КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Системы и технология разработки нефтяных месторождений
Вопрос Вопрос История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой. Широко применялась во многих древних государствах библейская, или церковная, десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей. По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный налог. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновениягосударства и до разделения общества на классы. Средства, получаемые от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.В развитии налогообложения можно вы делить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными особенностями. Первый период включает хозяйственные системы древнего мира и средних веков и отличается неразвитостью и случайным характером налогообложения. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, дань и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношении налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. В Древней Греции в IV-VII вв. до н.э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания, водопроводы, дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов. В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии с их достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении. Сумма налога определялась специально избранными чиновниками. Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился первый всеобщий денежный налог - трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Общее количество налоговых платежей в древнем Риме составляли более 200. В III—IV вв. до н.э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э. Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну. Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов. Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях. Император также ввел налог с наследства. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат). Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др. Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Второй период развития налогообложения (конец XVII - начало XVIII в.) характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. В этот период начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). Он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика являются показателем свободы, а не рабства. Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. После первой мировой войны были проведены налоговые реформы, которые полностью обоснованы научными принципами налогообложения. В то же время необходимо признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Постоянные налоговые системы в развитых странах свидетельствуют о создании оптимальной и обоснованной системы налогообложения.
Первым научным трудом в России в области налогообложения, считается опубликованная в 1818г. книга Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов». До этого периода в русском языке использовалось слово «подать». Можно выделить 5 этапов развития налогообложения в России. Первый период. (9—17 в.в.) Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней. Применялось в древней Руси и косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы — «мыт»; за перевоз товаров через реки — «перевоз»; за право иметь склады — «гостиная»; за право устраивать рынки — «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров — «номерное»; с измеряемых товаров — «осмичее»; при клеймении животных — «пятно»; при причаливании судов — «побережное»; за убийство — «вира»; за преступления — «продажа» и др. Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога — «выход», взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана — баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины. Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя. В конце 13 века налоговая система была реформирована Иваном III,который ввел первые прямые и косвенные налоги. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В этот период были заложены основы налоговой отчетности. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название «соха». Его размер определялся на основании «сошного письма» первой налоговой декларации, которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы — «сохи». Соответственно на их основе писец определял величину налогов. Размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в ХV- Х VII в. была сложна и запутана. Она стала более упорядоченной в 1655 году с созданием Счетной палаты, в компетенцию, которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов и исполнением доходной части российского бюджета. во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь. В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов. Второй период. (18 век) Включает в себя реформы Петра I и Екатерины II. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороду. Были введены налоги: с постоялых дворов, с продажи съестного, гербовый сбор и др. в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в. Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Петр I установил правило, по которому от уплаты налогов освобождались те, кто служил государству. В период правления Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена "гильдийская" подать - процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого». Третий период (налоговые реформы 19 - 20 веков). Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов. Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения. Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте. Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога. В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам. При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов. Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Начало XIX в. характеризуется развитием финансовой науки. Так, в 1810г. Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований, создателем которой выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. М. Сперанский. Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных доходов и расходов по этой программе актуальны и по сей день. При Александре I вносятся крупные изменения в части таких налогов, как: пошлина с наследства, гербовый сбор, а также вводятся новые сборы (паспортный сбор), реформируется система организации налогов и сборов. В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. Четвертый период. Налоговые реформы СССР. В 1917г. был учрежден Народный комиссариат финансов. Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например: был введён единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, единовременный чрезвычайный революционный налог, которым облагались городская буржуазия и купечество. Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЕПа, в этот период были заложены основы налоговой системы Советского государства, (с доклада В. И. Ленина «О замене продразверстки продовольственным налогом» в марте 1921 г.). В 1930-1932 гг. в была проведена кардинальная налоговая реформа и все налоги были преобразованы в два основных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 г., был издан закон «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан». Этот налог взимался в размере 6 % от заработной платы, средства поступавшие от сбора этого налога шли на содержание детей в интернатах.. В 1989 г. налог на холостяков был отменён. Пятый период. Налоговые реформы Российской Федерации (1990 - начало 21 в) Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», образуется государственная налоговая служба. В 1993 г. была образована Федеральная служба налоговой полиции (упразднена в 2003 году). В 1998 году была принята первая часть НК РФ. В 2000 году - вторая часть НК РФ. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, отменяются некоторые виды налогов, реформируется система налоговой системы. Всё это связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |