Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кошель наполнил я тяжелый свой

Различными цветами и травой,

О сколько свойств заключено благих

В цветах и травах, в разных свойствах их…

Но доброе, коль ложно применение,

Ведет к печальным злоупотребленьям,

И благо обращается в порок,

Порок – иной раз в доблесть. – Вот цветок,

Здесь в тонкой оболочки яд разит,

Но силу врачевания он таит.

Он создал учение о знаках природы – «сигнатуре», смысл которого в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы являются прекрасным сердечным средством. Учение о сигнатуре просуществовало в медицине до тех пор, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебные свойства, и стали усиленно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений

3. Для врача важным является только опыт и наблюдение: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». Он был первым, кто приблизил химию к аптечному прилавку и постели больного.

5.Здоровье по ПАРАЦЕЛЬСУ связано с нормальным содержанием 3-х начал: серы, ртути и сурьмы. Нарушение их правильных соотношений приводит к болезни. Он успешно применил втирание ртути при лечении сифилиса, рекомендовал препараты сурьмы.

4. С интересом к химии связано открытие и применение Парацельсом целебных минеральных вод. Он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету. Парацельс непримиримо выступал против схоластики и авторитетов средневековья. В этом была его крупнейшая заслуга. При вступлении в должность профессора он опубликовал меморандум: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны, а наполнение наблюдений поиска и нахождение действенных средств помощи больным». В «Иванов день» (день Ивана Купалы) он демонстративно сжег на костре сочинения Галена и «Канон» Авиценны. Этим актом он нажил себе массу врагов и был изгнан из Базеля. Он много путешествовал по разным странам, посетил Италию, Францию, Португалию, Англию, Шотландию, Швецию, Польшу и Россию, жил в Константинополе. Во время пребывания Теофраста в Вавилоне он полемизировал с первым доктором медицины Георгием Скорина. Скитаясь по горно-промышленным районам Южной Германии, он описал некоторые профессиональные заболевания рудокопов, вредность труда литейщиков, связанную с отравлением серой, ртутью, сурьмой, свинцом. Он первым описал «французскую (галльскую болезнь)», установив, что она передаётся заражением. Парацельс разработал рациональную систему лечения ран и переломов.

Он разработал свою классификацию факторов, влияющих на здоровье человека, разделив их на 5 видов:

1) естественные факторы, свойственные конституции каждого человека;

2) яды и факторы, привносящие заражение;

3) факторы психологического характера;

4) астральное воздействие;

5) божественное влияние.

Хорошо известно, что на всех этапах работы Парацельс не избегал магии. Он стремился познать чисто физическое воздействие небесных тел – луны и звезд – на судьбы людей. Гёте избрал Парацельса в качестве прообраза Фауста. Своё произведение Гёте начинает с трагического признания старого ученого:

«Вот почему я магии решил предаться,

Жду от духа слов и сил,

Чтоб мне открылись таинства природы».

В хирургии Парацельс требовал, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов» чистыми повязками. Он развил новое для того времени учение о дозировке лекарств. За 2 столетия до признания хирургии отраслью медицины Парацельс настаивал на объединении хирургов и внутренней медицины в одну науку. С гордостью называл себя «доктором обеих медицин». Его книги «Малая хирургия» и «Большая хирургия» пользовались широкой популярностью. «Большая хирургия», вышедшая за 5 лет до его смерти, Парацельса явилась наиболее распространенным медицинским изданием XVI века.

5. Он много внимания уделял этике врача. Парацельсу принадлежат такие слова, как: «Врач не имеет права быть лицемером, старой бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным, а должен быть праведным человеком», или «Врач должен денно и нощно думать о своем больном и ежедневно наблюдать его», «Сила врача – в его сердце»

В ГДР была выбитамедаль Парацельса, которая являлась высшей наградой врача.

Представителем иятромеханики можно назвать врача, писателя, мыслителя первой половины XVI века Франсуа Рабле. Он был величайшим европейским сатириком. Его оглушительный смех по поводу человеческой глупости и общественных пороков уже несколько столетий («Гаргантюа и Пантагрюель»). В этой книге обличительной критике и осмеянию подвергается схоластика.

В 1601 году в Париже вышло собрание «Портреты знаменитых людей, живших во Франции с 1500 года. В разделе «знаменитые врачи» под номером 99 помещен портрет Франсуа Рабле.

Родился Рабле в семье адвоката. У него очень рано умерла мать и он с самого раннего детства Рабле был отдан в монастырь. В 25 лет он подстригся в монахи и в качестве простого священника жил при дворе епископа, отличавшегося большой образованностью. Здесь было много книг и Рабле увлекся переводами. По свидетельству современников он знал 12 языков. Пользуясь покровительством Эразма Роттердамского, Рабле смог поступить на медицинский факультет университета в Монпелье., в котором сразу после окончания преподает анатомию. В Лионе, где он продолжал медицинскую деятельность, вышли первые две книги его знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 1532 году вышли в свет егоо «Афоризмы Гиппократа», где греческий оригинал печатался параллельно с латинским текстом. В 1537 году стал доктором медицины и получил знаки отличия: золотое кольцо, тисненный золотом кушак, черную драповую панаму, шапочку из малинового шелка. Доктор Рабле был главным врачом госпиталя в Лионе, в последующем стал личным врачом и советником кардинала Ж. Дю Белле, своего покровителя. Его врачебные интересы безграничны – от анатомии (он начинал демонстрацию вскрытия трупов на лекциях ещё до Везалия) до эпидемиологии. Он занимается хирургией, изобрел ряд хирургических инструментов, венерическими болезнями, его терминология из его работ о проблемах здорового образа жизни и работ по терминологии («ангина» и «терапия») вошли во французскую литературу с его легкой руки.

Иятрофизик Бернардино Рамаццинни получил образование в Феррарском университете, а звание врача – в Пармском. Работал городским врачом и изучал труд и жизнь ремесленников и рабочих ряда мануфактур. При этом он интересовался условиями труда своих пациентов, не гнушался посещать самые неприглядные мастерские, чтобы понять, как возникают различные болезни. Одновременно с практической деятельностью он руководил кафедрой теоретической медицины в Модене, где читал курс лекций о болезнях ремесленников. Многолетняя, очень кропотливая работа почти полувекового труда была закончена в 1700 году. В этом же году он издал свой труд «О болезнях ремесленников». С этим совпало приглашение Рамаццинни на кафедру практической медицины в Падуанский университет. Здесь он был также назначен ректором. После нескольких лет работы в Падуанском университете Рамаццинни утратил зрение (катаракта), но полуслепым продолжал преподавать до своей кончины в 1714 году, произошедшей от кровоизлияния в мозг, перед началом очередной лекции в возрасте 81 года.

Подобно всем образованным людям своего времени Рамаццинни удалял время художественной литературе в прозе и стихах. Он работал ещё в области физики, изучал атмосферные явления, влияющие на здоровье. Один из первых писал об артезианских колодцах.

За свой труд «О болезнях ремесленников» Рамаццинни получил звание «отца профессиональной гигиены».

Книга была переведена на ряд языков, выдержала около 25 изданий во всех странах мира. На русский язык она была впервые переведена, но не полностью в середине ХIХ века. Полный её перевод вышел в 1961 году.

В предисловии к книге Рамаццинни приведены социальные мотивы, руководящие автором. Ученый считал своей обязанностью и призывал врачей способствовать улучшению жизни тех, чьим тяжелым трудом создаются ценности. По его образному выражению врач не должен восседать на золоченом кресле, а довольствоваться скамьей или даже чурбаном. В стихотворном посвящении своей книги он пишет:

«Ты для смрадных мастерских явился,

А не для дворцов блестящих знати».

Как иятрофизик он всю медицину сводил к механике и свой труд назвал медико-механическим трактатом. В нем он охватил более 60 известных ему профессий. Помимо личных наблюдений использовал труды зарубежных ученых. В книге дано систематическое описание профессиональных болезней, предпринята попытка связать их с условиями труда и дать рекомендации по лечению. Рамаццинни охватил почти все известные формы труда, такие как шахтеров, гончаров, мельников, прачек, кормилиц, могильщиков, аптекарей, повитух, а также солдат, охотников и писателей. Наиболее полно им описаны кожные болезни (из 40 основных и 14 дополнительных глав 26 посвящены кожным заболеваниям).

Б. Рамаццини описал клинические признаки заболеваний от воздействия основных групп неблагоприятных факторов производственной среды. Это пылевые, химические, физические, биологические факторы, а также перенапряжение.

Им описаны клинические проявления при воздействии металлической пыли у рабочих рудников, кремнеземной – у каменотесов и рабочих каменоломен, гипсовой – у штукатуров, обжигальщиков извести, мучной – у мельников и пекарей, зерновой – у просевальщиков, льняной – у чесальщиков льна. Он перечисляет встречающуюся в этой группе рабочих патологию: бронхит, астму, пневмокониозы, дерматозы.

Из химических факторов Рамаццини выделяет ртуть (живописцы, позолотчики, зеркальщики, шахтеры), свинец (гончары, живописцы), серу (химики, кузнецы). Особое внимание уделено фармацевтам, у которых наблюдается поражение органов дыхания, нервной системы, мочевыделительных путей, кожи, кишечника, органов зрения..

Рамаццини дает описание патологии при действии таких физических факторов, как высокая (у пекарей), низкая (у рыбаков) температура, шум (медники, мельники0. Описывает снижение слуха, глухоту. У гончаров он описывает полинейропатию, у работающих стоя – варикозное расширение вен с трофическими нарушениями, у певцов, учителей охриплость голоса.

Описывает вредные условия труда у писателей и ученых. «К неблагоприятным условия труда писателей и ученых относятся сидячий образ жизни, слабость желудка, меланхолия, слабость зрения. Каждая глава книги содержит подробное описание условий труда, их особенности, а также перечисление лечебных и профилактических мероприятий

Исключительно важна попытка Рамаццини не только описать профессиональные заболевания, но и одновременно указать предупредительные меры. Он предлагает менять рабочую позу, говорит о необходимости подачи свежего воздуха в шахты, советует носить в нужных случаях особые перчатки, обувь, маски от пыли и вредных испарителей. Он высказывает даже мысль о недопущении к некоторым работам лиц, склонных к определенным заболеваниям. «Гораздо лучше предупредить болезни, чем лечить их, - писал он, - подобно тому, как лучше заранее предупредить бурю и спасти от нее, чем быть унесенным ею».

Таким образом, Рамаццинни от общей клиники сделал решающий шаг к профессиональной патологии и гигиене, чем заложил основу для развития будущей науки – гигиены труда.

Особо необходимо сказать и хирургии. Дело в том, что в течение всех средних веков хирургов в корпорацию врачей не принимали. Они были на положении исполнителей, почти слуг. Поэтому между хирургами и врачами шла постоянная борьба. Они делились на 3 ступени: деятельность одних сводилась к камнесечением, их называли «длиннополые». Вторую категорию «короткополые» составляли цирюльники, которым позволялось проводить кровопускание, удаление зубов. Самую низкую группу составляли банщики, снимавшие мозоли в банях и производившие другие процедуры в банях. Хирурги не допускались в университеты, им запрещались врачебные манипуляции и выписывание рецептов. Обучение хирургов происходило внутри цеха, по типу ученичества. Хирурги на полях сражения достигли высокого мастерства. На основе огромной хирургической практики выросла хирургическая школа. Репутация хирургической науки быстро росла и в 1731 году в Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, затем, в 1743 году она была приравнена к медицинскому факультету университета. Изменение сложившихся представлений о хирургии связано с именем французского хирурга АМБРУАЗА ПАРЕ (1516-1590). Родился он в семье бедного сундучного мастера. Родители решили дать ему образование, которое позволило бы ему жить безбедно. и отдали его в ученики к цирюльнику. Врачебного образования не имел, а хирургии обучался в Парижской больнице «Отель Дье». С 1536 по 1539 участвовал в боевых походах. Выдающейся заслугой Паре является его вклад в учение о лечении огнестрельных ран. Открытию своего способа он обязан случаю. Однажды, при оказании помощи раненым при сражении в Северной Италии, он, 19-ти летний цирюльник, обнаружил, что у него закончился «бальзам», которым следовало в кипящем виде, как тогда практиковалось, залить раны. Из-за невозможности применить предписанный способ лечения, Паре ограничился тем, что преложил к ранам состав, состоящий из яичного желтка, розового масла и скипидара, и прикрыл рану чистой тряпочкой. Каково же было его удивление на следующий день, когда, со страхом открыв рану, он увидел, что её состояние лучше, чем у тех лихорадящих больных, чьи раны были обработаны предписанным способом. В настоящее время известно, что Паре явился не единственным, предложившим новый способ лечения ран. Примерно в те же годы, или, может быть, несколько ранее подобное лечение было предложено швейцарским, немецким и итальянским хирургам. Впервые он опубликовал свой способ лечения огнестрельных ран в 1545 году, когда ему было 29 лет. Это было не единственное научное достижение Паре. Он написал много научных трудов, притом не только по хирургии, но также по анатомии, физиологии и даже по внутренним болезням, хотя и не был врачом. Все сочинения Паре писал на французском языке. Его талант и мастерство получили признание. И он получил титул первого хирурга и акушера-гинеколога.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций. Он первый описал перелом шейки бедра, улучшил методику ампутации конечности, предложив ампутацию в пределах здоровых тканей с обязательной перевязкой крупных кровеносных сосудов вместо прижигания каленым железом льняной нитью, вдетой в предложенную им закругленную иглу. В акушерстве он заново описал способ поворота плода на ножку, известный ещё древнеиндийским врачам, а также операцию кесарево сечение. Рекомендовал при кровотечении во время родов как можно скорее освобождать матку от последа. Ему принадлежит описание акушерского кресла, прибора для отсасывания молока.

А. Паре сконструировал ряд новых хирургических инструментов, предложил сложные ортопедические приборы – искусственные конечности, суставы с системой зубчатых колес, он делал грыжесечение, камнесечение, производил резекцию локтевого сустава. Хирург Паре автор труда по трепанации черепа. Он подробно описал методику трепанации черепа при некоторых мозговых страданиях (абсцессы). Установил показания и противопоказания к трепанации черепа. В качестве показаний он называл следующие ситуации: для удаления осколков кости, сдавливающих мозговые оболочки и сам мозг; для удаления излившейся крови и для перевязки поврежденных сосудов.

Он доказал нерациональность производить попутную кастрацию при грыжесечении.

В его трудах впервые описаны фантомные боли: Деятельность А. Паре во многом определила становление хирургии как науки. Не владея латынью, языком ученых, цирюльник Паре писал на разговорном французском языке. Незнание латыни создало огромные трудности при присуждении ему в конце жизни ученой степени. В 1552 году А. Паре был принят на королевскую службу при дворе Генриха II, и с тех пор верно служил всем королям. Пользовался благосклонностью королей. Именно поэтому 24 августа 1572 года на квартиру великого хирурга прибежал королевский гонец, который потребовал, чтобы Паре немедленно явился к королю. Карл IХ лично запер его в гардеробной комнате на ключ и приказал ему сидеть тихо. Паре провел в гардеробной всю ночь, теряясь в догадках, за что ему назначено такое наказание. Он слышал колокольный звон, пронзительные крики и звуки выстрелов. В этот день началась резня гугенотов, известная в истории как Варфоломеевская ночь. Паре был гугенотом, но Карл IХ спас жизнь своему врачу.

Паре первый из хирургов, который получил степень доктора медицины и члена Французской Академии наук.

В эпоху Возрождения эпидемии характеризуются двумя особенностями. С одной стороны, появляются новые болезни (сифилис, сыпной тиф), а с другой стороны начинается ослабление чумы и проказы, т.е. одни эпидемии сменяются другими. Огромные размеры приносимых ими бедствий продолжают вызывать суеверный ужас и смятение. Особенно хорошо это выделено в произведении А.С. Пушкина «Пир во время чумы»:

Царица грозная чума

Теперь идет на нас сама:

И льстится жатвою богатой

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам? И чем помочь?

В конце ХV – начале ХVI века по всей Европе распространилась эпидемия сифилиса. Её развитию способствовали социальные сдвиги, связанные с зарождением капитализма. Среди прочих факторов существенное значение имели публичные бани, которые широко рекомендовались в гигиенических и медицинских целях. По морским и торговым путям сифилис вышел за пределы Европейского континента. В начале ХVI столетия о не писали Фракосторо, Паре, Парацельс, Фаллопий и др. Полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. По мнению других, сифилис существовал у народов Европы в самые древние времена, а внезапная эпидемия конца ХV века обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей. В то время причины эпидемии пытались связывать с землетрясениями. Другие полагали, что эпидемии порождаются тем гниением, которое совершается под землей и выносится на поверхности при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемии направляется особым положением звезд. В связи с этим в изучении заразных болезней сыграл большую роль труд Джироламо Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и их лечении». Д. Фракасторо (1478-1553) итальянский ученый, врач, физик, астроном поэт, воспитанник и преподаватель Падуанского университета. в своей книге, состоящей из 3-х томов, он изложил учение о сущности и путях распространения болезней, об особенностях отдельных болезней и о лечении их.

Фракасторо различал три пути заражения и соответственно этому 3 вида заразы: - через прямое соприкосновение, - через посредствующие предметы и – на расстоянии. Во всех трех случаях заражение происходит через «семена или зародыши заразы». Он ввел термин: intectio т.е., внедрять, отравлять. Доказывал, что зараза представляет материальное начало. Это была гениальная догадка о микробах. В качестве самого действенного средства против распространения заразы, Фракасторо выдвинул изоляцию больных и дезинфекцию, т.е. по тогдашним понятиям тщательную уборку и очистку места, где находился больной. По совету Фракасторо на дверях домов, где находились больные. Стали красной краской писать крест. По его требованию во время эпидемии запирали лавки, учреждения, суды и даже парламенты, запрещали собрания. Дома, в которых болели люди, запирали на замок и даже сжигали вместе со всеми, что было внутри. Случалось, что города, охваченные эпидемией, окружали войсками, отрезали к ним дорогу, доступ, оставляя на произвол судьбы жителей, которым грозила голодная смерть.

Д. Фракасторо описал бешенство, сыпной тиф, чесотку, оспу и др заболевания. Будучи поэтом, написал поэму «О сифилисе, или французской болезни». Именно он ввел в медицину это название болезни. 440 лет назад в Вероне был открыт ему памятник. Полное собрание сочинений вышло после его смерти триады (1555, 1574, 1584). Немедицинские произведения Фракасторо посвящены геологии, математики, механики, оптике, астрономии.

Из врачей-клиницистов, описавших заразные болезни был Т. СИДЕНГАМ (1624-1689), «прозванный английским Гиппократом» за свои глубокие труды в медицине и широкое мышление о здоровье. Выдающийся английский врач является одним из основоположников клинической медицины.

Родился он в семье знатных родителей, общее образование получил дома, в 22 года отправился в Оксфорд и окончил Оксфордский университет. Повышал свои знания в университете Монпелье во Франции, а степень доктора медицины получил в Кембридже, когда ему было уже 52 года. Он дал классическое описание скарлатины, дал название этой болезни, описал дизентерию, корь, оспу, цингу, ревматическую хорею, коклюш, краснуху, рожу и др. Занимался изучением истерии, довольно точно описал подагру. Кроме того, он обстоятельно описал эпидемию гриппа 1675 года. Его заслуга заключается в научном, материалистическом осмысливании борьбы с болезнями. Болезнь для него – это процесс борьбы организма с болезнетворными началами, попавшими в организм. Он поддерживал мнение Гиппократа о том, что врач должен содействовать борьбе организма с болезнью, за что коллеги его называли «английский Гиппократ». Он подчеркивал, что положительные эмоции способствуют лучшему восстановлению здоровья «Веселое расположение духа, поддерживаемое чувством юмора, по справедливости названо ясной погодой души; оно дает нам гармонию, спокойствие, и благодаря ему человеческая природа мирно восстанавливает свои силы». Один из первых он разделил все болезни на острые и хронические. Он был не во всем последовательным и считал, что острые болезни ниспосланы богом. Выделял острые (от бога) и хронические (от нас) заболевания. Обращал внимание на различные виды симптомов болезни – основные, выявляющие целительные силы организма, - искусственные, вызываемые врачебными вмешательствами. Стремился применять в лечении специфические лекарства. Именно он ввел лечение малярии корой хинного дерева. В основе его врачебной системы лежало наблюдение у постели больного. Будучи основоположником клинической медицины, он написал: «С таким же успехом можно посылать в университет учиться врачебному делу, как и сапожному… Вы должны идти к постели больного».

Не меньшую перестройку, чем хирургия, претерпело учение о внутренних болезнях. Наблюдения у постели больного, собирание и систематизация симптомов сменили прежнее толкование заученных текстов. Возрождение клинического исследования в Западной Европе в ХVI веке связано с именем ДЖОВАННИ МОНТАНО (1489-1552) – профессора Падуанского университете. Он утверждал, «что научить можно не иначе, как посещая больных». Многочисленные ученики Монтано продолжали применять его клинические методы. Особенно большое развитие клинический метод получил в Лейдене, Амстердаме и др. научных центрах Нидерландов.

Важнейшим врачом-клиницистом был Герман Бургаве, профессор Лейденского университета, возглавлявший кафедры медицины, химии и биологии. Дважды он избирался ректором университета. В Лейденский университет он поступил в 16 лет, где изучал натурфилософию. В 22 года он стал доктором философии, а спустя 3 года, Г. Бургаве получил диплом врача и начал активно заниматься медицинской практикой. Г. Бургаве стал ведущим ученым-теоретиком в области медицины и ботаники. Ему принадлежит определение клинической медицины, которое он дал во «Введении в клиническую практику».

«Клиническая медицина… - наблюдает больных и их ложа, - там же изучает подлежащие применению средства, - применяет средства». Прежде всего,нужно посетить и видеть больного. Он первый применил термометр Фаренгейта, использовал лупу для анатомических исследований. В клинике Бургаве проводились систематические подробные разборы больных, вскрытия в присутствии слушателей.

Благодаря Бургаве Лейденская школа приобрела такую славу, что к Бургаве стали отовсюду стекаться ученики. Но ещё до Бургаве профессор Сильвирс в начале ХVII века писал «Я веду своих студентов за руку, приучая их к практической работе, используя метод ещё не известный ни в Лейдене, ни в других городах. Он заключается в том, что они должны проводить все дни в госпитале. Там я показываю чем симптомы болезней; заставляю выслушивать жалобы больных, прошу их высказать свое мнение по каждому конкретному случаю и предлагать курс лечения.. они должны видеть результаты лечения». Его метод был направлен против пережитков схоластики. Слава Г. Бургаве росла с каждым годом. Его имя стало известно во многих странах мира. Многие крупные государственные деятели, студенты и врачи из других стран приезжали не его лекции, называя его учителем всей Европы. Лекции Бургаве посещал и Петр I. Его метод обучения будущих врачей был признан во многих странах мира. За огромный вклад в науку в 1725 году его избрали действительным членом Парижской Академии наук и членом Лондонского королевского общества.

Историки после смерти Бургаве в его архиве обнаружили такое высказывание: «Если хочешь быть здоров, живи гигиенично, держи ноги и живот в тепле, голову в прохладе и остерегайся лекарств». В своих «Афоризмах» он оставил превосходное описание болезней, явившееся результатом тщательного наблюдения и исследования больных.

Таким образом, несмотря на тормозящее действие феодального строя, в заключительной его стадии – эпохи Возрождения были достигнуты успехи в области анатомических, физиологических знаний, хирургии, а также изучении заразных болезней.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика 1-12 пар черепных нервов | Периферическая часть симпатической нервной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.