Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросные методы




 

Все виды опросов представляют собой методы сбора первичной информации на основе применения вопросно-ответных методик и процедур. В опросных методах именно вопрос выполняет функцию обеспечения возможности получения информации. Следует иметь в виду, что под вопросом мы будем понимать информацию, представленную в любой специально сконструированной форме, являющуюся явно недостаточной по своему объему и вследствие этого провоцирующей опрашиваемого к выдаче определенной искомой социальной информации.

Различают множество видов опросов, но прежде всего говорят о трех основных видах: анкетировании, интервьюировании и тестировании.

Опросы представляют собой группу методов сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) общения опрашивающего (анкетера, интервьюера, социолога) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на определенным образом сформулированные вопросы, обусловленные целями и задачами исследования. Основное назначение опросов — получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах, событиях, отраженной в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объектов исследования могут выступать реальные социальные общности, группы, коллективы или отдельные личности. Если группа, коллектив или личность не выступают как данность, которую исследователь может отобрать для изучения, то социальные объекты могут формироваться самим исследователем.

Преимущества опросных методов сбора первичной информации связаны с: дешевизной; полифункцональностью; широтой опрашиваемой аудитории; возможностью обеспечения сравнительно большой систематичности и высокой точности итоговой информации; возможностью активизации потенциальных источников информации; быстротой получения информации; популярностью.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают главные ограничения в применении данного метода. Во-первых, выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами. Во-вторых, необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной практики в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

Опросы можно различать на самых различных основаниях, в том числе: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный опросы); 2) по месту сбора первичной информации (лабораторные и полевые опросы); 3) по количеству повторных исследований (одноразовые, повторные или панельные, мониторинговые); 4) по характеру поставленных целей и задач (экспертные; пробные, иначе - зондажные или пилотные; описательные и аналитические; учебные и научные; фундаментальные и прикладные; а также объяснительные, прогностические, экспериментальные, ретроспективные и т.д.); 5) по принципу сбора первичной информации (сплошные, выборочные, исследования основного массива и моно-исследования).

Основными и наиболее известными разновидностями применяемых в настоящее время опросов являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрический опрос и референдум.

Анкетирование — вид опроса, при проведении которого используется специальный опросный лист (анкета), самостоятельно заполняемый респондентом в соответствии с доведенными до него правилами (инструкцией).

Анкета — это инструментарий сбора информации, представляющий собой объединённый единым исследовательским замыслом упорядоченный набор определённым образом составленных вопросов, направленных на выявление характеристик предмета исследования. Анкета предполагает самостоятельные письменные ответы респондентов на поставленные в ней вопросы. Надёжность и достоверность результатов анкетирования во многом определяются качеством анкеты, поэтому разработаны специальные правила и принципы конструирования конкретных вопросов, блоков вопросов и анкеты в целом[12].

Среди разновидностей анкетирования, учитывая способ доставки анкет различают: 1) раздаточное (курьерское) анкетирование, которое позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории; 2) почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте; 3) прессовый опрос, в случае которого анкета публикуется в средствах массовой информации.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет свои преимущества и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ли ему участие в опросе или нет[13].

Основной инструментарий анкетирования — анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Не останавливаясь на этой теме, отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов (так называемая паспортичка)[14].

Среди разнообразных видов качественных исследований особый интерес для будущих профессиональных менеджеров по персоналу представляет интервьюирование. По сути, этот метод сбора социальной информации блестяще зарекомендовал себя уже во времена Древней Греции. Известно, например, что древнегреческий философ Сократ (469–399 гг. до н.э.) активно применял целевые интервью, достиг на этом поприще большого совершенства и завоевал среди жителей огромную популярность.

Интервьюирование — вид опроса, представляющий собой целевую беседу по определенной (заданной) теме. Интервью, несмотря на то, что в некоторых случаях (например, при проведении свободного интервью) производит впечатление легкой неподготовленной беседы, строится по определенному многокомпонентному сценарию, в который в определенной последовательности включаются заранее тщательно сформулированные, прошедшие отбор и «выдержавшие» специальные формы контроля вопросы. Результаты интервью заносятся в специальные протоколы и подлежат, как и результаты анкетирования, последующей обработке. В ряде случаев это более сложная обработка, требующая неоднократного прочтения протоколов интервью и многоуровневой интерпретации полученной информации.

В отличие от анкетирования интервьюпредполагает иной вид контакта с респондентом: в качестве посредника в этом случае выступает фигура интервьюера, выполняющего роль оператора. Роль интервьюера не сводится только к раздаче анкет и обеспечению их заполнения респондентами, но и предполагает в зависимости от вида интервью более или менее активное участие в коммуникации. Более значимая по сравнению с анкетером роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти дополнительную и более сложную подготовку.

Тестирование относят к опросным методам сбора информации, так как в основании тестирования лежат определенным образом составленные вопросы и ответы. В отличие от анкетирования и интервьирования в тестах используются только стандартизированные вопросы, задачи и задания (т.е. снабженные вариантами ответов или шкалами результатов). Тесты имеют очень широкую сферу применения, они используются: для измерения индивидуальных особенностей, для отбора (профессионального, например), для прогнозирования и корректировки личности. В социологии используются самые различные виды тестов: гомогенные (измеряющие одно определенное свойство) и гетерогенные (измеряющие несколько свойств); ситуационные тесты (тесты действия); тесты уровня развития социальной, интеллектуальной, культурной, политической, этической и других сфер деятельности личности и сфер функционирования индивидуального сознания; тесты личности; критериально ориентированные тесты.

Особое место сейчас занимают тесты достижений, позволяющие обнаружить возможности социального развития личности, возможности овладения определенными социальными навыками и развития имеющихся способностей. Очень перспективным является тестирование прогноза успешности социального действия или социальной деятельности.

Границы применения метода тестирования в управлении персоналом связаны прежде всего с ограничениями, накладываемыми процедурой стандартизации вопроса, с трудностями составления оценочных шкал, а также с возможными нежелательными психологическими последствиями неуспешного тестирования.

По критерию предмета исследования различают следующие виды тестов:

1. Общеличностные тесты, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности.

2. Личностные тесты — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей).

3. Групповые тесты, предназначенные для диагностики групповых психических процессов, таких, как уровень сплоченности групп и коллективов, особенности группового психологического климата, межличностного восприятия, сила давления групповых норм на ее членов и др.

С точки зрения технических приемов выделяют четыре разновидности тестов:

1. Объективные тесты — преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания. Примером может быть «детектор лжи», в основе которого — измерение кожно-гальванического рефлекса, служащее индикатором эмоционального состояния.

2. Опросные методики или субъективные тесты. Эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения.

3. Тесты «с карандашом и бумагой». Например тест для диагностики внимания — вычеркивание определенных букв в тексте (корректорский тест) или вычерчивание оптимального выхода из лабиринта (оценка свойств интеллекта).

4. Тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых. Например, методика групповой оценки личности.

В любом виде теста присутствует особенность тестовой методики — многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики. По сути, тест - это серия испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного свойства.

Другим важным требованием, предъявляемым к тестам, является требование быть адекватным изучаемому объекту. Любой тест может быть применен только к группам испытуемых, которые аналогичны базовой — то есть той, на которой отрабатывались тестовые задания. Для того, чтобы измерить одно и то же свойство в разных группах (половозрастных или же социальных) должны использоваться специфические наборы заданий, а общий принцип может при этом быть сохранен. Это же требование должно применяться к тестам, первоначально разработанным в иных социально-культурных условиях — такие тесты должны пройти соответствующую адаптацию.

Существуют два пути обоснования надежности теста. Первый заключается в сопоставлении с другими показателями, измеряющими то же свойство и с данными, измеряющими частные составляющие данного свойства. Второй путь опирается на теоретическое представление об объекте исследования. Именно здесь коренятся важнейшие критерии надежности теста.

Социометрические опросы проводятся в малых группах (т.е. в группах численностью 15–20 человек, где люди достаточно хорошо знакомы) и обычно, применительно к определенной ситуации (конфликт, проблема выбора конкретного лица для выполнения каких-либо обязанностей, необходимость решения каких-либо задач и т.д.). Это предопределяет и специфические особенности социометрического инструментария, для которого характерны: 1) четкая направленность опроса; 2) небольшое количество вопросов (заданий); 3) сплошное обследование и, как правило, 4) обязательность строгого соблюдения анонимности.

Особые требования при конструировании социометрических карточек предъявляются к этической корректности вопросов и исследования в целом.

Внешне социометрическая карточка может выглядеть как мини-анкета или как схема-задание. В случае использования схем особое внимание уделяется составлению инструкции по работе с карточкой: очень точно задаются смыслы всех условных обозначений.

В зависимости от целей и задач социометрического опроса можно применять несколько принципиально различных подходов к составлению социометрических вопросов и заданий, что дает ряд вариантов. Здесь выделяют опросы, построенные: 1) на строгом альтернативном выборе; 2) на свободном выборе-предпочтении; 3) опросы, построенные на обязательном моно- или дуальном выборе; 4) на ранжирующем выборе, а также аналогичный набор вариантов, построенных на выявлении неприятия (отклонения) тех или иных лиц. Возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.

Социометрия выполняет следующие функции.

1. Этот метод позволяет измерить степень сплоченности — раздробленности группы.

2. Социометрия выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый.

3. Социометрический тест способен выявить внутригрупповые подсистемы - сплоченные образования со своими неформальными лидерами.

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - т.е. установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий - конкретная содержательная ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других членов группы. В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с избираемым партнером или же предположение о том, кто из членов группы выберет (или отклонит) респондента как партнера по совместной деятельности. В социометрическом тесте фиксируются различные виды выбора и формулируются (в виде вопросов) различные социометрические критерии.

Результаты социометрического теста (проводимого в виде опроса) представляются в виде социоматриц и социограмм, позволяющих в схематичном деперсонализированном виде представить межличностные взаимоотношения, личностные статусы, групповые структуры. Это также является значимым преимуществом применения данного метода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.