Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи основ медицинских знаний

Цель курса – сформировать у студентов целостное представление о здоровье, факторах формирующих и разрушающих, способах сохранения и укрепления здоровья и на этой основе выработать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью подрастающего поколения

Задачи курса:

-формирование у студентов мировоззрения, ориентированного на ценность здоровья человека и общества;

-освоение теоретических, организационно-правовых и практических основ охраны здоровья и здорового образа жизни, профилактики основных групп заболеваний;

-овладение умениями по оценке состояния здоровья, выявлению его нарушений;

-освоение навыков по оказанию неотложной доврачебной медицинской помощи, уходу за больными и пострадавшими;

-воспитание у студентов сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, мотивированной потребности к ведению здорового образа жизни;

 

Определение понятия «здоровье»

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств): «Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшатьсмолоду, с первых дней жизни ребенка».Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как

«состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм –система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах,посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

за идеальность цели, которую никогда не достичь;

за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того,социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а так-же индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению В. П. Казначеева (1991), здоровье индивида - это сохранение

и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной

продолжительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивал Н.М. Амосов (1987): «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Более детально здоровье – это способность:

приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям,

противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим

повреждениям, старению и другим формам

деградации,

сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания,

расширять свои возможности, условия и ареал обитания,объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды,

увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности,

улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания,

производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности,

созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое

отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные технологии. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных | Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.