Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соподчиненность и взаимосвязь планов предприятия




Выше была рассмотрена взаимосвязь стратегических планов компании. Очевидно, что совокупность планов определяется величиной предприятия и его структурой. Если речь идет о небольших предприятиях, то у них, скорее всего, имеется один стратегический план и несколько бизнес-планов. Подобная структура планов может быть и у отдельных структурных подразделений (стратегических бизнес-единиц) крупных предприятий.

Каждое предприятие должно иметь не один план маркетинга, процесс разработки которого описан выше, а несколько планов деятельности, согласованных между собой. Укрупненная структура возможных планов предприятия и место среди них плана маркетинга представлены на рис. 13.6. Логика взаимосвязи планов здесь настолько очевидна, что вряд ли есть смысл подробно комментировать каждую структурную единицу. Достаточно кратко изложить некоторые аспекты информационных взаимосвязей стратегического плана, планов маркетинга и бизнес-планов.

Согласно рис. 13.6 на основе плана маркетинга может быть построен бизнес-план. Это действительно так. А любой бизнес-план в свою очередь имеет раздел, посвященный маркетингу. Но план маркетинга имеет и самостоятельное значение, и в этом самостоятельном значении он является более подробным и основательным, чем маркетинговый раздел бизнес-плана. Последний же как раз и должен составляться на базе подробного плана маркетинга. Поэтому на рис. 13.6 планы маркетинга и бизнес-планы представлены в форме пересекающихся овалов, из чего следует, что раздел маркетинга бизнес-плана чаще всего представляет собой лишь некоторую часть плана маркетинга предприятия.

Рис. 13.6. Место плана маркетинга в общей структуре планов предприятия

В социалистической плановой экономике время в планировании учитывалось весьма жестким образом. Как правило, план составлялся на пять лет с разбивкой по годам (рис. 13.7).

Рис. 13.7. Временная модель планирования в плановой системе хозяйствования

Как представлено на рис. 13.7, в 1984 г. составлялся план на предстоящую пятилетку, и он являлся законом для отраслей, предприятий по действовавшей тогда методологии планирования, т. е. если план в какой-либо год пятилетки каким-либо предприятием не выполнялся, недовыполненная его часть переносилась на следующий год. К концу же пятилетки весь план должен быть неукоснительно выполнен. Корректировать его в течение пятилетки можно было (если, конечно, удавалось убедить в этом Госплан), но не выполнять нельзя.

В чем же конкретно проявлялась жесткость такой системы планирования и в чем заключались ее основные недостатки? Допустим, в середине пятилетки появилось какое-то новое достижение в области технологий, внедрение которого могло бы резко увеличить возможности предприятий той или иной отрасли. Несмотря на то, что научно-технический прогресс также являлся объектом планирования, все равно на многих предприятиях, где могло найти применение это новшество, в плановых заданиях оно не всегда находило отражение, т. е. зачастую все откладывалось до следующей пятилетки. Таким образом, прежняя модель планирования иногда выступала просто в качестве тормоза технического развития предприятий.

В условиях рыночной экономики план не является законом. Предприятия должны сами для себя разрабатывать планы, а не получать их в качестве руководства к действию из вышестоящих государственных структур. При таких обстоятельствах план начинает выполнять функцию ориентира. Его можно и пересматривать, и корректировать. Следовательно, должна претерпеть изменение и временная модель планирования (рис. 13.8).

Рис. 13.8. Временная модель планирования в рыночной экономике

Допустим, в 2000 г. некая фирма разработала перспективный план на период с 2001 по 2005 гг. и план маркетинга на 2001 г. В течение 2001 г. в ее ближайшем и дальнем окружении произошло много изменений, которые не были учтены ни в перспективном, ни в годовом планах и которые определенным образом повлияли на результаты деятельности фирмы. В конце 2001 г. данная фирма учитывает все эти изменения, пытается предугадать грядущие и строит новый перспективный план с упреждением на новые пять лет (с 2001 по 2006 гг.) и план маркетинга на 2002 г. Очевидно, что при такой временной модели планирования перспективный план действительно будет служить ориентиром, причем восприимчивым к динамике внешней среды и оперативно реагирующим на ее изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.