Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние адекватной мобилизации человека

Тема 4. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Информационный стресс. Перегрузка информацией.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за последствия этих решений.

Перегрузка информацией представляет собой такое явление в деятельности человека, которое наступает при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

1) объем поступающей информации превышает возможности оперативной памяти человека;

2) темп поступления информации превышает пропускную способность психической системы человека;

3) средний темп и объем информации соответствуют возможностям человека, однако из-за случайного характера её поступления и разного времени её обработки периодически возникают ситуации, приводящие к актуализации двух предыдущих условий; такая ситуация характерна для деятельности человека, работающего в условиях поступления потоков сигналов.

Для уменьшения информационных перегрузок рекомендуется:

· предоставлять человеку информацию с необходимым упреждением к началу выполнения действий;

· сократить поток информации до необходимого минимума, отделить информацию, поступающую эпизодически, чтобы её можно было получать по запросу;

· предусмотреть возможность селекции информации, чтобы человек имел возможность отбирать данные в соответствие со своими возможностями и условиями работы;

· разработка рациональной схемы деятельности человека;

· предоставить для принятия решения максимальное время (в пределах общего времени, отведенного на решение задачи;

· сохранять необходимую информацию на средствах отображения по желанию человека.

Эффект перегрузки информацией ведет к возникновению ряда нежелательных явлений в деятельности человека: пропуску сигналов; возникновению ошибок; увеличению времени обработки информации; возникновение напряженности в работе; быстрое развитие утомления; информационные неврозы.


 

Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Реакции организма на экстремальные ситуации могут быть двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, является направленность реакции.

 

Характерной особенностью адекватной реакции психики и организма человека на воздействие экстремальных факторов является её целесообразность, плановость действий, направленных на устранение или минимизацию влияний экстремальных условий. Целенаправленная организация действий обусловливает и симптоматику типичных проявлений состояния адекватной мобилизации. При этом с точки зрения реализации психических функций, обнаруживается характерная диссоциация, выражающаяся в повышении одних наиболее важных для данной ситуации, показателей и снижение других. Так, могут повышаться пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не включенных в выполнении действий. Такое повышение рассматривается как направленная реакция, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с концентрацией внимания человека: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. В экстремальных условиях усиление концентрации внимания связано с игнорированием посторонних сигналов.

В состоянии адекватной мобилизации происходят изменения в функционировании памяти, особенно кратковременной и оперативной. При этом характерной является избирательность изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет смысловую значимость для человека. Для этого состояния характерно увеличение продуктивности мышления, что проявляется в повышении скорости поиска и оценки возможных выходов из сложившейся ситуации. Увеличивается гибкость мышления, происходит отказ от фиксации на шаблонных приемах решения задач.

На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуативных изменений, на прогнозировании этих изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. При этом возможно увеличение числа несущественных ошибок, часть из которых совершается осознанно в целях поиска непредусмотренного способа действия.

Адекватная реакция мобилизации сопровождается возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании действий. Также происходит сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и гражданских мотивов и ценностей. Вместе с тем, новые мотивы, как правило, не появляются.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монотония, гипокинезия, режим ожидания | Реакция тревоги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.