Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет и базисные понятия иммунологии




 

· Иммунитет: этимология термина. Эволюция понятия: от противоинфекционной резистентности к

надзору за структурным гомеостазом.

· Категории «свое» и «чужое» как основа концепции об иммунологическом надзоре.

Антигены как носители структурной чужеродности и индукторы

иммунологического конфликта.

· Базисные различия между приобретенным (адаптивным) и врожденным иммунитетом. Толкование

иммунологического понятия «специфичность».

· Инфекционная и неинфекционная иммунология.

· Принципиальная схема иммунного ответа (от индукции до реализации). Понятие о гуморальном,

клеточном иммунитете и их эффекторах. Иммунологическая память.

· Клетки иммунной системы: лимфоциты и вспомогательные клетки. Понятие о клонированности

лимфоцитов. CD-антигены. Функциональная неоднородность лимфоцитов.

· Центральные (первичные) органы иммунной системы и антигеннезависимая дифференцировка

лимфоцитов (клонирование, негативная и позитивная селекция, функциональное созревание).

Понятие об аутотолерантности. Центральная и периферическая толерантность.

· Периферические (вторичные) органы иммунной системы и антигензависимая дифференцировка

лимфоцитов. Иммуногенез.

· Рециркуляция лимфоцитов как основа функционального единства иммунной системы.

Молекулярные основы «целевой» миграции лимфоцитов.

 

Иммунология – наука об иммунитете, в классическом варианте об устойчивости к инфекционным агентам. Противоинфекционная резистентность определяется совокупностью факторов и механизмов, часть из которых действует как барьер на пути инвазии (эпителиальные покровы кожи и слизистых оболочек), а другие (они включаются после внедрения микробов во внутреннюю среду) связаны с реакциями клеток и молекул, объединяемых в понятие «иммунная система».

 

Непросто вспомнить, кто первым вложил в слово «иммунитет» биологический смысл, но сделал это, несомненно, человек, знакомый с юриспруденцией. Дело в том, что юристы и дипломаты издавна именуют иммунитетом неприкосновенность личности, исключительное право не подчиняться общим законам. У римлян так называли освобождение от податей и повинностей, которое временно или навсегда даровалось отдельным лицам и целым общинам в пору больших несчастий, например, стихийных бедствий. Логически задача противоинфекционного иммунитета та же – обеспечить неприкосновенность личности, освободить от «дани» (болезней), которую хозяин должен нести микробам. При внешней простоте, подмеченной в глубокой древности, иммунитет – сложнейшая функция, где сфокусирована совместная деятельность многих клеток, тканей и жидких сред организма.

 

Иммунная система функционирует в двух главных режимах. Первый относится к категории врожденного иммунитета. Название объясняется тем, что его реализация связана с готовыми (преформированными) эффекторами, активность которых не меняется при повторных встречах с мишенями1. Альтернативой является приобретенный, или адаптивный иммунитет. Он формируется в результате сложных реакций, которые базируются на распознавании чужеродных молекул, называемых антигенами.

 

Инфекционные агенты не исчерпывают всех источников антигенов. Поэтому учение о противоинфекционном иммунитете, сыгравшее решающую роль в развитии иммунологии, не является ее единственным компонентом. Человек сталкивается с антигенами при пересадке чужеродных тканей, контакте с продуктами растительного и животного происхождения, синтетическими веществами. Антигенность могут обретать собственные (эндогенные) субстраты, которые в силу разных причин становятся чужеродными (например, опухолевые и вирусинфицированные клетки). Отсюда в наиболее общем виде функцию адаптивного иммунитета можно определить как сопротивление антигенной агрессии экзогенной или эндогенной природы. По сути это адаптация к антигенам, которая распространяется и на их носители, в частности, микроорганизмы.

 

Распознавание чужеродности служит пусковым фактором всех форм иммунного ответа. Этот принцип, сформулированный в 1940-х гг. в виде концепции «своего» и «чужого», возвел реакции иммунной системы в ранг универсальных механизмов, обеспечивающих надзор за структурным гомеостазом. Антигены рассматриваются как высокоспецифичные носители генетической чужеродности. Эффекторы врожденного иммунитета действуют гораздо примитивнее, распознавая свои мишени по менее тонким («неспецифическим») деталям. В связи с этим приобретенный (адаптивный) иммунитет принято называть специфическим, а врожденный – неспецифическим, подразумевая, что первый является антигензависимым, а второй не требует распознавания антигенов. Основные особенности двух разновидностей иммунного ответа показаны в табл. 1.

 

Таблица 1. Альтернативные признаки врожденного и приобретенного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.