Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 1. Кафедра ЭФ-2 «Экономические информационные системы»

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра ЭФ-2 «Экономические информационные системы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ЭФ-2

_________________ Лагунова А.Д.

«____»_____________2012г.

 

 

Для студентов факультета ЭФ

специальности 080801

 

к.т.н. Зуев А.С., к.т.н., проф. Дмитриев Я.В.

 

 

по дисциплине 5217 «Эконометрика»
ТЕМА «Основные аспекты эконометрического моделирования»

 

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«15»мая 2012 г.

Протокол № 11

 

МГУПИ – 2012г.

Тема лекции: «Основные аспекты эконометрического моделирования»
 
Время: 2 часа (90 мин.)
 
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение – до 5 мин.
Основная часть (учебные вопросы) – до 170 мин.
1-й учебный вопрос основные аспекты эконометрического моделирования
Заключение – до 5 мин.
 
     

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Введение – до 5 мин
«Эконометрика» представляет собой комбинацию двух слов «экономика» и «метрика». «Метрика» от греческого «метрон» и означает измерение. Таким образом можно считать, что эконометрика представляет собой дисциплину в рамках которой находятся количественные оценки, полученные на основе статистических данных. Эти статистические данные, в свою очередь, находятся в результате ранее проведенных экономических исследований. Эти исследования могут осуществляться как на макро, так и на микроэкономическом уровне
 
Основная часть (учебные вопросы) – до 170 мин.

 

1-й учебный вопрос основные аспекты эконометрического моделирования

«Эконометрика» представляет собой комбинацию двух слов «экономика» и «метрика». «Метрика» от греческого «метрон» и означает измерение. Таким образом можно считать, что эконометрика представляет собой дисциплину в рамках которой находятся количественные оценки, полученные на основе статистических данных. Эти статистические данные, в свою очередь, находятся в результате ранее проведенных экономических исследований. Эти исследования могут осуществляться как на макро, так и на микроэкономическом уровне. Получаемые количественные оценки могут относится как к ретроспективному периоду, так и к перспективе. Последние из указанных выше оценок являются прогнозными.

Важно не только найти количественные оценки, но найти их так, чтобы они являлись достаточно точными и соответствовали рассматриваемой объективной реальности.

Если обратиться к существующим учебникам и учебным пособиям по дисциплине «Эконометрика», то можно увидеть, что она затрагивает следующие вопросы. Это: случайные величины; система случайных величин и случайные функции: корреляционный, дисперсионный и регрессионный анализ; определение значимости оценок статистических показателей и их доверительных интервалов; одновременные (взаимосвязанные) уравнения; динамические ряды; методы их обработки и прогнозирования.

Изучаемые наукой совокупности природных и общественных явлений разнообразные явления формируются в результате взаимодействия многообразных, имеющих различную природу факторов. Задача исследования выявить эти факторы, существующие между ними связи и уставить конкретную формулу зависимости, выявить отношения между факторами и явлениями в форме человеческих характеристик. Процесс изучения взаимозависимости из ряда этапов.

На первом - в соответствии с имеющимися представлениями об экономическом и социальном содержании изучаемого явления определяются статистические показатели. Числовые или атрибутивные значения этих показателей выявляются в процессе статистического наблюдения каждого объекта или каждой единицы совокупности.

Второй этап изучения взаимосвязей сводится к тому, чтобы посредством специальных характеристик получать количественное подтверждение наличия или отсутствия связи между признаками. Количественные оценки тесноты связи получают обобщая результаты статистического наблюдения о всей совокупности объектов. Если оценивается теснота взаимосвязи качественных показателей, то по существу этот этап является заключительным. Если же оценивается взаимосвязь признаков, имеющих реальное количественное измерение, то подтверждение гипотезы о наличии связи является основанием для перехода к третьему этапу-установлению аналитической зависимости между признаками.

Третий этап исследования чаще всего выполняется методом регрессионного. При этом определяется поведение среднего уровня одного признака, как правило, результативного в зависимости от изменения фактических значений другого показателя регрессорного или факторного. Связи такого типа называют парными. В тех случаях, когда устанавливается поведение среднего уровня одного или нескольких результативных признаков в зависимости от конкретных значений нескольких признаков - фактора, вводят понятие множественная регрессия. Вид аналитической зависимости или конкретной формулы, устанавливающей взаимное соответствие между признаками, выбирается исходя из содержательного анализа явления. Если по характеру взаимосвязи заранее ничего не известно, то в процессе исследования проверяются различные гипотезы, испытываются разные формулы с отбором по формальным критериям той из них, которая наиболее правдоподобна и в большей степени соответствует, имеющимся фактическим данным о значениях признаков и отдельных объектов совокупности.

Четвертый этап изучения взаимосвязи - оценка достоверности полученных результатов. Здесь используется аппарат, разработанный теорией вероятности и математической статистики. Оценка достоверности базируется на гипотезе, что полученные данные наблюдения и результаты их обработки являются выборкой из некоторых генеральных совокупностей, хотя в действительности очень часто приходится анализировать результаты сплошного наблюдения (учет населения, продукции, предприятий и т.п.). Результаты оценки достоверности расчетных значений параметров взаимосвязей признаков, позволяет установить гипотезу о наличии и форме связей, отобрать наиболее существенные признаки, построить систему взаимосвязей и группировки признаков и т.д.

Введение в эконометрическое моделирование.

Общим моментом для любой эконометрической модели является разбиение зависимой переменной на две части – объяснённую и случайную. При этом сформулировать в общем виде задачу моделирования можно следующим образом: на основании экспериментальных данных определить объяснённую часть и, рассматривая случайную составляющую как случайную величину, получить (возможно, после некоторых предположений) оценки параметров её распределения.

Объясняющие переменные Xj (j=1,…,p) могут считаться как случайными, так и детерминированными, то есть принимающими определённые значения. Классическая эконометрическая модель рассматривает объясняющие переменные Xj как детерминированные, однако основные результаты статистического исследования модели остаются в значительной степени теми же, что и в случае, если считать Xj случайными переменными.

Следует заметить, что эконометрическая модель не обязательно является регрессионной, то есть объяснённая часть не всегда представляет собой условное математическое ожидание переменной.

Систематические ошибки измерения объясняющих переменных – одна из возможный причин того, что эконометрическая модель не является регрессионной. В экономических ситуациях подобная ситуация встречается достаточно часто. Одним из возможных путей устранения этого, как правило, довольно неприятного обстоятельства является выбор других объясняющих переменных.

С математической точки зрения регрессионные модели оказываются существенно более простым объектом, чем эконометрическая модель общего типа. Отметим некоторые свойства регрессионной модели.

Рассмотрим равенство Y=Mx(Y)+ε и возьмём от обеих частей математическое ожидание при заданном наборе значений объясняющих переменных Х. В этом случае Mx(Y) есть числовая величина, равная своему математическому ожиданию, и мы получаем равенство Мх(ε)=0 (а значит и М(ε)=0), то есть в регрессионной модели ожидаемое значение случайной ошибки равно нулю. Можно показать, что отсюда следует (если объясняющие переменные рассматриваются как случайные величины) некоррелированность случайных ошибок и объясняющих переменных Х. Это обстоятельство оказывается наиболее существенным условие состоятельности получаемых количественных результатов анализа эконометрической модели.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность супругов по обязательствам | Эконометрическая модель и экспериментальные данные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.