Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики

1. Управление в системе рыночных отношений.

2. Менеджмент как система управления рыночной экономикой.

3. Менеджмент, предпринимательство и бизнес.

 

 

Когда мы говорим об управлении в общем, то представляем себе функцию биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры и поддерживает определенный режим деятельности.

В рамках данной дисциплины нас, прежде всего, интересует управление в социальных системах, которое предполагает управление людьми и охватывает воздействие на их деятельность в процессе объединения в группы с различными интересами.

В широком смысле слова управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, армией, больницей или предпринимательским союзом и т.д. Вместе с тем из общей массы объектов управленческого воздействия можно выделить организации, функционирование которых направлено на получение прибыли: промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании. Управление именно такими организациями и носит название менеджмент.

Возникновение управления как особого вида общественной деятельности неразрывно связано с разделением и кооперацией труда, которые являются одновременно и условием, и следствием развития производительных сил общества.

Общественное разделение труда заключается в разграничении деятельности людей в процессе совместного труда и закреплении за каждым из участников производственного процесса отдельных видов работ, что позволяет повысить производительность труда на основе его специализации.

Необходимость в кооперации труда возникает в процессе обеспечения максимальной согласованности в работе участников производственного процесса, которыми являются отдельные исполнители или целые группы.

Кооперация труда, таким образом, является следствием процесса его разделения и представляет собой объединение людей для планомерного совместного участия в одном или нескольких связанных между собой процессах труда с целью обеспечения необходимой согласованности между действиями отдельных работников или групп, выполняющих различные трудовые функции.

Разделение и кооперация труда тесно взаимосвязаны между собой: чем глубже разделение труда, тем шире его кооперация. Именно поэтому техническое совершенствование производства сопровождается, с одной стороны, углублением разделения труда, а с другой – усилением кооперированных связей между отраслями, отдельными предприятиями и цехами, а внутри цехов – между бригадами и исполнителями.

Необходимость изучения и использования менеджмен­та на практике связана с переходом к рыночной экономике.

Рынок представляет собой своеобразный тип хозяйственных связей, обусловленных действием объективных экономичес­ких законов (стоимости, спроса и предложения, конкурен­ции и др.), в процессе реализации которых согласовывают­ся интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо и саморегулирования.

Рыночные отношения в социальных системах обеспечивают:

- общественное признание (или неприз­нание) произведенного продукта;

- сбалансированность спроса и предложения товаров, работ, услуг, капиталов и труда;

- формирование равновесных цен;

- стимулирование сниже­ния издержек производства и обращения на базе конкурен­ции, развития технического прогресса, повышения производительности и интенсивности труда.

Если обратиться к экономическому словарю, то под рыночной экономикой понимается экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Мировая практика знает две модели рыночной экономики: либе­ральную и социально ориентированную.

Главными признаками либеральной модели являются безраздельное гос­подство частной собственности, максимальная свобода хозяйствен­ной деятельности предпринимателей, решение социальных вопросов за счет личных средств каждого члена общества. При этой модели го­сударство стоит на страже самой частной собственности и защищает только узкие социально уязвимые группы населения.

Социально ориентированная модель рыночной экономики бази­руется на одновременном функционировании различных форм соб­ственности. Государство здесь в гораздо большей степени участвует в обеспечении эффективности общественного производства, регулиру­ет доходы и занятость населения, оказывает влияние на обеспечение таких социально значимых потребностей общества, как здравоохра­нение, образование и культура.

В западных странах первоначально установилась либерально-рыночная модель экономики, которая оказала весьма положи­тельное влияние на проявление инициативы людей. Наиболее актив­ные и предприимчивые из них начали преуспевать в деловом мире. Сво­бода рыночных отношений при этом усиливалась независимостью предприни­мателя от государства.

Однако вскоре проявили себя и отрицательные стороны либерально-рыночной модели экономики. Устранение государства из сферы экономических отношений вело к разрушительным экономическим кризисам, а социально слабые слои населения оказывались беззащитными перед лицом рыночной конкуренции. Это стало причиной перехода многих стран к социально ориентированной политике государственного регулирования экономики.

Впервые этот курс начал осуществлять президент США Франклин Руз­вельт, и постепенно на этот путь стали переходить и другие мировые державы.

В настоящее время более приемлемой является социально ориентирован­ная модель рыночной экономики, при которой решающую роль в преобразовании производственных отношений выполняет государство, осуществляющее регулирующее воздействие на экономику с использованием как административно-распорядительных, так и экономических методов управления.

Таким образом, в рыночной экономике сочетаются интересы конкуренции и государственного регулирования, предпринимательство и организация социальной защиты и это дает наибольший простор для всестороннего развития личности.

В этой связи можно выделить ряд признаков, которыми характеризуется современная рыночная экономика, а именно:

- сочетание крупных, средних и мелких предприятий;

- развитые социальные функциями государства, система социальной защищенности трудящихся;

- преобладание рынка потребителя над рынком производителя;

- активная роль человеческого фактора в производстве и управлении;

- государственное регулирование рынка.

Далее рассмотрим систему рыночных институтов, которая включает в себя четыре блока (Рис. 1):

1. Условия рынка;

2. Виды рынка;

3. Инфраструктура рынка;

4. Управление в условиях рынка, которое подразде­ляется на рыночное самоуправление и государственное ре­гулирование.

 

 
 

 

 


Рисунок 1 – Система рыночных институтов

Остановимся подробнее на их содержании.

1. Условия рынка. Они образуют фундамент, на котором функционирует рыночная экономика. К ним относятся, прежде всего:

- разгосударствление и приватизация государственной собственности;

- создание конкурентной среды, в том числе господдержка ма­лого и среднего бизнеса;

- свободное движение всех факторов производства;

- свободное ценообразование;

- открытость и доступность рынка для всех его участников;

- стабильность и конвертируемость национальной валюты и др.

2. Виды рын­ка можно классифицировать по нескольким признакам. Традиционно различают:

- рынок товаров и услуг, который включает специализиро­ванные рынки отдельных товаров и может быть оптовым и розничным;

- финансовый рынок, который в свою очередь делится на кредитный рынок, рынок ценных бу­маг (фондовый рынок) и валютный рынок;

- рынок рабочей силы.

Каждый из вышеназванных рынков делится на внутренний и внешний.Внутренний рынок, в свою очередь, вклю­чает общенациональный и региональные рынки.

Важнейшей предпосылкой перехода к рынку является создание его развитой инфраструктурыили совокупности обслуживающих рынок организаций и предприятий, среди которых: торговые предпри­ятия, посреднические организации, биржи, ярмарки, аук­ционы, организации маркетинга, информации, рекламы, страхования, кредита, складского хозяйства, транспорта и связи. Состояние инфраструктуры отражает степень развития рыноч­ных отношений в конкретной стране.

Четвертую составляющую системы рыночных институтов мы рассмотрим в рамках отдельного вопроса.

 

 

Управление в условиях рынка осуществляется в различных формах (рис. 2). Соотношение между ними зависит от условий развития той или иной страны и менталитета ее народа – его традиций, привычек, обычаев, образа мышления и действий.

 

 


Рисунок 2 – Система управления рыночной экономикой

 

Система рыночного управления включает в себя рыночное самоуправление и государственное регулирование рыночной экономики.

Рыночное самоуправление, в свою очередь, предусматривает:

- самоуправление собственника;

- самоуправление предпринимателя;

- профессиональное управление менеджера;

- самоуправление членов трудового коллектива.

Исходным управленческим отношением здесь является самоуправление собственника, который реализует свое право владения, пользования и распоряжения собственностью. При этом функцию самоуправления собственник может осуществлять в полном объеме либо частично.

Самоуправление в полном объеме означает, что собственник берет на себя управленческие функции предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива. Такой вариант рыночного самоуправления характерен для небольших частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Когда же размеры предприятия увеличиваются, то в целях его эффективного функционирования собственник вынужден делегировать функции производительного использования собственности предпринимателю, менеджеру и членам трудового коллектива.

Рыночное самоуправление обеспечивает интересы обособленных субъектов экономической деятельности и не решает задач развития экономики, как общественной и одновременно хозяйственной системы.

Это объясняется тем, что рыночные отношения сами по себе не обеспечивают гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, детям, учащимся), что острее всего ощущается при повышении цен, необходимости трудоустройства, при подготовке и переподготовке кадров. Эти вопросы ложатся на плечи государства и его органов.

Второй подсистемой рыночного управления является государственное регулирование. При этом различают прямое и косвенное государственное регулирование.

К пря­мому регулированию относится разработка государством нормативных актов, положений и мероприятий, оказываю­щих непосредственное воздействие на деятельность субъек­тов рыночных отношений. Оно включает:

- антимонопольное законодательство;

- государственный контроль цен;

- сертификацию продукции;

- субсидирование малого бизнеса, приоритетных от­раслей и территорий;

- решение социальных проблем и др.

Косвенное регулирование, в свою очередь, создает сти­мулирующие условия для деятельности субъектов рыноч­ных отношений и охватывает налоговую систему, ценовую, амортизационную, финансово-кредитную политику.

Государственное регулирование осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.

Правовое регулирование реализуется путем разработки нормативных актов, инструкций и методи­ческих указаний в области хозяйственного и трудового законодательств, а также системы требова­ний и запретов по экологии.

Экономическое регулирование происходит в форме:

- раз­работки экономической политики;

- стабилизации денежной и развития финансово-кредитной системы;

- совершенствования системы нало­гообложения;

- государственного контроля за ценами;

- дифференцировании процентных ставок за кредит и др.

Социальное регулирование охватывает несколько направлений:

1) трудовые от­ношения (разработка тарифных ставок и сеток, минимальных разме­ров оплаты труда, нормативов охраны труда);

2) социальные гарантии занятости (что предполагает, в частности, организацию подготовки, переподготовки и трудоустройство граждан);

3) защита социально слабых слоев населения и нетрудоспособных (установление пенсий и пособий, в том числе по безработице);

4) разработка социальных нормативов, пред­ставляющих собой минимальные и рациональные размеры потребления важнейших благ и услуг, а также денежных дохо­дов по со­циально-демографическим группам населения;

5) защита покупательной способности населения (индексация заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и вкладов населе­ния в сбербанке).

Таким образом, менед­жмент мы рассматриваем как управление в условиях рыночной экономики, при котором субъект хозяйствования должен:

- использовать экономические методы управления;

- ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;

- производить те виды товаров, которые пользуются спро­сом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной при­были;

- постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;

- ориентировать производственные программы на потребности рынка.

Целью управления в условиях рыночной экономики ста­новится согласование и гармонизация интересов государ­ства, различных социальных групп и частных лиц, ассо­циаций и территорий.

 

 

Термин "предприниматель" ввел в научный оборот английский экономист начала 18 века, француз по происхождению, Ричард Кантильен. Он характеризовал предпринима­теля как человека, действующего в условиях риска.

В мировой практике предпринимательство рассматривается как инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами, работами, услугами с целью получения прибыли или личного дохода, и осуществляемая от своего имени, на свой риск и свою имущественную ответственность.

В этой связи, пред­принимателем называют, как правило, владельца предприятия либо лицо, за­нимающееся определенной хозяйственной деятельностью, которая приносит ему прибыль (доход).

Из рассмотренных выше определений следует, что предпринимательская деятельность осуществляется на постоян­ной основе как систематическая хозяйственная деятельность, а рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и развитие хозяй­ственной деятельности.

Предпринимательство предшествует менеджменту, так как сначала организуется дело, а уж затем его менедж­мент.

Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и опреде­ление способов их эффективного использования.

Сфера ме­неджмента охватывает непосредственно процессы обеспечения эффективно­го использования ресурсов.

Предприниматель должен понимать структуру потребностей рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производ­ством. Он должен творчески подходить к ре­шению задачи по согласованию потребностей рынка с имеющимися в его распоряжении производственными ресур­сами, а также располагать капиталом, необходимым для организации дела.

Именно поэтому любой предприниматель одновременно является и менеджером. Для него характерно профессиональное знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управ­ления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Предприниматель самостоятельно использует имуще­ство в качестве средств производства для выпуска продукции и полу­чения предпринимательского дохода, превращаясь, таким образом, в управляющего или менеджера. Отношения собственности, в данном случае, вы­ступают как управленческие отношения.

Таким образом, предприниматель и менеджер имеют общие черты, что находит свое выражение в предпри­нимательском поведении менеджера, а именно: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой ин­формации, стиле и методах управления и т. д.

Так, например, целью предпринимательского поведения менеджера является не просто получение текущей при­были, а оптимизация потенциала прибыльности, т. е. обес­печение получения прибыли в течение достаточно длитель­ного периода времени.

Предпринимательское поведение характеризуется также творческим нестандартным подходом к решению производственных задач. Этим оно отличается от так называемого приростного поведения, которое ориентируется на планирова­ние от достигнутого уровня и экстраполяцию закономерностей прошлого на будущий период.

Кроме того, предпринимательская система стимулирования предус­матривает вознаграждение за творчество и инициативу в отличие от систем стимулирования, предусматри­вающих поощрение за прошлую деятельность и стабиль­ность результатов.

Как и любая деятельность, предпринимательс­кая деятельность менеджера опирается на определенную систему информации. Основное внимание, при этом, уделя­ется информации о нынешних и будущих возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре и конкурентах по бизнесу.

В соответствии со своими целями и путями их дости­жения предприниматель-менеджер использует гибкие, т.е. способные изменяться и адап­тироваться к новым условиям организационные структуры и формы уп­равления. Гибкость, в данном случае, обеспечивается сочета­нием специализации и интеграции, вертикальных и гори­зонтальных связей в системе управления.

В отличие от консервативного поведения, использую­щего метод реакции на уже возникшую проблему, пред­принимательское поведение ориентируется на предвидение проблем и разработку упреждающих решений.

Стиль предпринимательского поведения проявляется в способности пойти на обоснованный риск, в умении убе­дить коллектив в необходимости изменений.

Таким образом, можно выделить следующие черты предпринимателя-менеджера:

- решения принимает самостоятельно;

- восприимчив к но­вому;

- привержен к риску;

- устремлен на до­стижение поставленной цели и получение запланированных резуль­татов;

- крайне требователен к себе и способностям своих компаньонов.

Суть предпринимательства, при этом, заключается в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патент­ных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возмож­ностей в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Тем не менее, предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком стратегии), обладающим навыками управления людьми. Иногда слишком большая уверенность в себе мешает ему делегировать свои полномочия.

В заключении вопроса рассмотрим такое понятие как «бизнес» в системе управления рыночной экономикой.

Под бизнесом понимается дело или занятие, связанное с личной выгодой; коммерция; предпринимательская деятельность, приносящая доход и связанная с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг меж­ду экономическими субъектами.

По отношению к предприни­мательству бизнес – понятие более широкое, поскольку предполагает совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение прибыли.

В качестве субъекта бизнеса, именуемого бизнесменом или коммерсантом, могут выступать как отдельные предпри­ниматели, так и их объединения в определенной сфере деятельности.

Сферой деятельности индивидуальных коммерсантов являются, как правило, об­ласти хозяйства, не требующие больших капиталов. Это мелкое про­изводство и торговля, обслуживание и торговое посредничество.

Объединения предпринимателей (предприятия, организации) выступают как юридические лица и ведут свою деятельность профессио­нально. Сферами деятельности в данном случае являются: приобретение и прода­жа товаров и ценных бумаг, осуществление страховых, транспортных, банковских, торгово-посреднических и других операций.

К коммер­сантам относятся также владельцы небольших промышленных, сель­скохозяйственных предприятий и предприятий лесного хозяйства.

Статус коммерсанта получают только те лица, которые выступают в хозяйственном обороте от своего имени. Для них законодательно устанавливаются обязанности, связанные с:

- регистрацией в местных органах власти;

- приобретением разрешения (лицензии) на ведение хозяйственной деятельности с уплатой установленного налога;

- ведением бухгалтерских (торговых) книг;

- открытием собственного банковского счета; участием в хозяйственном обороте под определенным фирменным наименованием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определители и их свойства. Миноры и алгебраические дополнения | Предмет молекулярной физики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.