Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие и свойства сложных систем




План

Тема: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

ЛЕКЦИЯ № 2

Цель: Изучить эволюцию взаимоотношений человека и природы, положение теории систем в экологии, свойства сложных систем, системные законы макроэкологии, причинные связи, системное поведение. Рассмотреть систему «Человек – Экономика – Биота – Среда».

 

  1. Эволюция взаимоотношений человека и природы.
  2. Положение теории систем в экологии.
  3. Свойства сложных систем.
  4. Системные законы макроэкологии.
  5. Система «Человек – Экономика – Биота – Среда».

 

Во взаимоотношениях человека и природы выделяют 4 периода.

1 период – древний – включает палеолит, мезолит и неолит. Этот период характеризуется приспособлением человека к природным условиям. Люди собирали дары природы, изготовляли примитивные орудия труда, занимались рыболовством, охотой. Еще в начале неолита на всей планете были истреблены мамонты, саблезубые тигры и другие большие животные, что привело к исчезновению основного источника пищи. Возник первый экологический кризис. Но освоив земледелие и развивая скотоводство, человек создал для себя новую экологическую нишу. Это была неолитическая революция познания и жизни человечества: население земли уменьшилось в 8-10 раз, стало развиваться земледелие и скотоводство.

2 период – рабовладельческий строй и феодализм. Интенсивно развивается земледелие, скотоводство, ремесла, строительство сел и городов. Численность населения в 15-17 веках превышает 500 млн. человечество начинает активно использовать природные ресурсы. Однако влияние человека на природу еще незначительно.

3 период – 18 – первая половина 20 века. Этот период характеризуется высоким развитием науки и техники, стремительным ростом численности человечества – свыше 3,5 млрд. это активный период развития локальных и региональных экологических кризисов, противостояние человечества и природы, беспощадная эксплуатация природных ресурсов.

4 период – середина 20 века и до наших дней – характеризуется развитием 2 глобального экологического кризиса. Возникает и усиливается парниковый эффект, появляются озоновые дыры и кислотных дождей, супериндустриализация, милитаризация, химизация, загрязнение всей геосферы Земли. Численность населения достигает 6.5 млрд человек. Важная особенность современного периода – появление и развитие организаций и движений по охране окружающей среды. Укрепляется международное сотрудничество по охране природы, большинство государств приняло природоохранные законы, широко развивается экологическое образование.

Согласно общей теории, система – это совокупность частей, целостные свойства которых определяются взаимодействием между этими частями (элементами).

Материальная система, по утверждению Р.Шеннона, представляет собой совокупность объектов, которые объединены общей формой (структурой) регуляторного взаимодействия или взаимозависимости для их выполнения. Все многообразие мира, т.е. системы «природа – общество», можно изобразить в виде трех иерархий, сформировавшихся последовательно. Это природа, точнее физико-биологическая, социальная и техническая иерархии. Объединение подсистем из разных иерархий приводить к формированию смешанного класса систем – эколого-антропогенных или эколого-экономических.

 

Свойства сложных систем:

  1. Эмерджентность. Свойства систем навряд ли можно раскрыть только на основе характеристик ее составных частей. Главное значение тут играет взаимодействие между элементами системы. Составление системного целого и образованная при этом интеграция подчиняются другому, возможно, в чем-то схожему по характеру действию закона формирования, функционирования и эволюции.
  2. Разнообразие элементов системы. Система не может состоять из абсолютно идентичных элементов.
  3. Устойчивость. Преобладание внутренних взаимодействий в динамической системе над внешними определяет ее устойчивость и способность к самосохранению. Внешние воздействия на природную систему, если они больше ее внутренней энергетики взаимодействий, приводят к необратимым изменениям, деградации и даже к гибели системы.
  4. Динамичность. Любая живая (экологическая) система является по сути динамичной, а поэтому и открытой системой.
  5. Эволюционность. Возникновение и становление всех систем обусловлено эволюцией. Саморегулирующиеся динамические системы эволюционируют в сторону усложнения организации и возникновение системной иерархии, которые являются результатом цепной реакции трансформации иерархий и дает жизнь подсистемам в структуре систем. Следствием увеличения составных частей и разнообразия считается динамичность эволюции, чем и объясняется ускоренное прохождение равноценных ее ступеней (этапов).
  6. Моделирование. Любая реальная система может быть представлена в виде цельного образа, который называют моделью системы. Моделирование, как правило, сопровождается незначительным упрощением и формализацией взаимосвязей в системе.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.