Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и направления развития товароведения

Состояние потребительского рынка.

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое в свою очередь определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.

Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными низкая конкуренто способность отдельных российских товаров (плохое качество упаковки и маркировки, а иногда и качества самих товаров). Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров.

В настоящее время, в условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения.

Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилось у человечества, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. С тех пор товароведение как наука прошла длинный путь и имеет богатую историю.

Возникновение товароведения как самостоятельного направления в изучении потребительских свойств товаров относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549г в Италии в Падуанском Университете.

В России в 1575г было издано одно из первых пособий по товароведению – «Торговая книга».

Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.

В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище, которое было открыто в 1712г. В 1804г в Москве появилось новое коммерческое училище, и лишь с 1842г в коммерческих учебных заведениях товароведение начали изучать как самостоятельную дисциплину.

К концу XIX в. в России насчитывалось уже около 400 коммерческих учебных заведениях. В Москве, Петербурге и Киеве были открыты торговые институты с экономическими и товароведным отделениями. В Москве был открыт коммерческий институт позднее институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова.. Теперь это Российская экономическая академия, 19 февраля 1997г – отметили 90-летний юбилей старинного российского заведения.

Основоположниками научного товароведения в России были М.Я.Киттары (1825-1880гг.), П.П.Петров (1850-1928гг.), Я.Я.Никитинский (1854-1924гг.), Ф.В.Церевитинов (1877-1947гг.). Под их редакцией в 1906-1908гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

В итоги исторического развития товароведения как науки было выявлено два основных направления: практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление. На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствия научного анализа при оценке их потребительских свойств.

По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии). Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.

Переход на рыночные отношения выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности. С изменением социально-экономических условий, ослабление контроля за качеством выдвинуло новые задачи перед товароведением – изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежаных наук. К злободневным проблемам товароведения сегодня относятся, в частности, идентификация товаров для обнаружения или предупреждения их фальсификации.

На современном этапе развития товароведения наблюдается тенденция объединения двух направлений – практического и научного, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также позволяют выявлять новые проблемы и пути развития товароведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товароведение как наука о товарах | Принципы товароведения. Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.