Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный этап

Основные этапы проведения телеконференций

Ряд требований к использованию телеконференций в учебном процессе

Для достижения наибольшей эффективности необходимо соблюдение ряда требований к использованию телеконференций в учебном процессе:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане и определенной учебными целями задачи (проблемы), которая может обладать следующими свойствами:

- не имеет определенного решения и поэтому требует коллективного обсуждения для его выработки; - требует анализа и сравнения существующих точек зрения и выработки определенного суждения на этот счет; - требует совместного решения или создания какого-либо продукта деятельности.

1. Обязательное получение в итоге конференции практически, теоретически, познавательно значимого результата.

2. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

3. Структурирование содержательной части телеконференции (с указанием поэтапных результатов).

4. Использование участниками методов сравнения, анализа, исследования, моделирования, навыков коммуникативного общения и творческого мышления.

Основываясь на опыте проведения учебных телеконференций, предлагаем несколько рекомендаций по вопросам их организации и проведения в реальном учебном процессе.

Отметим, что учебные телеконференции, являясь частью реального процесса обучения, обладают некоторыми особенностями в их организации и проведении, в отличие от большинства распространенных телеконференций в Интернет. Во-первых, это строгая учебная направленность обсуждений, что влечет за собой контроль модератора за деятельностью каждого участника во время работы конференции. Во-вторых, это ограниченность во времени проведения. Вследствие тесной связи с временными и тематическими планами обучения в школах, учебная телеконференция не может быть слишком затянута (не более 1-2 месяцев) и имеет конкретное время своего начала и окончания.

а) Выбор темы, постановка целей и задач Согласно изученному опыту проведения подобных мероприятий, ошибкой является выбор слишком общих тем, если только основной целью конференции не является просто обучение работе в среде телеконференций. Например, телеконференция «Я и Интернет» является практически бесконечной, здесь существует бесчисленное множество направлений, по которым можно поговорить. Но, на самом деле, все, в конце концов, сведется, в силу неконкретности выбранной темы, к общим разговорам о том, что «Интернет - очень полезная штука».

Необходимо не забывать, что учебная телеконференция должна помочь сформировать у ученика определенную систему знаний по обсуждаемым вопросам. Поэтому ясная и четкая постановка учебных целей и задач является необходимым условием. При постановке конкретных целей и задач большую вспомогательную помощь может принести составление моделей обучаемых «до» и «после» проведения телеконференции. В этих моделях должны быть отражены наиболее существенные характеристики участников, отображающие их образовательный уровень как в области обсуждаемого предмета, так и в области информатики (в частности, телекоммуникационных технологий), их коммуникативные навыки, уровень общего развития.

б) Содержание учебной телеконференции. Согласно поставленным целям и задачам, модератор должен произвести отбор содержания в учебную телеконференцию и предъявить его в виде структурной схемы. Такая схема представляет собой совокупность основных понятий и проблем, отобранных для обсуждения с указанием их взаимосвязей. Затем, используя эту схему, модератор планирует предполагаемое развитие обсуждения в телеконференции в виде последовательного перечня основных тематических (проблемных) направлений.

в) Выбор участников учебной телеконференции Важно определить круг участников (учащиеся каких классов, школ, городов) и формы их участия в конференции (командное, групповое, парное или индивидуальное). Как правило, выделяется основная группа участников - учащиеся, для которых, собственно, и организуется телеконференция, и дополнительная группа - это могут быть учителя школ, педагоги вузов или просто интересующиеся обсуждаемыми в конференции вопросами. За две-три недели до начала конференции полезно «вывесить» объявление о планируемом мероприятии на веб-сайте школы-организатора учебной телеконференции. После выявления круга участников модератор должен разослать инструкции по проведению данного мероприятия учителям других школ, координирующим работу своей группы.

Эти инструкции должны касаться следующих моментов:

1. цели и задачи учебной телеконференции, ожидаемые результаты;

2. план проведения обсуждений - сроки, задания, прогноз ожидаемого развития;

3. выбор участников, требования к их знаниям и умениям к началу работы телеконференции;

4. организация деятельности участников - «вписывание» телеконференции в учебный процесс; формы и способы организации работы участников, режим их работы, расписание каждого проводимого занятия;

5. шаблоны сообщений участников;

6. способы телекоммуникационного взаимодействия;

7. способы оценки работы участников.

Лучше, если инструктаж будет оформлен в виде описания, как сам модератор построит работу со «своими» обучаемыми, и будет содержать достаточное количество примеров. Возможно, координаторы предложат свои дополнения и корректировки. Далее, во время проведения конференции между модератором и координаторами должна поддерживаться постоянная переписка, невидимая для обучаемых, в которой могут обсуждаться возникающие проблемы и пути их решения. После определения круга участников, минимум за неделю до начала конференции, чтобы иметь запас времени для устранения в случае необходимости обнаруженных технических и организационных проблем, необходимо провести перекличку всех участников.

Перекличка имеет три важные особенности: -это сообщение станет предупреждением о скором начале конференции; -проверит наличие участников; -выявит проблемы (организационные и технические) участников конференции: может быть, они недостаточно свободно владеют электронной почтой или другими необходимыми компьютерными и сетевыми технологиями.

Привлечение к телеконференции сторонних участников несет как положительные, так и отрицательные моменты. Поэтому в каждом конкретном случае модератор сам, сообразуясь с целями учебной телеконференции, должен определить, насколько и каким образом может быть расширен круг участников.

К положительным моментам такого расширения можно отнести: - увеличение количества различных мнений, что, несомненно, должно вызвать оживление дискуссий; -учителей и преподавателей можно вполне использовать как экспертов в области обсуждаемых вопросов; -повышение мотивации, ответственного отношения и познавательного интереса основных участников.

К отрицательным - большая вероятность отклонения от намеченных направлений обсуждения и увеличение работы модератора по обработке приходящих сообщений.

г) Сроки проведения телеконференции

Определение сроков проведения телеконференции играет немаловажную роль в успешном ее осуществлении. Даты начала и окончания каждого этапа обсуждения должны быть оговорены с координаторами всех сторон-участников и выбраны оптимальными. Сетевое мероприятие, такое, как, например, телеконференция, предполагает присоединение к любой теме обсуждения любого участника в любое время работы конференции. Это свойство дает, безусловно, большие преимущества в дидактическом и педагогическом плане. Однако, являясь учебной, вписанной в процесс обучения школы, телеконференция должна, тем не менее, иметь временные этапы, в течение которых будет происходить обсуждение запланированных модератором вопросов, и быть компактна по времени.

И все же вероятны ситуации, когда может произойти вынужденное смещение сроков.

Это может быть связано с возникновением некоторых проблем: например, какая-либо группа участников задержалась с высылкой своих сообщений по данному вопросу, или по одному из вопросов развернулось расширенное обсуждение, требующее дополнительного времени. В этом случае задача модератора - оценить важность возникшей ситуации: стоит ли продлевать установленные ранее сроки. Быть может, в первом случае сообщений других участников вполне достаточно для того, чтобы считать обсуждение состоявшимся, или обсуждаемый вопрос не является столь важным, чтобы ожидать прихода сообщений опаздывающей группы (однако модератору следует выяснить причину подобного молчания и при необходимости высказать свое замечание), или, как во втором случае, развернувшаяся дискуссия, быть может, уведет участников в сторону от целей конференции. Тогда, конечно, выделять дополнительно время не следует. Но если, например, завязавшаяся дискуссия действительно интересна и привносит массу положительных эффектов в решение поставленных в конференции учебных задач, то необходима коррекция временных рамок этапного развития конференции.

Планируя сроки проведения учебной телеконференции, надо обязательно выделить дополнительно по одной - две недели в начале и в конце телеконференции. Первые недели будут связаны с решением проблемы адаптации к работе участников в сетевом режиме, их раскрепощением и необходимым получением элементарных навыков работы в сетевой конференции, а также с относительным упорядочением работы всех удаленных участников. Так как подобное сетевое мероприятие не может быть одновременно начато и одновременно завершено всеми, последние недели дадут возможность всем участникам прийти к завершению, работая в выбранном ими режиме.

д) Планирование развития конференции

Несомненно, для успешного хода телеконференции важна детальная разработка схемы развития конференции. Модератор еще до начала конференции должен наметить основные вопросы, направления обсуждения, этапы, временные рамки их проведения. В его задачи входит составление прогноза содержательного развития и предопределение возможных результатов. Необходимо продумать возможные отклонения в развитии обсуждения и способы их поддержки или ликвидации. По сути, модератор должен быть готов к изменению хода конференции в любой момент времени и иметь, соответственно, запасной вариант для ее продолжения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Со скрытой координацией | Проведение учебной телеконференции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.