Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности




Восприятие звука

Звук, представляющий собой колебания воздуха, в виде воздушных волн попадает через ушную раковину в наружный слуховой проход и действует на барабанную перепонку. Сила звука зависит от амплитуды колебаний звуковых волн, которые воспринимаются барабанной перепонкой. Звук будет восприниматься тем сильнее, чем больше величина колебаний звуковых волн и барабанной перепонки.

Высота звука зависит от частоты колебаний звуковых волн. Большая частота колебаний в единицу времени будет восприниматься органом слуха в виде более высоких тонов (тонкие, высокие звуки). Меньшая частота колебаний звуковых волн воспринимается органом слуха в виде низких тонов (басистые, грубые звуки).

Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, движения которых вызывают вибрацию основания стремени, закрывающего овальное окно. Движения основания стремени овального окна колеблют перилимфу в лестнице преддверия и барабанной лестнице. Колебания перилимфы передаются эндолимфе в улитковом протоке. При движениях основной мембраны и эндолимфы покровная мембрана внутри улиткового протока с определенной силой и частотой касается микроворсинок рецепторных клеток, которые приходят в состояние возбуждения — возникает рецепторный потенциал (нервный импульс).

Проводящий путь слухового анализатора

Слуховые рецепторные клетки входят в состав кортиева органа, расположенного в улитке лабиринта внутреннего уха. К ним подходят периферические отростки (дендриты) нейронов спирального (чувствительного) узла, также расположенного в улитке лабиринта. Аксоны нейронов спирального узла (первых слуховых нейронов) дают начало волокнам слухового нерва, идущим к ядрам слухового нерва, расположенным в мосту. Волокна ядер слухового нерва (вторых слуховых нейронов) частично перекрещиваются в мосту, переходя на противоположную сторону, частично идут по своей стороне мозгового ствола; этот путь, называемый боковой петлей, заканчивается в подкорковых слуховых центрах (нижние холмики четверохолмия и медиальные коленчатые тела). Здесь, в височной доле коры, располагается последний слуховой нейрон, аксоны которого заканчиваются в корковом отделе слухового анализатора (рис. 4).

Развитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к моменту рождения. Корковые отделы анализатора, представленные в височной области, завершают свое развитие на довольно поздних этапах онтогенеза. Миелинизация проводникового отдела заканчивается к 4 годам жизни. Наружный слуховой проход узкий (около 15 мм) и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала завершается к 10 годам. Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Мочка имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину.

Рис. 4. Слуховой нерв:

1 – кортиев орган, 2 — спиральный узел, З - слуховой нерв, 4 — ядра слухового нерва, 5 - боковая петля, 6 — нижние холмики четверохолмия, 7 — медиальное коленчатое тело, 8- корковая область слухового анализатора (височная доля коры).

Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Ее высота равна 9, ширина — 8 мм. Наклонена барабанная перепонка у новорожденного сильнее, чем у взрослого. Угол, который она образует с нижней стенкой наружного слухового прохода, равен 35—40°.

Среднее ухо у новорожденного ребенка заполнено слизистой жидкостью, от которой оно освобождается постепенно в течение месяца. Однако восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем свидетельствуют появление шевелений плода и учащение сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. Слуховые косточки имеют размеры, близкие к таковым у взрослого человека. Слуховая трубка у новорожденного прямая, широкая, короткая (17—21 мм). Хрящевая часть слуховой трубы развита слабо. В течение первого года жизни ребенка слуховая труба растет медленно, на 2-м году быстрее. Длина слуховой трубы у ребенка 1-го года равна 20 мм, 2 лет — 30, 5 лет — 35 мм. У взрослого человека длина слуховой трубы составляет 35—38 мм.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов тонкие, постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости.

На сильный звук новорожденный реагирует общим вздрагиванием, сокращением мимических мышц, закрыванием глаз, открыванием рта, выпячиванием губ, урежением дыхания и пульса. Условный мигательный рефлекс на звук образуется в конце 1-го месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) снижен, но улучшается в конце 2-го — начале З-го месяца жизни. Реакция на звуки, различающиеся на 4—7 тонов, возможна на З-м или 4-м месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4 — 1/2 тона) ребенок достигает в 6 мес.

При исследовании слуха у детей в возрасте от новорожденности до 4 мес у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли он и плачет ли при таки звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.

В возрасте 4—7 мес у родителей узнают, делает ли ребенок попытки поворачиваться к источнику звука, а также характер его голоса. В 7—9 мес родители могут охарактеризовать способность ребенка локализовать источник звука.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют звучащие игрушки, предварительно калиброванные шумомером, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широкополосный шумы различной интенсивности. Фиксируют различные реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро) — экстензию тела и обнимающие движения рук, ауропальпебральный рефлекс, изменение дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и др.

Реакция считается положительной, если новорожденный 3 раза отвечает на один звук одной из указанных реакций. Эта позволяет получить качественный ответ на вопрос: слышит ребенок или не слышит?

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый — от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14—19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается. У старых людей ухо способно воспринимать не более 15 000 – 13 000 колебаний в 1 с.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.

Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму, а выше 100 дБ — болезненно сильному шуму. При утрате способности воспринимать звук и от 30 до 70 дБ наблюдается затруднение при разговоре. При способности воспринимать звуки громкостью не менее 90 дБ (более слабые звуки не воспринимаются) констатируют почти полную глухоту. На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка, особенно занятия музыкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.