной службы. В этой связи в большинстве стран ЕС наблюдается значительный разрыв между теоретической подготовкой выпускников высшей школы и реальной практикой бизнеса. Оказывается, что выпускники французских, к примеру, университетов, не отвечают потребностям бизнеса, и запросы на специалистов-управленцев французским предприятиям частного сектора приходится делать в США.

Система управления в странах ЕС менее эффективна, чем в США. Здесь больше бюрократии, дольше согласования на право заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, а чиновники более коррумпированы в тех странах, где высока доля занятости населения на государственной службе (Франция, Италия). Предприниматели же, считаясь с высокой степенью государственного регулирования, ограничены в своей возможности быстрой раскрутки бизнеса и его ликвидации, принятия решений. Это приводит к потерям времени - основного преимущества в наиболее перспективных сегментах бизнеса, чрезмерному росту персонала и невозможности его сокращения, необходимости введения зависимости оплаты труда от результатов и т.п.

Несмотря на технологические проблемы, ряд европейских стран имеет довольно неплохую научо-техническую базу во многих направлениях. Это Германия, Франция, Великобритания и Италия. В других - производится избирательное финансирование наиболее перспективных НИОКР: Швеция, Швейцария, Дания, Нидерланды и др. Для преодоления технологического отставания в Западной Европе действуют совместные программы сотрудничества: Эсприт (в сфере электроники), Расе (в сфере телекоммуникаций), Кубе (в биотехнологиях), Эврика (в научно-технических связях европейских государств). Западная Европа имеет общепризнанные заслуги в развитии таких научных направлений как:

§ фармацевтика;

§ фундаментальные исследования;

§ классические биотехнологии (в пищевой промышленности и сельском хозяйстве);

§ самолетостроение;

§ космические программы;

§ высокоскоростные поезда;

§ атомная энергетика;

§ средства связи и др.

Вторая и, пожалуй, самая основная проблема западноевропейской экономики - это необходимость глубокой структурной перестройки экономики. Дело в том, что большая часть стран Западной Европы приступила к неоконсервативным реформам позже, чем США. Поэтому для европейских стран характерна и более поздняя смена прежней кейнсианской модели развития, а в большинстве из них консерватизм так и не получил приоритета в экономической идеологии правящих партий. Современный экономический подъем в Европе пока еще не подкреплен сдвигами в структуре смешанной экономики, необходима также и более решительная перестройка отраслевой структуры и структуры занятости. Развитие США тем и отличается от Западной Европы, что американская модель нацелена на повышение эффективности производства на базе новых технологий, создание новых рабочих мест в новых секторах экономики, предоставление больших свобод в развитии частного предпринимательства, достаточно низкий уровень налогообложения. Европа, напротив, повышает эффективность производства за счет сокращения количества занятых, а социальное рыночное хозяйство приводит к большему вмешательству государства в экономику, высокому уровню налогообложения, сохранению рабочих мест в старых неэффективных секторах национального хозяйства. США демонстрируют модель, известную как «новая экономика», в основе которой лежит опережающее развитие сферы услуг, особенно информационных технологий. Информационные технологии служат мотором экономического роста, создают новые рабочие места взамен утраченных в старых, базовых отраслях. При этом постоянно повышается и уровень оплаты. В США на долю информационных технологий приходится почти треть ВВП. В Западной Европе отрасли высоких технологий, в том числе информационные технологии развиваются не столь быстрыми как в США темпами. На их долю приходится только 10% ВВП, при этом высокооплачиваемых мест в сфере услуг создается крайне мало. Европейская безработица является следствием политики социального рыночного хозяйства: государственных программ регулирования занятости, вынужденное сокращение найма персонала частными компаниями из-за высокого уровня социальной защиты, высокого уровня налогов, программ помощи безработным, которые не поощряют безработных искать новые рабочие места. Кроме того предпринимателей не стимулирует создавать новые рабочие места европейская бюрократия. Например, в Италии процесс создания и регистрации компании может затянуться на срок до трех лет, при этом среди государственных чиновников распространена коррупция. Таким образом, если в США в 2006-е гг. создано около 12 млн. рабочих мест из-за структурных изменений в экономики, то в Европе наблюдался даже процесс снижения прироста новых рабочих мест. Европе становится необходимым продолжение курса на дерегулирование, расширение числа либерализованных секторов экономики. По-прежнему остро стоит задача в проведении неоконсервативных преобразований, чтобы более радикально сократить неэффективный государственный сектор, открыть рынки для беспрепятственной конкуренции, изменить налоговое законодательство, политику занятости (создать гибкий рынок труда). И, конечно, предстоит изменить соотношение старых и новых отраслей национального хозяйства. Современная экономическая ситуация в мире благоприятствует развитию Европы. После завершения глобального финансового кризиса подъем в экономиках НИС служит источником роста европейского экспорта. Укрепление курса американского доллара также способствует развитию экспортных отраслей Западной Европы, а низкий уровень процентных ставок стимулирует увеличение инвестиций и в производство, и в развитие сферы услуг. Третья проблема Западной Европы - это проблема регионального рынка, расширение европейского экономического пространства за счет стран ЦВЕ. Для присоединения к ЕС новых стран-членов необходимо приблизить их уровень экономического развития к соответствующим показателям государств Евросоюза, что потребует от ЕС дополнительных затрат. Кроме того, не так однороден, как это представляется, и единый европейский рынок. Серьезным препятствием для торговли между странами ЕС являются разные нормативы и технические стандарты, которые предстоит упорядочить. Оказывают влияние и национальные различия в характере спроса и предложения: разный уровень экономического развития стран приводит к дифференциации доходов европейских потребителей, наиболее трудно будет преодолеть различия в культуре потребителей. В различном состоянии пребывает и экономика стран Западной Европы: английская модель близка к американскому либерализму, в то время как Германия, Франция и Италия исповедуют принципы социального рыночного хозяйства. Четвертым и, скорее всего, последним противоречием является продолжение экономического (а порой и политического) соперничества Западной Европы с США. Перспективное расширение ЕС за счет стран ЦВЕ, Турции, Кипра, Мальты может уравнять экономический потенциал двух основных центров мировой экономики, но только увеличит внутренние проблемы «Европы разных скоростей». Не стоит забывать и о конкурентах в регионе Юго-Восточной Азии, которые совсем скоро смогут оправиться от валютно-финансового кризиса и включиться в глобальное экономическое соревнование, в котором пока только два участника: ЕС и США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.