Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пилотных прикладных исследований в форме опроса

Примерные темы

1. Отношение сотрудников отдела кадров (наименование организации/подразделения) к новым формам аттестации персонала.

2. Совершенствование методов управления отделом продаж (наименование организации/подразделения).

3. Роль руководителя в создании благоприятного психологического климата (наименование организации/подразделения).

4. Отношение сотрудников (наименование организации/подразделения) к введению плановой ротации персонала.

5. Возможности экономии рабочего времени в (наименование организации/подразделения).

6. Профессиональные способности студентов-управленцев.

7. Эффективность корпоративных тренингов в (наименование организации/подразделения).

8. Основные направления развития персонала в (наименование организации/подразделения).

9. Развитие профессиональных и личностных качеств менеджера по персоналу (на основе изучения мнений выпускников ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова).

10.Профессионально значимые коммуникативные навыки менеджеров (наименование организации/подразделения).

11.Экспертный опрос «Проблемы подбора персонала в наименование организации/подразделения)».

12.Мотивация персонала в (наименование организации/подразделения).

13.Определение содержания и форм разработки социального пакета для сотрудников (наименование организации/подразделения).

14.Определение потребности сотрудников (наименование организации/подразделения) в корпоративном обучении.

15.Изменение организационной культуры в (наименование организации/подразделения).

16.Разработка дресс-кода для менеджеров (наименование организации/подразделения).

17.Выявление лояльности персонала (наименование организации/подразделения).

18.Личностные качества руководителя (наименование организации/подразделения).

19.Профессиональная компетентность специалистов (наименование организации/подразделения).

20.Выявление ключевых компетенций менеджера по персоналу (наименование организации/подразделения).

 

 


[1] Ильин В.В. Научность и ее критерии // Вестник Моск. университета. Серия 7. Философия. 1987. № 4. С. 20–29. С. 20.

[2] Нестрого построенная (функциональная) типология, учитывающая основные виды социальной информации, с которыми имеет дело социолог. Мнения людей, которые, например, интересуют социолога при проведении опросов, могут включать все перечисленные виды информации, но у различных людей в зависимости от меры их компетентности в данном вопросе, а также от аналитических способностей и навыков общения они представлены в различной степени.

[3] См. работы В.А.Ядова.

[4] См.: Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М., 1996. С. 43–44.

[5] См.: Практикум по прикладной социологии. М.: МГУ, 1987. С. 4–6.

[6] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 3-е изд. Самара, 1996. С. 32–34.

[7] Студентам следует иметь в виду, что приведенное выше деление методов на два основных класса условно и применяется в основном в познавательных целях.

[8] Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 37.

[9] См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 3-е изд. Самара, 1996. С. 73–75.

[10] См. список литературы.

[11] См.: Практикум по прикладной психологии. С. 116–117.

[12] В социологии сложились определенные тербования, которые предъявляются к вопросам. См., напр.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1996. С. 132–158; Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.И.Шереги. М.: Политиздат, 1990. С. 74–88.

[13] См.: Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Пер. с нем. Общ. ред. и вступ. статья Н.С.Мансурова. 2-е изд. М.: Прогресс, 1994.

[14] См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1996; Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.И.Шереги. М.: Политиздат, 1990.

[15] См.: Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.И.Шереги. М.: Политиздат, 1990. С. 147–155.

[16] Следует иметь в виду, что в литературе представлены и другие подходы к определению данного понятия.

[17] Материал данного параграфа и первого параграфа следующего раздела требуют повторения студентами, изучавшими логику и должны быть тщательно изучены студентами, которые не прошли обучения по соответствующему курсу..

[18] Проверка понятий на правильность выполнения этого правила и заключается в выявлении характера отношений между понятиями, полученными в результате выполнения операции деления.

[19] См., напр.: Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. С. 44–47.

[20] Практикум по социологии / Под ред. И.М.Слепенкова и др. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 25.

[21] Дополнительно см.: Практикум по социологии / Под ред. И.М.Слепенкова и др. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 18–20.

[22] См. работы А.А.Старченко, М.В.Волченко, А.Д.Гетмановой и др. авторов.

[23] См.: Гетманова А.Д. Логика. М.: Высшая школа, 1986. С. 242–243.

[24] Здесь и далее термины «вопрос», «технический вопрос», «анкетный вопрос», «вопрос интервью», «тестовый вопрос» употребляются как синонимы.

[25] Здесь и далее в рамках данного вопроса порядковыми номерами «1», «2», «3» и т.д. будут обозначаться группы видов вопросов, выделенных по указанному вслед за порядковым номером основанию.

[26] Следует отличать личностные вопросы и вопросы о личности респондента, которые предназначены для сбора информации о респонденте и обычно представляют собой вопросы о половой, возрастной, профессиональной, этнической принадлежности, об уровне его образования и материального дохода, месте проживания и иные сведения о личности и ее статусах.

[27] Если вопросник включает однотипные вопросы, то это может быть общая инструкция по работе с вопросами - в этом случае она приводится в самом начале вопросника. Если же вопросник включает вопросы разных видов и при ответе предполагается применение различных технологий то каждый такой вопрос должен быть снабжен отдельной инструкцией.

[28] Интерпретация результатов социометрических опросов базируется на предположении, что сделанные респондентом выборы (предпочтения) отражают взаимоотношения в группе и, следовательно, отражают структуру и содержание взаимоотношений, которые имеют место в действительности. Границы применения данного метода опроса связаны прежде всего с ограничениями, которые связаны с данным допущением, а также с возможностью фиксации межличностных взаимоотношений посредством социометрических карточек.

[29] См.: Практикум по социологии / Под ред. И.М.Слепенкова и др. М.: МГУ, 1992. С. 173–174.

[30] Приведу один пример. Однажды я дольше, чем планировала, искала нужную мне комнату в многочисленных корпусах Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Вместо того, чтобы спросить, почему я задержалась, мой собеседник сказал: «Вы, видимо не знали, что в нашем институте протяженность одних только коридоров составляет 107 километров. Говорят, что иногда там можно встретить души студентов, заблудившихся в поисках аудитории». Проанализируйте управленческие функции приведенного фрагмента. Сказал ли мне мой собеседник, что я допустила ошибку? Сделал ли он мне «внушение»? Вспомню ли я в следующий раз о том, что нужно заранее отправляться куда-либо, чтобы не заблудиться? Как изменилось мое представление об организации?

[31] Известная конфиденциальность разрабатываемых условных символов не является показателем скрытности личности, а, скорее, свидетельствует о профессионализме интервьюера, ведь быстрые суждения о респонденте могут быть плодом первого впечатления и не соответствовать качествам испытуемого, а случайное прочтение интервьюируемым подстрочных команд интервьюеру могут повлиять на результаты респондента и отношение его к происходящему интервью.

[32] Еще в 1948 г. Гарольд Ласвелл дал определение коммуникации как процесса, в ходе которого отправитель передает сообщение получателю посредством какого-либо канала.

[33] Вероятнее всего, данная ситуация вызвана очень серьезными причинами: отсутствием контакта интервьюера с опрашиваемой аудиторией, несовершенством инструментария или действием внешних факторов, неизвестных интервьюеру.

[34] Подробнее см.: Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 21–26.

[35] Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 66; о концепции Р. Морган см.: Барышева А.В. Как продать слона, или 51 прием заключения сделки. – М.: УРАО, 2000. – С. 60.

[36] Терминальные ценности — это «что-ценности», то есть ценности-цели; инструментальные ценности — это «как-ценности» или ценности-средства.

[37] Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – С. 129.

[38] В данной таблице использованы данные Д. Льюиса (см.: Там же. С. 129.)

[39] Подробнее см.: Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – С. 129–130.

[40] При повышенной вербальной речевой активности ограничение доступа поступающей информации наступает, прежде всего, за счет переключения внимания на подготовку речевого сообщения.

[41] Вы можете ознакомиться и с другими подходами, например, описание 19 некорректных приемов аргументации можно найти в книге: Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – М., 1998. – С. 123–127.

[42] Н.Н. Обозов.

[43] Однажды на небольшом официальном мероприятии, посвященном Международному женскому дню 8 Марта, один молодой мужчина, которому мужчины-коллеги дали «ответственное поручение» поздравить с праздником дам, имеющих значительный жизненный опыт и довольно высокий статус в организации, сказал: «Как говорится, …». Далее он перешел на латынь и минуты четыре что-то говорил. Высказавшись, оратор быстро удалился, мотивировав свою поспешность неотложными делами. Дамы некоторое время сохраняли полное молчание, после чего одна из присутствующих сказала: «По-моему его следует сократить: он же совершенно не умеет говорить по-русски».

[44] Прислушайтесь к древней притче. Однажды Цзыгун спросил Конфуция «Что если кого-то любят все односельчане?

Учитель ответил: «Это плохо». «Что если кого-то ненавидят все односельчане?» — снова спросил Цзыгун. Учитель сказал: «Это тоже плохо. Будет лучше, если его полюбят хорошие односельчане и возненавидят злые».

[45] Лишь очень уверенные в себе и профессионально высоко подготовленные люди, а также те, кто имеет большой коммуникативный опыт могут позволить себе без каких-либо внутренних эмоциональных напряжений сказать «я этого не знаю». Но и в этом случае вслед за признанием, как правило, идет уточнение типа «но едва ли кто сможет вам ответить на этот вопрос» или «но думаю, что это можно посмотреть в такой-то книге или у такого-то автора».

[46] Подробнее см.: Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – С. 117–119.

[47] См.: Шмидт Р. Искусство общения. – С. 59–65.

[48] Шмидт Р. Искусство общения. – С. 56–57.

[49] Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. – М.: Эксмо, 2002. – С. 187.

[50] В нашей стране профессиональный кодекс социолога был принят в марте 1987 г. на шестой конференции Советской социологической ассоциации Академии наук СССР.

[51] В ряде стран применительно к некоторым профессиям существуют нормативные документы, позволяющие привлекать к юридической ответственности за такие действия, даже если они совершены по неосторожности. К примеру, в США эксперты по антиквариату и художественным ценностям исключительно редко делают негативную экспертизу, так как может возникнуть такая ситуация, когда приходит адвокат заказчика экспертизы и говорит: «До проведения Вами экспертизы мой клиент считался обладателем такой-то ценности на столько-то миллионов долларов. После проведения Вами экспертизы он стал обладателем ценности на столько-то сотен долларов. Таким образом Ваши действия повлекли за собой материальный ущерб в размере стольких-то миллионов и моральный ущерб, оцененный моим клиентов в такую-то сумму». То есть эксперт может понести ответственность даже за такие по сути косвенные виды ущерба.

[52] Поскольку в качестве заказчика часто выступают не частные лица, а организации или их подразделения (службы), то взаимоотношения с заказчиками описывают и взаимоотношения с сотрудниками, и отношение к организации в целом.

[53] Семенова В.В. Качественные методы: ведение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – С. 113–14.

[54] См. подробнее: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2003. – С. 811–827.

[55] При построении таблицы использованы материалы: Ермаков М.Е. Выборочный метод в современных научно-педагогических исследованиях / Автореферат дисс. на соиск. Учен. степ. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. – С.16.

[56] Практикум по прикладной социологии / Под ред. Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева. – М.: МГУ, 1987. 2-е изд. 1992. – С. 100–105.

[57] Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.И. Шереги. – М.: Политиздат, 1990. – С. 67.

[58] Ермаков М.Е. Выборочный метод в современных научно-педагогических исследованиях / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С.16.

[59] Там же. С. 18.

[60] См. материалы приложения.

[61] При этом следует иметь в виду, что соответствующие указания респондент должен получить до начала ранжирования. Следовательно, соответствующий фрагмент инструкции должен быть расположен до списка ранжируемых свойств (качеств).

[62] Существуют пороги восприятия информации, пороги памяти, лингвистические барьеры и т.д.

[63] Сама по себе эта процедура для респондента является аналитико-оценочной по отношению к его собственным представлениям и, вне сомнения, не может не оставлять определенный (иногда очень глубокий) след в его сознании. Поэтому при составлении ранжирующих вопросов следует обязательно учитывать этико-аксиологические аспекты.

[64] Например, в ситуациях знакомства, при необходимости оценки профессиональной или какой-либо иной деятельности отдельных людей или групп; при необходимости получить какую-либо значимую информацию. Например, многие из нас в повседневной жизни используют методики парных сравнений. Советуясь друг с другом, люди спрашивают: «Что лучше купить: холодильник или телевизор? Телевизор или видеомагнитофон? Или лучше вообще купить шубу?»

[65] Иногда эта особенность данной методики используется исследователями для выполнения специальных задач, например, для выяснения противоречий сознания, для выявления скрытых установок и алогизмов.

[66] Матрица заполнена не полостью.

[67] Так называемое «разрыхленное» ранжирование, при котором шкальные интервалы между ранжируемыми качествами очень большие или неравномерные, иногда применяется специально для того, чтобы выявить и замерить способ реакции опрашиваемого на завышение интервала. Иногда эта методика используется при организации пробных исследований отработке инструментария для последующих измерений.

[68] См., напр.: Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. – М.: Школа-Пресс, 1992. – С. 35–36.

[69] То есть используется для организации отдыха респондента при опросах с большим количеством вопросов или наличии суперсложных заданий.

[70] Помимо шкалы суждений разновидностями вербальных шкал являются шкала понятий и редко употребляемая шкала умозаключений, каждый элемент анализа которой представляет собой цепочку высказываний (то есть цепочку с большей или меньшей логичностью вытекающих друг из друга предложений).

[71] В принципе включения свободных вариантов ответов в ранжирующий вопрос возможно, но требует специальных шагов: особо тщательного составления инструкции и обязательных мер по приведению шкал к рабочему виду при обработке результатов. При этом включенные респондентами элементы анализа будут обобщаться отдельно. Тем не менее, несмотря на трудности, использование полустандартизированного ранжирующего вопроса целесообразно в ряде ситуаций, например, в случаях, когда исследователь не уверен, что вопрос охватывает все значимые и необходимые для анализа характеристики (признаки, свойства, качества).

[72] См. выше.

[73] См. приведенную ранее матрицу парных сравнений.

[74] См. подробнее: Васильев А.П., Маригодов В.К., Слободянюк А.А. / Под ред. А.А. Слободянюка. Социологические исследования в педагогической практике. Вып. 2. – М.: НИИВО, 1992. – С. 21–23.

[75] См. в материалах приложения опросный лист, сконструированный Т. Пироговой и Н. Куприяновой при проведении исследования качеств делового человека.

[76] См. в материалах приложения описание методики индивидуального ранжирования ценностей, приведенное в учебно-ознакомительных целях.

[77] Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика: Словарь-справочник / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1991. – С. 115.

[78] См.: Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. – М.: Статистика, 1973.

[79] В социологии разработаны определенные правила работы с документами, которые должен знать каждый социолог. См., напр.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Наука, 1987. – 3-е изд. Самара, 1996. – С. 120–122.

[80] Аналогичные критерии применяются и в исследованиях в области психологии.

[81] Предлагаемая примерная форма отчета ориентирована на применение опросных методов исследования, но с некоторыми изменениями она может быть использована и в случае применения других методов.

[82] С обязательным указанием нумерации страниц по разделам и параграфам.

[83] Допустимо выполнять на примере нескольких основных показателей.

[84] При проведении учебного, пробного или некоторых иных видов опросов допустимо максимально краткое описание его программы и результатов. Так, например, в графе 8 допустимо по окончании сбора и обработки данных произвести краткий анализ гипотезы.

[85] Анализ этого вопроса целесообразно включить в графы № 10 и 11 таблицы следующего пункта отчета (2.4).

[86] Анализ этого пункта отчета рекомендуется завершить составлением нового вопросника, учитывающего замечания респондентов, анализ результатов опроса, недостатки опроса, конкретный опыт проведения данного опроса и др.

[87] В графе 12 размещаются различного рода замечания о вопросе и результатах ответов. В этой связи будет уместным в целях уплотнения данных порекомендовать использование системы условных обозначений.

[88] Обязательное приложение. Бланки с результатами опросов респондентов подшиваются к отчету в целях подтверждения достоверности результатов, а также для последующего использования результатов данного опроса при осуществлении дополнительных видов анализа.

[89] Отчет сдается в переплетенном виде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Титульный лист | Применение воды в теплоэнергетике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.