Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы реорганизаций органов защиты информации в современных условиях

Реорганизация органов КГБ начались после событий августа 1991 года. Реформы осуществлялись в соответствии со следующими принципами:

  1. Дезинтеграция – разделение КГБ на ряд самостоятельных ведомств, лишение комитета монополии в этой области деятельности, новые спецслужбы должны были подчиняться непосредственно главе государства, уравновешивать друг друга, конкурировать друг с другом с целью усиления государственной безопасности.
  2. Децентрализация – предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности, при усилении координирующей деятельности межреспубликанских структур.
  3. Обеспечение законности и безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности спецслужб.
  4. Деидеологизация.
  5. Открытость.

КГБ являлся, по существу, комплексом спецслужб, сосредоточенных в одной структуре. Такое объединение спецслужб в едином комплексе имело как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:

  1. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими спецслужбами.
  2. Централизация и комплексный характер структур спецслужбы.
  3. Экономия сил и средств.
  4. Отсутствие дублирования структур.

Минусы:

  1. Монополизм в сфере безопасности и в информационном обеспечении высшего руководства страны.
  2. Отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ.
  3. Сложность управления, неспособность к оперативным изменениям в зависимости от изменения политической обстановки.
  4. Отсутствие реальной конкуренции.

 

После событий августа 1991 года из состава КГБ выведены следующие структуры:

  1. Служба охраны преобразована в Главное управление охраны СССР, подчиненное президенту СССР, позже – Главное управление охраны РФ, подчиненное президенту РФ. В апреле 1995 года создана служба безопасности президента России. 19 июня 1996 года Главное управление охраны России переименовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО РФ). Положение об этой службе утверждено указом президента России от 2 августа 1996 года. Служба безопасности президента была включена в состав ФСО в качестве самостоятельного подразделения.
  2. Первое главное управление (внешнеполитическая разведка) в соответствии с указом президента России от 13 декабря 1991 года выведено из КГБ в самостоятельную службу (центральная служба разведки), впоследствии переименовано в Федеральную службу внешней разведки. Закон РФ о внешней разведке был принят 8 июля 1992 года.
  3. Управление правительственной связи КГБ (8 управление/шифровальная служба) и Электронная разведка (16 управление/служба дешифровки и перехвата) были объединены в одно ведомство – Комитет правительственной связи при президенте СССР, а с 24 декабря 1991 года комитет переименован в Федеральное агентство правительственной связи и информации при президента России (ФАПСИ).
  4. Пограничные войска выделены в самостоятельное ведомство, которое называлось Комитет пограничной охраны СССР, который был впоследствии переименован в Комитет по охране государственной границы РФ. В 1992 году Комитет включен в состав министерства в безопасности России (МБ). Летом 1993 года пограничные войска вновь выведены из министерства безопасности и вошли в состав Объединенной пограничной службы РФ, которая была переименована в Федеральную пограничную службу РФ.

 

В результате этих преобразований в КГБ СССР остались в основном контрразведывательные подразделения. В октябре 1991 года КГБ СССР был упразднен как самостоятельная структура. На основе подразделений, которые оставались в его структуре, в соответствии с указом президента РФ от 26 ноября 1991 года была создана Межреспубликанская служба безопасности. Ее задача - координация работы республиканских служб безопасности и проведение согласованной контрразведывательной деятельности.

После событий августа 1991 года в прямое подчинение КГБ РСФСР перешли все местные органы государственной безопасности на территории России. В соответствии с указом президента России от 26 ноября 1991, КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности РФ.

В соответствии с указом президента России от 24 января 1992 года на базе этих двух структур было образовано Министерство безопасности РФ. Начали создаваться Министерства безопасности в республиках, управления министерства в краях и областях и отделы, или отделения в городах и районах. Структура органов государственной безопасности была определена в законе о федеральных органах государственной безопасности, который был принят Верховным Советом РФ 8 июля 1992 года.

Образование министерства безопасности имело положительное значение: была предпринята попытка объединить некоторые спецслужбы, усилить централизацию в деятельности органов государственной безопасности, консолидировать органы государственной безопасности в центре и на местах.

Указом президента РФ от 19 декабря 1992 года министерство безопасности было объединено с министерством внутренних дел в единый орган, однако Верховный совет и конституционный суд признали образование данного органа противоречащим конституции страны. И, таким образом, не успев объединиться, оба министерства остались самостоятельными – президент отменил указ.

Дальнейшие реорганизации были проведены под влияние октябрьских событий 1993 года в Москве. В соответствии с указом президента РФ от 21 декабря 1993 года Министерство безопасности было преобразовано в Федеральную службу контрразведки. Положение об этой службе также было утверждено указом президента России от 1 января 1994 года.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие системы защиты информации в СССР в 50-80е годы (дополнения) | Документальные информационные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.