КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие правила интерпретации
1. При интерпретации понятий обязательно соблюдение логических правил работы с понятиями. 2. В процессе интерпретации преимущественное внимание уделяется анализу необходимых и существенных признаков предметов, описываемых основными (ключевыми, опорными) понятиями. 3. В рамках одного исследования обязательно соблюдение принципа концептуально-методологической целостности и единства всех шагов интерпретации. 4. Основные понятия, эмпирические показатели и индикаторы должны быть адекватны операциональными индикаторам, инструментарию и иным средствам исследования. 5. Интерпретация должна удовлетворять требованию «эмпирической заземленности», т.е. доступности эмпирическому измерению, принципиальной проверяемости и надежности[21]. При разработке программы социологического исследования с использованием методов наблюдения, измерения, моделирования, некоторых форм теоретического анализа операционализацию основных понятий завершает процедура квантификации. Квантификация — специальная социологическая процедура, позволяющая представить исследуемые параметры предмета социологического исследования (свойства, стороны, отношения, характеристики) в количественной форме. Квантификация является центральной процедурой в тех видах социологических исследований, в которых применяются количественные методы исследования.
Основные этапы квантификации: 1) выявление исследуемых признаков; 2) точное определение исследуемых признаков; 3) выявление границ исследования для каждого признака; 4) выявление и определение переменных, подлежащих исследованию; 5) доказательство качественной однородности исследуемых переменных; 6) выявление условий и границ применения данного количественного метода исследования; 7) определение единиц счета или измерения; 8) определение методик счета или измерения. Процедура квантификации очень сложна и представляет собой решение увлекательной и чрезвычайно сложной исследовательской задачи. Действительно, как, например, можно квантифицировать такие социальные качества личности как уверенность в себе, симпатия к кому-либо, интерес к чему-либо, желание что-то иметь или добиться чего-то? Как шкалировать эти качества, как их измерить? И как доказать, что эти характеристики личности можно измерить с использованием количественных методов? Наконец, как произвести этот замер, чтобы не снизить качество результатов исследования? Решение этих задач осуществляется через максимальное приближение имеющегося в распоряжении исследователя математического инструментария количественного анализа, философско-социологического и психолингвистического инструментария качественного анализа. Если рассуждать в терминах гегелевской диалектики, то речь идет о применении к изучению конкретных социальных явлений закона взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения. В заключение следует отметить, что операционализация — это необходимая процедура социологического исследования, требующая от исследователя знания логики и тщательного скрупулезного анализа. Для облегчения этой нелегкой и объемной работы обычно максимально используются схемы, таблицы, диаграммы и иные способы систематизации и наглядного изображения материала. После выполнения теоретической части программы в эмпирическом социологическом исследовании осуществляется разработка инструментария исследования (анкет, вопросников, схем интервью, опросных карточек и т.д.). В основе большинства методов эмпирических социологических исследований используются вопросно-ответные методики. Поэтому не только тем, кто разрабатывает инструментарий интервьюирования необходимо разобраться в способах составления вопросов, основных возможностях того или иного вида вопроса, а также выяснить границы применения различных видов вопросов и способы анализа полученных ответов. А для тех, кто готовит вопросник интервью — это задача первостепенной важности.
Контрольные вопросы, задания и упражнения ► 1. Что называется программой интервью? Какие основные разделы она включает? Какие функции в опросе выполняет программа? ► 2. С какой целью осуществляется выработка единой концепции интервью? ► 3. Какую роль в интервью играет правильная постановка и точная формулировка основной проблемы интервью? ► 4. Перечислите основные типы проблем, которые могут быть предметом интервьюирования. ► 5. Дайте определение понятий «цель интервью» и «задача интервью». Сформулируйте цели (1–2) и задачи (2–3), которые могли бы иметь место при проведении исследования по теме «Факторы, влияющие на адаптацию новых сотрудников в коллективе». ► 6. Кто может являться объектом опроса по теме «Исследование отношения курящих рабочих конвейерного производства к режиму труда»? В каких случаях допустимо опрашивать некурящих сотрудников? Аргументируйте свои ответы. ► 7. Что такое гипотеза? Какую роль гипотезы выполняют в опросе? ► 8. На какие элементы программы ориентирована гипотеза? Как осуществляется логическая связь различных элементов программы? ► 9. В виде схемы изобразите пути реализации логической функции гипотезы в социологическом исследовании. ► 10. Перечислите дополнительные, специфические функции гипотез в учебном опросе. ► 11. Дайте определение гипотезы. Перечислите основные признаки гипотезы. ► 12. Дайте определение рабочей гипотезы. Чем отличается рабочая гипотеза от других видов гипотезы? Определите основания отличия рабочих гипотез от других видов гипотез. ► 13. Сформулируйте в письменном виде определение следующих терминов: «обыденная гипотеза», «гипотеза-прогноз». ► 14. Дайте определение конкурирующей гипотезы. Приведите примеры конкурирующих гипотез. ► 15. Заполните таблицу.
► 16. Переформулируйте приведенные далее гипотезы таким образом, чтобы они представляли собой утверждение о зависимости между двумя переменными. 1) «Возможно, что в ХХХ веке каждый человек, который не будет лениться, будет иметь средство передвижения». 2) «Если сотрудник выдержал конкурс на замещение вакантной должности и после зачисления на работу стал качественно выполнять свои обязанности, он сделает успешную карьеру». 3) «Низкая производительность труда и ошибки в работе объясняются либо недостаточно развитым трудолюбием, либо недостаточной квалификацией, либо слабой мотивацией к труду». ► 17. Исправьте замеченные Вами ошибки в приведенных в предыдущем задании формулировках гипотез. ► 18. Устраните ошибки, имевшие место при формулировке следующих гипотез: 1) «Обеспечение выпускника вуза персональной машиной способствует повышению его профессиональной подготовленности»; 2) «Отношение к руководству у сотрудников плохое»; 3) «Если профессионал следит за новинками по специальности, то это, как правило, результат производственной необходимости»; 4) «Профессиональный рост менеджера зависит от наличия свободного времени, места жительства, заинтересованности». ► 19. Определите, соответствуют ли требованиям, предъявляемым к гипотезам, следующие гипотезы: 1) «Узнать, как сотрудник относится к своему здоровью»; 2) «Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе»; 3) «Каковы семейные проблемы сотрудников и как они влияют на их производственные достижения»; 4) «Оценки, полученные сотрудниками в период аттестации персонала, н связаны с их интеллектуальными способностями»; 5) «Финансовое положение фирмы влияет на заработную плату персонала». ► 20. Решите задачу. Дано: 1. Гипотеза-основание А. 2. Все возможные гипотезы-следствия: В, С1, С2, Д. 3. При интерпретации получены индикаторы (соответственно) в, с1, с2, д. 4. Обнаружено, что имеют место социальные факты, соответствующие индикаторам в, с1; социальные факты, соответствующие индикаторам с2 и д1 не обнаружены. Требуется: определить степень подтверждения гипотез А, В, С1, С2, Д. Оговорите дополнительные условия подтверждения гипотез. ► 21. Приведите пример, соответствующий условиям предыдущей задачи. Попробуйте определить степень и условия верификации сформулированных Вами гипотез. ► 22. Рассуждая по аналогии, перечислите основные виды фальсификации. Дайте письменное определение каждого вида фальсификации. ► 23. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: 1) «претендент на должность менеджера», 2) «слушатель курсов профессиональной переподготовки», 3) «сотрудник Иванов И.И., уволенный с работы 22.02.1998 г.», 4) «персонал МВД», 5) «Карпов И.Н., неформальный лидер сектора продаж». ► 24. Приведите примеры нерегистрирующих понятий. Сконструируйте вопросы с применением нерегистрирующих понятий. ► 25. Приведите собственные примеры всех 7 видов отношений между объемами сравнимых понятий. Приведите также примеры несравнимых понятий. Заполните следующую таблицу
► 26. Изобразите при помощи круговых схем (кругов Эйлера) отношения между основными понятиями, описывающими тему: «Неэкономическая мотивация персонала». ► 27. Внимательно ознакомившись с правилами определения понятий, найдите и исправьте ошибки в следующих определениях: 1) «Бюрократ — это человек, который не является коммерсантом, не является производителем, не является деятелем науки и искусства»; 2) «Работодатель — человек, который дает людям работу»; 3) «Корпоративная стагнация — это ситуация отсутствия производственного и экономического роста»; 4) «Совесть — это человеческое качество, представляющее собой осознание человеком ответственности и долга перед самим собой». ► 28. Определите виды деления понятий, допускающие, чтобы объемы членов деления находились в отношении пересечения. ► 29. Выявите 5–6 оснований для деления понятия «персонал организации». Конкретизируйте это понятие и осуществите его деление до 4-го или 5-го уровня. ► 30. Выявите 5–6 оснований для деления понятия «межличностный конфликт». Осуществите его деление до 4-го или 5-го уровня. ► 31. Что такое операционализация понятия? Какие функции она выполняет при составлении программы опроса? Дайте письменное определение этого понятия, включающее перечень основных функций. ► 32. Дайте определение понятия «интерпретация». На каких этапах опроса производится интерпретация понятий? Какие функции она выполняет в опросе? ► 33. Составьте, пожалуйста, схему «Виды интерпретации понятий в интервью». ► 34. Перечислите правила выполнения процедур интерпретации. ► 35. Составьте и заполните таблицу «Типичные ошибки, возникающие при формулировке гипотез интервью» по следующей форме:
► 36. Произведите деление следующих понятий: 1) «государственный служащий»; 2) «эксперт»; 3) «мотивация персонала»; 4) «профессиональные ошибки»; 5) «профессиональные достижения»; 6) «этапы жизненного пути»; 7) «качество продукции». ► 37. Какие из описанных в данном разделе методических приемов, процедур и техник применимы при подготовке и проведении биографического интервью? ► 38. Как следует поступить в следующих ситуациях: 1) Вы вынуждены проводить интервью, программа которого Вам не известна; 2) Вы не знаете основных гипотез исследования; 3) Вы имеете дело с вопросом, в котором заметны логические ошибки, допущенные при конструировании вопроса? 4) интервьюируемый обратил Ваше внимание на ошибки используемого Вами инструментария; 5) бланк интервью содержит вопросы, которые на Ваш взгляд, не подлежат последующей интерпретации; 6) варианты ответов содержат сленговые выражения? ______________________________________________________
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |