КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики
1. Управление в системе рыночных отношений. 2. Менеджмент как система управления рыночной экономикой. 3. Менеджмент, предпринимательство и бизнес.
Когда мы говорим об управлении в общем, то представляем себе функцию биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры и поддерживает определенный режим деятельности. В рамках данной дисциплины нас, прежде всего, интересует управление в социальных системах, которое предполагает управление людьми и охватывает воздействие на их деятельность в процессе объединения в группы с различными интересами. В широком смысле слова управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, армией, больницей или предпринимательским союзом и т.д. Вместе с тем из общей массы объектов управленческого воздействия можно выделить организации, функционирование которых направлено на получение прибыли: промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании. Управление именно такими организациями и носит название менеджмент. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности неразрывно связано с разделением и кооперацией труда, которые являются одновременно и условием, и следствием развития производительных сил общества. Общественное разделение труда заключается в разграничении деятельности людей в процессе совместного труда и закреплении за каждым из участников производственного процесса отдельных видов работ, что позволяет повысить производительность труда на основе его специализации. Необходимость в кооперации труда возникает в процессе обеспечения максимальной согласованности в работе участников производственного процесса, которыми являются отдельные исполнители или целые группы. Кооперация труда, таким образом, является следствием процесса его разделения и представляет собой объединение людей для планомерного совместного участия в одном или нескольких связанных между собой процессах труда с целью обеспечения необходимой согласованности между действиями отдельных работников или групп, выполняющих различные трудовые функции. Разделение и кооперация труда тесно взаимосвязаны между собой: чем глубже разделение труда, тем шире его кооперация. Именно поэтому техническое совершенствование производства сопровождается, с одной стороны, углублением разделения труда, а с другой – усилением кооперированных связей между отраслями, отдельными предприятиями и цехами, а внутри цехов – между бригадами и исполнителями. Необходимость изучения и использования менеджмента на практике связана с переходом к рыночной экономике. Рынок представляет собой своеобразный тип хозяйственных связей, обусловленных действием объективных экономических законов (стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.), в процессе реализации которых согласовываются интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо и саморегулирования. Рыночные отношения в социальных системах обеспечивают: - общественное признание (или непризнание) произведенного продукта; - сбалансированность спроса и предложения товаров, работ, услуг, капиталов и труда; - формирование равновесных цен; - стимулирование снижения издержек производства и обращения на базе конкуренции, развития технического прогресса, повышения производительности и интенсивности труда. Если обратиться к экономическому словарю, то под рыночной экономикой понимается экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Мировая практика знает две модели рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Главными признаками либеральной модели являются безраздельное господство частной собственности, максимальная свобода хозяйственной деятельности предпринимателей, решение социальных вопросов за счет личных средств каждого члена общества. При этой модели государство стоит на страже самой частной собственности и защищает только узкие социально уязвимые группы населения. Социально ориентированная модель рыночной экономики базируется на одновременном функционировании различных форм собственности. Государство здесь в гораздо большей степени участвует в обеспечении эффективности общественного производства, регулирует доходы и занятость населения, оказывает влияние на обеспечение таких социально значимых потребностей общества, как здравоохранение, образование и культура. В западных странах первоначально установилась либерально-рыночная модель экономики, которая оказала весьма положительное влияние на проявление инициативы людей. Наиболее активные и предприимчивые из них начали преуспевать в деловом мире. Свобода рыночных отношений при этом усиливалась независимостью предпринимателя от государства. Однако вскоре проявили себя и отрицательные стороны либерально-рыночной модели экономики. Устранение государства из сферы экономических отношений вело к разрушительным экономическим кризисам, а социально слабые слои населения оказывались беззащитными перед лицом рыночной конкуренции. Это стало причиной перехода многих стран к социально ориентированной политике государственного регулирования экономики. Впервые этот курс начал осуществлять президент США Франклин Рузвельт, и постепенно на этот путь стали переходить и другие мировые державы. В настоящее время более приемлемой является социально ориентированная модель рыночной экономики, при которой решающую роль в преобразовании производственных отношений выполняет государство, осуществляющее регулирующее воздействие на экономику с использованием как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Таким образом, в рыночной экономике сочетаются интересы конкуренции и государственного регулирования, предпринимательство и организация социальной защиты и это дает наибольший простор для всестороннего развития личности. В этой связи можно выделить ряд признаков, которыми характеризуется современная рыночная экономика, а именно: - сочетание крупных, средних и мелких предприятий; - развитые социальные функциями государства, система социальной защищенности трудящихся; - преобладание рынка потребителя над рынком производителя; - активная роль человеческого фактора в производстве и управлении; - государственное регулирование рынка. Далее рассмотрим систему рыночных институтов, которая включает в себя четыре блока (Рис. 1): 1. Условия рынка; 2. Виды рынка; 3. Инфраструктура рынка; 4. Управление в условиях рынка, которое подразделяется на рыночное самоуправление и государственное регулирование.
Рисунок 1 – Система рыночных институтов Остановимся подробнее на их содержании. 1. Условия рынка. Они образуют фундамент, на котором функционирует рыночная экономика. К ним относятся, прежде всего: - разгосударствление и приватизация государственной собственности; - создание конкурентной среды, в том числе господдержка малого и среднего бизнеса; - свободное движение всех факторов производства; - свободное ценообразование; - открытость и доступность рынка для всех его участников; - стабильность и конвертируемость национальной валюты и др. 2. Виды рынка можно классифицировать по нескольким признакам. Традиционно различают: - рынок товаров и услуг, который включает специализированные рынки отдельных товаров и может быть оптовым и розничным; - финансовый рынок, который в свою очередь делится на кредитный рынок, рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и валютный рынок; - рынок рабочей силы. Каждый из вышеназванных рынков делится на внутренний и внешний.Внутренний рынок, в свою очередь, включает общенациональный и региональные рынки. Важнейшей предпосылкой перехода к рынку является создание его развитой инфраструктурыили совокупности обслуживающих рынок организаций и предприятий, среди которых: торговые предприятия, посреднические организации, биржи, ярмарки, аукционы, организации маркетинга, информации, рекламы, страхования, кредита, складского хозяйства, транспорта и связи. Состояние инфраструктуры отражает степень развития рыночных отношений в конкретной стране. Четвертую составляющую системы рыночных институтов мы рассмотрим в рамках отдельного вопроса.
Управление в условиях рынка осуществляется в различных формах (рис. 2). Соотношение между ними зависит от условий развития той или иной страны и менталитета ее народа – его традиций, привычек, обычаев, образа мышления и действий.
Рисунок 2 – Система управления рыночной экономикой
Система рыночного управления включает в себя рыночное самоуправление и государственное регулирование рыночной экономики. Рыночное самоуправление, в свою очередь, предусматривает: - самоуправление собственника; - самоуправление предпринимателя; - профессиональное управление менеджера; - самоуправление членов трудового коллектива. Исходным управленческим отношением здесь является самоуправление собственника, который реализует свое право владения, пользования и распоряжения собственностью. При этом функцию самоуправления собственник может осуществлять в полном объеме либо частично. Самоуправление в полном объеме означает, что собственник берет на себя управленческие функции предпринимателя, менеджера и членов трудового коллектива. Такой вариант рыночного самоуправления характерен для небольших частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Когда же размеры предприятия увеличиваются, то в целях его эффективного функционирования собственник вынужден делегировать функции производительного использования собственности предпринимателю, менеджеру и членам трудового коллектива. Рыночное самоуправление обеспечивает интересы обособленных субъектов экономической деятельности и не решает задач развития экономики, как общественной и одновременно хозяйственной системы. Это объясняется тем, что рыночные отношения сами по себе не обеспечивают гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, детям, учащимся), что острее всего ощущается при повышении цен, необходимости трудоустройства, при подготовке и переподготовке кадров. Эти вопросы ложатся на плечи государства и его органов. Второй подсистемой рыночного управления является государственное регулирование. При этом различают прямое и косвенное государственное регулирование. К прямому регулированию относится разработка государством нормативных актов, положений и мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. Оно включает: - антимонопольное законодательство; - государственный контроль цен; - сертификацию продукции; - субсидирование малого бизнеса, приоритетных отраслей и территорий; - решение социальных проблем и др. Косвенное регулирование, в свою очередь, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и охватывает налоговую систему, ценовую, амортизационную, финансово-кредитную политику. Государственное регулирование осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер. Правовое регулирование реализуется путем разработки нормативных актов, инструкций и методических указаний в области хозяйственного и трудового законодательств, а также системы требований и запретов по экологии. Экономическое регулирование происходит в форме: - разработки экономической политики; - стабилизации денежной и развития финансово-кредитной системы; - совершенствования системы налогообложения; - государственного контроля за ценами; - дифференцировании процентных ставок за кредит и др. Социальное регулирование охватывает несколько направлений: 1) трудовые отношения (разработка тарифных ставок и сеток, минимальных размеров оплаты труда, нормативов охраны труда); 2) социальные гарантии занятости (что предполагает, в частности, организацию подготовки, переподготовки и трудоустройство граждан); 3) защита социально слабых слоев населения и нетрудоспособных (установление пенсий и пособий, в том числе по безработице); 4) разработка социальных нормативов, представляющих собой минимальные и рациональные размеры потребления важнейших благ и услуг, а также денежных доходов по социально-демографическим группам населения; 5) защита покупательной способности населения (индексация заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и вкладов населения в сбербанке). Таким образом, менеджмент мы рассматриваем как управление в условиях рыночной экономики, при котором субъект хозяйствования должен: - использовать экономические методы управления; - ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка; - производить те виды товаров, которые пользуются спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли; - постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах; - ориентировать производственные программы на потребности рынка. Целью управления в условиях рыночной экономики становится согласование и гармонизация интересов государства, различных социальных групп и частных лиц, ассоциаций и территорий.
Термин "предприниматель" ввел в научный оборот английский экономист начала 18 века, француз по происхождению, Ричард Кантильен. Он характеризовал предпринимателя как человека, действующего в условиях риска. В мировой практике предпринимательство рассматривается как инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами, работами, услугами с целью получения прибыли или личного дохода, и осуществляемая от своего имени, на свой риск и свою имущественную ответственность. В этой связи, предпринимателем называют, как правило, владельца предприятия либо лицо, занимающееся определенной хозяйственной деятельностью, которая приносит ему прибыль (доход). Из рассмотренных выше определений следует, что предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе как систематическая хозяйственная деятельность, а рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и развитие хозяйственной деятельности. Предпринимательство предшествует менеджменту, так как сначала организуется дело, а уж затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает непосредственно процессы обеспечения эффективного использования ресурсов. Предприниматель должен понимать структуру потребностей рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством. Он должен творчески подходить к решению задачи по согласованию потребностей рынка с имеющимися в его распоряжении производственными ресурсами, а также располагать капиталом, необходимым для организации дела. Именно поэтому любой предприниматель одновременно является и менеджером. Для него характерно профессиональное знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью. Предприниматель самостоятельно использует имущество в качестве средств производства для выпуска продукции и получения предпринимательского дохода, превращаясь, таким образом, в управляющего или менеджера. Отношения собственности, в данном случае, выступают как управленческие отношения. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют общие черты, что находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера, а именно: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д. Так, например, целью предпринимательского поведения менеджера является не просто получение текущей прибыли, а оптимизация потенциала прибыльности, т. е. обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени. Предпринимательское поведение характеризуется также творческим нестандартным подходом к решению производственных задач. Этим оно отличается от так называемого приростного поведения, которое ориентируется на планирование от достигнутого уровня и экстраполяцию закономерностей прошлого на будущий период. Кроме того, предпринимательская система стимулирования предусматривает вознаграждение за творчество и инициативу в отличие от систем стимулирования, предусматривающих поощрение за прошлую деятельность и стабильность результатов. Как и любая деятельность, предпринимательская деятельность менеджера опирается на определенную систему информации. Основное внимание, при этом, уделяется информации о нынешних и будущих возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре и конкурентах по бизнесу. В соответствии со своими целями и путями их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие, т.е. способные изменяться и адаптироваться к новым условиям организационные структуры и формы управления. Гибкость, в данном случае, обеспечивается сочетанием специализации и интеграции, вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. В отличие от консервативного поведения, использующего метод реакции на уже возникшую проблему, предпринимательское поведение ориентируется на предвидение проблем и разработку упреждающих решений. Стиль предпринимательского поведения проявляется в способности пойти на обоснованный риск, в умении убедить коллектив в необходимости изменений. Таким образом, можно выделить следующие черты предпринимателя-менеджера: - решения принимает самостоятельно; - восприимчив к новому; - привержен к риску; - устремлен на достижение поставленной цели и получение запланированных результатов; - крайне требователен к себе и способностям своих компаньонов. Суть предпринимательства, при этом, заключается в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в целях осуществления хозяйственной деятельности. Тем не менее, предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком стратегии), обладающим навыками управления людьми. Иногда слишком большая уверенность в себе мешает ему делегировать свои полномочия. В заключении вопроса рассмотрим такое понятие как «бизнес» в системе управления рыночной экономикой. Под бизнесом понимается дело или занятие, связанное с личной выгодой; коммерция; предпринимательская деятельность, приносящая доход и связанная с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами. По отношению к предпринимательству бизнес – понятие более широкое, поскольку предполагает совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение прибыли. В качестве субъекта бизнеса, именуемого бизнесменом или коммерсантом, могут выступать как отдельные предприниматели, так и их объединения в определенной сфере деятельности. Сферой деятельности индивидуальных коммерсантов являются, как правило, области хозяйства, не требующие больших капиталов. Это мелкое производство и торговля, обслуживание и торговое посредничество. Объединения предпринимателей (предприятия, организации) выступают как юридические лица и ведут свою деятельность профессионально. Сферами деятельности в данном случае являются: приобретение и продажа товаров и ценных бумаг, осуществление страховых, транспортных, банковских, торгово-посреднических и других операций. К коммерсантам относятся также владельцы небольших промышленных, сельскохозяйственных предприятий и предприятий лесного хозяйства. Статус коммерсанта получают только те лица, которые выступают в хозяйственном обороте от своего имени. Для них законодательно устанавливаются обязанности, связанные с: - регистрацией в местных органах власти; - приобретением разрешения (лицензии) на ведение хозяйственной деятельности с уплатой установленного налога; - ведением бухгалтерских (торговых) книг; - открытием собственного банковского счета; участием в хозяйственном обороте под определенным фирменным наименованием.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |