Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовая теория стоимости в ценообразовании




Природа цены

Одной из причин таких парадоксов считает медленное формирование оптового рынка товаров, что приводит к усугублению монополизма производителей, при котором потребитель лишен сколько-нибудь широкого выбора. Отсутствие выбора в свою очередь сдерживает вступление в действие рыночных механизмов, обусловливающих появление факторов, побуждающих производителей снижать цены.

Причины ценовых искажений в России

Ясно, что это все последствия переходного периода, которые, однако, еще будут существовать в экономике России. Но есть все основания надеяться, что при укреплении рыночных механизмов, в том числе и механизма ценообразования, произойдет выравнивание и возникновение экономически обоснованной структуры отечественных цен в соответствии с мировыми. Хотя, заметим, на нашем внутреннем рынке все равно останутся некоторые различия в структуре цен, обусловленные особенностями экономики России, запасами ее ресурсов, затратами на их добычу, сложившейся ментальностью населения и другими факторами, которые прямо или опосредовано влияют на формирование цен.

Поскольку цена является одним из ведущих внутренних факторов маркетинга, наряду с самим товаром (его разработкой), местом продажи и стимулированием сбыта (продвижением товара на рынок), да к тому же еще имеющим тенденцию к возрастанию значимости, есть смысл рассмотреть ее формирование более основательно.

Важно понять, что вовсе не концепции ценообразования, применяемые на предприятиях, как-то воздействуют на экономическую природу цены. Цены как отражение всей социально-экономической политики государства, их уровень, сами методы ценообразования определяются объективными условиями производства продуктов и обращения их на рынке как товаров. В истории экономической науки зафиксировано несколько подходов в попытках познать объективно обусловленную экономическую природу цены. Их можно объединить в две больших группы: трудовые теории стоимости и нетрудовые теории стоимости.

Трудовая теория стоимости нашла свое законченное выражение в работах Карла Маркса. Однако еще задолго до него (почти за 200 лет) были предприняты попытки обосновать природу цены на основе затрат труда. В частности, основоположник школы классической политической экономии Вильям Петти (1623–1687) установил, что в основе так названной им «политической цены» (в современном языке — рыночной цены) лежит «естественная цена» (собственно стоимость, по терминологии К. Маркса и его предшественников — Адама Смита и Давида Рикардо), определяемая затратами труда.

«Труд есть отец богатства, земля — его мать». Адам Смит

Адам Смит (1723–1790) в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» предложил более развернутое толкование стоимости. Он ввел разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Согласившись в общем с позицией В. Петти о том, что стоимость товара определяется трудом и ничем более, он попытался доказать справедливость такого утверждения только для простого товарного производства. Применительно же к капиталистическому способу производства стоимость товара, по его мнению, следует рассматривать как сумму трех видов дохода — заработной платы, прибыли и ренты, хотя единственным создателем стоимости все равно может быть только труд. К. Маркс не был согласен с таким подходом А. Смита к определению стоимости товара и назвал его «догмой Смита».

Давид Рикардо (1772–1823), разделяя в общем идеи своего предшественника, оказался более последовательным приверженцем трудовой теории стоимости. Он, в частности, критиковал А. Смита за противоречивость его определения стоимости.

Главным же положением трудовой теории стоимости К. Маркса является то, что общественный труд выражается в стоимости товара, а обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством воплощенного в каждом из обмениваемых товаров абстрактного общественно необходимого труда. При этом Маркс не видел нарушения закона стоимости при отклонении цен товаров на рынке от их реальных стоимостей, т. е. соответствующих затратам труда в рамках сформулированной им и его предшественниками теории. По его утверждению, цена, представляя собой денежное выражение стоимости, не является точной мерой величины стоимости товара. Отклонение же цен товаров от их стоимостей проявляется в виде колебаний рыночных цен, происходящих под влиянием имеющихся соотношений между спросом и предложением. Направления и степень отклонения цены от стоимости непосредственно определяются соотношениями спроса и предложения, но стоимость при этом является центром притяжения для цены, т. е. цены товаров могут колебаться только вокруг их стоимостей, в основе формирования которых лежит труд. Таким образом, по теории Маркса, труд благодаря своему двойственному характеру создает как потребительную стоимость товара, т. е. сам товар непосредственно (в создании товара, по Марксу, участвует конкретный труд — труд плотника, слесаря и т. п.), так и его стоимость, т. е. то, что определяет цену товара (в создании стоимости участвует абстрактный труд — труд вообще).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.