Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России




 

Отмена правительством в 1872 г. откупной системы на закавказских нефтепромыслах положила начало развитию новой российской нефтяной промышленности. Упразднение монополии откупщиков дало толчок быстрому росту производства и обеспечило приток капиталов в отрасль. Важно отметить, что согласно «Новым правилам о производстве нефтяного промысла» (1872 г.) право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях. Это позволяло зарубежным фирмам принимать участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности. Начавшийся реальный экспорт иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность практически совпал по времени с его притоком в развитие других производств южных районов России, что обеспечивало на первом этапе стабильный спрос на нефтепродукты.

Дальнейшему увеличению капиталовложений в нефтяную отрасль способствовала государственная налоговая политика. В 1877 г. правительство отменило акциз на наиболее доходный в те годы нефтепродукт - керосин. Эта мера позволила дополнительно вложить в отрасль высвобожденные от налогов средства. Был введен также защитивший российские нефтяные предприятия от демпинга иностранных конкурентов высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть, что давало возможность инвесторам минимизировать неизбежные риски и гарантировать значительную добавочную прибыль.

Распространение промышленной технологии бурения, привлечение внутренних и внешних инвестиций, государственная поощрительная политика, выразившаяся в отмене акцизов, привели к значительному росту нефтедобычи. Однако дальнейшее развитие отрасли было под вопросом вследствие географической удаленности от транспортных коммуникаций и индустриальных центров бакинских промыслов (на них в тот период была сконцентрирована практически вся отечественная нефтепромышленность), а также зависело от организации экономически окупаемой транспортировки нефтепродуктов.

На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания братьев Нобелей, сыгравшая выдающуюся роль в становлении отечественной нефтепромышленности. О концентрации финансовых средств нобелевской корпорации в сфере транспорта нефти свидетельствует структура стоимости имущества этой компании к моменту начала ее доминирования в нефтяной отрасли. В 1885 г. промысловое имущество компании братьев Нобелей в стоимостном выражении составляло 8,1%; заводское - 29,6%; транспортное - 62,3% (34,3% - суда и баржи, 19,5% - цистерны, 8,5% - нефтепроводы). В историографии имеются различные точки зрения относительно определения национальной принадлежности названной фирмы, зарегистрированной в 1879 г. как Товарищество нефтяного производства братьев Нобель.

Очевидно, история деятельности нобелевской компании в России являет собой яркий пример ассимиляции иностранного предпринимательства на российской почве, его сращивания с отечественным капиталом. Безусловно, нобелевская корпорация, имевшая авторитет и широкие связи за рубежом, привлекала значительный иностранный капитал для реализации своих масштабных коммерческих проектов. В частности, на разных этапах своей производственной деятельности фирма широко использовала средства шведских, немецких, английских, французских компаний и банков.

Вклад Товарищества братьев Нобель заключался прежде всего в привнесении из Западной Европы организационного, технического, коммерческого опыта, известной культуры производства, предпринимательской этики и т.п. Эта фирма одной из первых в России продемонстрировала способность привлечения в производство как иностранных технических новаций, так и отечественных перспективных разработок. На промыслах впервые применялись газовые и нефтяные двигатели, периодическая перегонка нефти заменялась непрерывной, широкое распространение получило использование нефтяных остатков в качестве топлива.

Однако главные нобелевские нововведения были сделаны в области транспорта нефти. Среди них - строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота. Все эти «ноу-хау» существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов, сократили время на их перевалку и уменьшили связанные с этим расходы. Без сомнения, очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов - через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее железной дорогой в промышленные районы центральной России и в балтийские порты. Нобелевский вариант транспортировки в меньшей степени зависел от колебаний экспортной конъюнктуры и был более перспективен в силу резко возрастающего потребления жидкого топлива в районах России, соединенных с Волгой транспортными коммуникациями. Большое значение имело и то обстоятельство, что Товарищество братьев Нобель, учитывая низкую покупательную способность населения, основной упор сделало не на выработку керосина - предмета личного пользования, а на расширение продаж нефтепродуктов, использовавшихся в качестве топлива.

Опасаясь потерять доходы от налаженной им Волго-Каспийской транспортировки нефти, нобелевское руководство, имевшее особые отношения с рядом высокопоставленных чиновников российского правительства, активно препятствовало строительству крупных экспортных нефтепроводов к побережью Черного моря.

Возросшая прибыльность российского нефтяного бизнеса в 1880-е гг. обусловила дальнейшее увеличение иностранных капиталов в нефтяной отрасли. Так, с 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом «Братья Ротшильд», купивший акции Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. Усилению позиций французского капитала в отечественной нефтепромышленности в немалой степени содействовал тот кредит, который Ротшильды открыли ряду мелких и средних бакинских предприятий, обязав последних поставлять ей всю свою продукцию. В силу этих кредитных контрактов дом Ротшильдов уже в 1888 г. получил в свое распоряжение почти половину всех вагонов Закавказской железной дороги. Таким образом, фирма сразу же поставила в зависимость от себя значительное число мелких и средних предприятий и смогла сконцентрировать в своих руках крупные партии нефтепродуктов, осуществлять фактический контроль над транспортировкой нефтепродуктов на экспорт, которая шла не через внутренние районы России, а в основном по Закавказской железной дороге к черноморским портам.

В отличие от нобелевской корпорации, ориентировавшейся прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина. Став крупнейшим поставщиком за рубеж российской нефти, получаемой им по твердым ценам, Ротшильд получил возможность в полной мере извлекать выгоду из мировой нефтяной конъюнктуры.

Так же, как и Нобели, Ротшильды вовлекали в развитие российских нефтяных предприятий иностранный капитал. В этом деле они сотрудничали преимущественно с британскими фирмами «Лэйн энд Макендрю», «Самуэль», «Самуэль энд компани» и др. Выгоды были очевидными: в частности, под давлением британской компании «Самуэль» администрация Суэцкого канала в январе 1892 г. приняла постановление, позволяющее нефтеналивным судам проходить через канал. Таким образом, российская нефть получила выгодный доступ на рынки Востока.

Важным стимулом экспортной ориентации Ротшильдов была поддержка со стороны правительства. Государство не облагало налогом керосин, вывозившийся за пределы России, поскольку стремилось повысить конкурентоспособность отечественных нефтепродуктов за рубежом. Позднее, в 1890-е гг., желая укрепить позиции российского нефтяного экспорта, правительство считало необходимым объединить отечественных и зарубежных экспортеров русской нефти в единую организацию, действующую под надзором государства. В случае создания этого объединения и подписания им договора со «Стандарт ойл» (США) о разделе мирового рынка правительство гарантировало предоставление его участникам льготного тарифа по Закавказской железной дороге и другую помощь. Хотя возникновение союза не принесло ожидаемых результатов, и после короткого периода времени он распался, тем не менее, вплоть до начала 1900-х гг. государство пыталось объединить иностранных и отечественных нефтепромышленников в деле продвижения российских нефтепродуктов на внешний рынок.

Отметим повышательный тренд в движении иностранных капиталов в нефтяной промышленности. На 1893 г. участие иностранного капитала в бакинской нефтяной промышленности выражалось в сумме около 10 млн руб., а именно: французский капитал - 9,3 млн руб., шведский - 0,5 млн руб. Таким образом, к 1893 г. доля иностранного капитала составляла 16% от суммы вложенных в нее средств. Основная же часть капиталов, направленных на расширение нефтяного дела в России, была взята из самой же нефтяной промышленности путем капитализации полученных от нее доходов. К началу ХХ в. ситуация коренным образом изменилась, доля иностранных инвестиций в отрасль за период 1898–1903 гг. уже составляла 47,5% от всей суммы капиталовложений. Очевидна связь притока иностранных капиталов с удвоением объема добычи нефти (1893 г. - 5,8 млн т, 1901 г. - 11,6 млн т) и развитием российского нефтеэкспорта, достигшего к 1904 г. рекордной цифры - 1,84 млн т.

С начала 1890-х гг. наблюдается все большее присутствие в нефтяной отрасли России английского капитала, который, в частности, принимает участие в разработке новых месторождений в районе Грозного. Англичане не создавали новых предприятий, а в основном занимались скупкой многочисленных обанкротившихся российских фирм. Через выкуп контрольного пакета акций значительного числа российских нефтяных предприятий британские фирмы получили в управление большой сектор отечественной нефтепромышленности. К началу 1900-х гг. англичане контролировали в России 24 нефтепромышленные компании. Из них наиболее крупными были 3 нефтяных общества, учрежденных в Лондоне в 1898 г.:

1) Общество для добывания русской нефти и жидкого топлива, купившее промыслы Тагиева;

2) Бакинское общество русской нефти, купившее предприятия Арафелова;

3) Шибаевское нефтепромышленное общество («Шибаев петролеум К°»).

Помимо бакинских промыслов англичане проявили особую активность на новых по тем временам месторождениях. Так, во втором по значению нефтеносном регионе России - Грозненском районе - к началу века насчитывалось 7 английских фирм, фактически вытеснивших оттуда предприятия парижских Ротшильдов. Самыми значительными фирмами были Англо-Русское Максимовское общество, «Шпис, Стукен и К°» и др.

Одновременно российское правительство стремилось не допустить к бакинским промыслам крупнейшую в мире компанию «Стандарт Ойл», опасаясь, что американцы из стремления установить мировую монополию будут действовать против интересов развития российского народного хозяйства. Практически единственным проявлением сколько-нибудь заметного американского участия в российской дореволюционной нефтепромышленности было основание в 1907 г. смешанного англо-американского Русского акционерного общества, выступавшего под маркой «Вакуум ойл и К°». Первоначальный капитал, составлявший к моменту возникновения фирмы 600 тыс. руб., возрос к 1914 г. до цифры 2 400 тыс. руб. (из них американская доля равнялась примерно половине). Компания имела отделения в различных городах - Петербурге, Москве, Варшаве, Риге, Одессе и Нижнем Новгороде и являлась филиалом американского общества «Vacuum Company of New York».

Увеличение иностранных капиталовложений в нефтяную отрасль России объясняется как общей тенденцией к росту зарубежных инвестиций, наблюдаемой в мировом хозяйстве, так и высокой доходностью отечественной нефтепромышленности.

Прибыльность во многом объяснялась выгодными условиями добычи нефти. Бакинские нефтяные пласты залегали намного ближе к поверхности земли, чем самые известные в ту пору пенсильванские месторождения в США, что значительно удешевляло и облегчало процесс бурения. В росте добычи в те годы значительную роль сыграли и нефтяные фонтаны, позволившие получать самый высокий в мире дебит на каждую скважину. Относительно низкой была и доля заработной платы в структуре себестоимости, составлявшей в среднем 3,5% к началу ХХ в. Приток капиталов, вызвавший столь быстрый рост нефтяной отрасли, не мог не отразиться на развитии всей отечественной промышленности.

Иностранный капитал, пришедший в нефтяную отрасль России, не только значительно увеличил емкость внутреннего российского рынка, но и создал выгодные условия привлечения внешних вложений в другие сектора народного хозяйства на юго-востоке России, где находились наиболее дешевые источники сырья и минеральных топливных ресурсов. Так, например, пришедшие в поволжские города капиталы Нобеля и Ротшильдов проложили путь другим иностранным инвестициям, с помощью которых строились многочисленные иностранные предприятия: судостроительные заводы Бари (США), крупнейший в Европе на тот период металлургический завод (парижское общество «Урал-Волга»), Царицынский орудийный завод (английская фирма «Виккерс»), многочисленные нефтеперерабатывающие заводы и т.п. В регионе не было ни одного мало-мальски значимого предприятия, в котором бы не принимал участия иностранный капитал.

В свою очередь, дополнительное привлечение иностранных капиталов в другие сектора экономики вызывало обратный эффект, формируя чрезвычайно выгодную среду для развития отечественной нефтепромышленности: новые зарубежные инвестиции не только способствовали ускоренному росту южных регионов страны, но и обеспечивали стабильно увеличивающийся спрос на нефтепродукты.

В то же время, несмотря на все усилия правительства, не получил необходимого развития российский нефтяной экспорт. В известной мере это произошло вследствие недостаточного производства керосина, имевшего тогда первоочередной спрос на внешнем рынке. Малое количество получаемого керосина объяснялось как спецификой состава бакинской нефти (из нее вырабатывалось вдвое-втрое меньшее количество керосина, чем из равного веса пенсильванской нефти), так и недостаточным развитием нефтепереработки. Отставание этой отрасли во многом объяснялось крайне низким внутренним спросом на переработанные продукты (бензин, смазочные масла и т. п.). Нефтяные фирмы вырабатывали мазут, отделяя при производстве лишь самые легкие части, присутствие которых в сырой нефти делало бы ее непригодной на топливо.

Специфика нефтеперерабатывающей промышленности России, в которую вследствие большей затратности и малой прибыльности не так охотно шел иностранный капитал, проявлялась в ее «мазутном» характере. При получении керосина до 70–80% бакинской нефти шло в «остатки» (мазут), находившие все большее применение на внутреннем рынке России в качестве промышленного топлива. Так, например, в 1900 г. его применение в отечественной промышленности составляло 41,7% тут (условных топливных единиц) от всего использованного топлива.

Преобладание нефтепродуктов в топливном балансе определило крайнюю зависимость экономики России от состояния дел в нефтяной промышленности. Ухудшение состояния дел в отрасли, начавшееся в 1902 г., значительно усугубило кризис, не позволив отечественному народному хозяйству войти в середине первого десятилетия века в фазу подъема, как это было в других развитых странах мира.

Падение показателей нефтяной отрасли во многом обусловливалось резким уменьшением доли фонтанной добычи и связанным с этим значительным ростом производственных издержек. Сокращение нефтяных фонтанов в начале ХХ в., уменьшение отдачи скважин, увеличение себестоимости производства, отставание в нефтеразведке новых месторождений привели к оттоку капиталовложений (прежде всего, иностранных) из отрасли и к последующему стабильному снижению добычи. Это особенно проявило себя в 1905–1907 гг., в период политических столкновений и волнений на этнической почве, имевших место в Баку.

В условиях сильной зависимости российской экономики от нефти, следствием сокращения производства, вызванного, в частности, «бегством» капитала из страны, стал рост цен на нефтепродукты. Повышение цен было в значительной степени результатом развития монополистической тенденции в отечественной нефтепромышленности. Так, в 1901 г. две крупнейшие фирмы Нобелей и Ротшильдов контролировали 57% керосина, вывозимого по Каспийскому морю, 43,5% мазута и 67,5% смазочных масел. В начале 1900-х гг. предприниматели заключили картельное соглашение «Нобмазут», направленное на регулирование сбыта нефтепродуктов внутри страны с целью установления высоких цен на продукцию.

Новая волна иностранных инвестиций началась с открытия в 1907 г. новых месторождений в районе Майкопа, где было образовано сразу несколько английских нефтепромышленных компаний. В 1909–1912 гг. в этом регионе учреждается 37 акционерных английских обществ с суммой реализованных капиталов в 62,2 млн руб. Среди них было одно нефтепроводное и нефтетранспортное предприятие с суммой в 3,9 млн руб. и одно нефтеперерабатывающее общество с суммой в 1,5 млн руб.

Активно осваивал британский капитал и месторождения на острове Челекен в Каспийском море. Этот остров был предоставлен под освоение еще с 1899 г. Условия разведки и разработки были весьма выгодными: предприниматели получали участки в бессрочное пользование, за установленную плату - по 25 руб. с десятины в год, без оплаты добываемой нефти попудным сбором. К 1912 г. на долю 5 британских предприятий, работавших на острове, приходилось примерно три четверти всей добычи, остальная четверть в основном вырабатывалась Челекено-Дагестанским нефтепромышленным обществом, которое контролировалось Товариществом братьев Нобель.

Помимо острова Челекен английские нефтепромышленные компании работали и в других (менее значимых) нефтедобывающих районах России: в Тифлисской губернии, в Фергане, на Сахалине. Здесь их участие в основном свелось к приобретению у русских нефтепромышленников прав на разработку. Одновременно британские нефтяные общества увеличили свои вклады в Баку, Грозном и Урало-Каспийском регионе, причем общая сумма сделанных ими инвестиций в несколько раз превысила сумму английских вложений в 1890-е гг.

Однако в целом надежды на изобилие нефти в новых месторождениях, на фонтанную добычу не оправдались, бум британских капиталовложений стал сходить на нет, и накануне 1-й мировой войны задача привлечения иностранных капиталов вновь стала актуальной.

В 1904–1913 гг. происходило дальнейшее усиление концентрации производства. Примером тому является нефтеперерабатывающая промышленность в Баку, где цена на нефть стала столь высокой, что нефтеперегонную работу возобновили преимущественно крупные фирмы; средние же и мелкие фирмы, если и возобновляли работу своих заводов, то только на короткий период времени; некоторые заводы так и не были пущены в ход. Таким образом, число действующих нефтеперегонных заводов с каждым годом сокращается, и переработка нефти постепенно сосредоточивается в руках нескольких крупных фирм». В 1905–1907 гг. из 87 заводов действовали лишь 33.

Плачевное состояние нефтепереработки объяснялось как общим упадком нефтяной промышленности России, так и сокращением нефтяного экспорта. Упадок экспорта также серьезно влиял на сохранение понижательного тренда в российской нефтедобычи. Вытеснение русских нефтепродуктов с мирового рынка было результатом обострившейся к исходу первого десятилетия конкурентной борьбы между крупнейшими нефтяными корпорациями - американской «Стандарт Ойл» и англо- голландской «Ройал Датч Шелл». В этих условиях французский дом Ротшильдов, привязанный к продажам российской нефти на внешнем рынке, не выдержал демпинга со стороны могущественных конкурентов. В 1912 г., руководство Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества в условиях снижения рентабельности производства и возросшей конкуренции на внешнем и внутрироссийском рынках принимает решение уступить свои нефтяные интересы в России англо-голландской компании «Ройал Датч Шелл», возглавляемой Г. Детердингом. Продав фирму, Ротшильды тем не менее сохранили свое присутствие в нефтяном бизнесе, получив в оплату 20% акций «Ройал Датч Шелл».

Покупка одной из крупнейших российских нефтяных компаний полностью соответствовала стратегии англо-голландской компании в борьбе с американской «Стандарт Ойл». «Ройал Датч Шелл», в отличие от своих сильных соперников, стремилась обеспечить себе источник нефти как можно ближе к его рынкам сбыта. Таким образом, компания значительно уменьшала расходы на весьма дорогостоящую транспортировку, что позволяло ей действовать на мировом рынке нефти с большей гибкостью и оперативностью, нежели ее американским конкурентам.

В России компания «Ройал Датч Шелл» прежде всего стремилась расширять участие в разработке месторождений Грозного, Майкопа и Эмбы, привлекая в эти районы дополнительные инвестиции. На начальном этапе руководство российским филиалом компании осуществлялось всецело из Лондона. Однако с 1914 г. большинство функций регионального управления постепенно перешло к одному из крупнейших предприятий концерна - Обществу «Мазут». Среди главных проектов компании значилось строительство нефтепроводов «Баку - Батум-2» и «Грозный - Туапсе». По последнему из них были проведены проектные работы и даже изготовлены трубы, но из-за нестабильной обстановки в предреволюционный период они не были доставлены со складов в Гааге на Северный Кавказ.

Замена Ротшильдов более мощной компанией Детердинга и упрочение позиций нобелевской корпорации на российском рынке привели к дальнейшей концентрации и монополизации нефтяного производства в России, что проявило себя в дальнейшем повышении цен на нефтепродукты.

Правительство в целях сдерживания монопольных нефтяных цен поддержало возникновение в 1912 г. новой корпорации российских нефтепромышленников. Эта организация представляла собой гигантский холдинг, державший в своем портфеле крупные пакеты акций объединяемых предприятий. Среди его участников были довольно крупные фирмы Лианозова, Манташева, общество «Нефть», но в основной массе преобладали мелкие предприятия. Новое объединение, созданное под эгидой российских банков, было зарегистрировано в Лондоне как английское общество под названием «Russian General Oil Corporation». В состав правления вошли один из членов британского парламента, а также английский представитель лондонского отделения Русско-Азиатского банка. «Английская оболочка» новой крупной российской нефтяной корпорации понадобилась для того, чтобы облегчить привлечение новых иностранных капиталов в экономику России. Однако попытка разместить на ведущих европейских биржах акции корпорации оказалась несостоятельной. Неудача во многом объяснялась общим дефицитом на капиталы, имевшим место в мировой экономике тех лет.

Уже на следующий год после возникновения «Russian General Oil Corporation» стала постепенно уступать свои позиции более конкурентоспособным корпорациям Нобеля и Детердинга. К 1916 г. фирма стала распадаться, и в начале 1917 г. значительная часть этой компании была фактически поглощена нобелевской корпорацией.

В военные годы резко изменился характер и структура спроса на нефтепродукты. В многократно большей степени, несмотря на фактическое прекращение вывоза нефтепродуктов за границу, стали ощущаться дефицит и дороговизна топлива, имевшие место еще в течение двух предвоенных лет. Подобная ситуация была весьма выгодна крупнейшим нефтяным компаниям, получившим возможность в условиях высокого спроса поднять цены и обеспечить значительный рост доходов. Так, например, нобелевская корпорация в 1914 г. получила прибыль в размере 121,2 млн руб., в 1915 г. - 160,1 млн руб., в 1916 г. - 228,7 млн руб.

Вступление России в войну означало закрытие турецких проливов, а следовательно, полное прекращение вывоза нефти через важнейший экспортный порт Батуми. Это привело к потере традиционных российских рынков нефтепродуктов в Западной Европе и на Ближнем Востоке, доля которых в общероссийском нефтяном экспорте составляла 95,8%. В большинстве случаев место нефтяных фирм из России было занято американскими компаниями.

Ликвидация нефтяного экспорта привела к очередному структурному кризису отрасли. Поскольку внешняя торговля нефтепродуктами ориентировалась на продукты нефтеперегонки (керосин, смазочные масла, бензин и т.д.), то прекращение их вывоза привело к усилению переориентации нефтеперерабатывающего комплекса на производство топлива, требующего неглубокой переработки. В свою очередь, острый спрос на топливо заставлял промышленников увеличивать сбыт нефтяных остатков или даже продавать нефть в сыром виде, что приводило к свертыванию производства технически наиболее ценных нефтепродуктов. К 1916 г. доля переработанных нефтепродуктов в общем объеме добытой нефти падает до 59,3% по сравнению с 71,5% в 1913 г.

Сохранялось удручающее положение дел и в техническом состоянии отрасли. Иностранные владельцы российских нефтяных предприятий в эти кризисные годы отказывались осуществлять долговременные капиталовложения. В силу этого не приобреталось и не устанавливалось новое оборудование, сокращались дорогостоящие разведка и бурение, не обновлялись фонды в нефтеперерабатывающем секторе, были свернуты проекты строительства нефтепроводов и программа электрификации отрасли.

* * *

Говоря о национальной принадлежности иностранного капитала в нефтяной промышленности, отметим значительное преобладание к 1916–1917 гг. англо-голландской «Шелл» и других английских компаний. Из всей суммы зарубежных инвестиций в этот период на их долю приходилось примерно 67%, что составляло более трети всех капиталовложений в отечественную нефтепромышленность. Среди причин, объясняющих превалирующее положение английских фирм в российском нефтяном деле, следует назвать: традиционную технологическую специализацию Великобритании на производстве и продаже нефтепродуктов; значительный рост свободных капиталов в первом десятилетии ХХ в. и ажиотажно высокий спрос на акции нефтяных предприятий на лондонской бирже, вызванный не в последнюю очередь переходом флота Великобритании с угля на нефтетопливо; укрепление внешнеполитических союзнических связей с Россией накануне и во время первой мировой войны; обострившаяся конкуренция крупнейших британских нефтяных концернов с американской группой «Стандарт Ойл» и т.п.

Вторым по значению зарубежным инвестором российской нефтепромышленности стал французский капитал. На его долю приходилось 24,5% от всего иностранного капитала и соответственно 13% общих вложений в отрасль. К числу факторов, способствующих этим инвестициям, следует отнести: устойчивость и союзнический характер российско-французских отношений в экономике и политике; длительный опыт и масштаб финансового сотрудничества; заинтересованность Франции в нефтепродуктах из России, способных конкурировать с аналогичной американской продукцией в силу низких транспортных и производственных расходов и т.п. Участие бельгийского капитала, тесно связанного с французским и не игравшего самостоятельной роли, составляло 3,6%.

Участие зарубежного капитала других стран в инвестициях в российскую нефтепромышленность было не столь велико: немецкий капитал составлял 5,2%, американский - 0,5%.

В целом необходимо отметить, что роль и место иностранного предпринимательства и инвестиций в отечественной нефтяной промышленности определялись общим уровнем экономического развития страны. Наряду с иностранным капиталом важнейшими составляющими российского экономического процесса были государство и нарождающаяся отечественная крупная промышленность. Именно в результате взаимодействия этих сил стало возможным создание весьма конкурентоспособной нефтяной отрасли России, дававшей накануне первой мировой войны в 1911–1913 гг. в среднем 18,28% всей мировой добычи.

Пример развития отечественной нефтяной отрасли свидетельствует о том, что иностранное предпринимательство и инвестиции формировали в России не сырьевую экономику колониального или полуколониального типа, а создавали, говоря современным языком, выгодную для отечественной промышленности бизнес-среду. Деятельность иностранных фирм не привела к характерной для хозяйства колониального типа зависимости отрасли от поставок сырья в развитые страны: нефтеэкспорт, состоявший в основном из продуктов глубокой переработки, составлял незначительную долю в общем производстве. Напротив, иностранный капитал, увеличивавший свое присутствие в нефтяной отрасли России накануне 1-й мировой войны, был ориентирован на развитие внутрироссийского потребления и способствовал увеличению емкости отечественного внутреннего рынка.

Нельзя не заметить, что крупные иностранные вложения в нефтяную промышленность в условиях нараставшей с начала ХХ века политической и экономической нестабильности связывались условием быстрой оборачиваемости капитала, что определило направление инвестиций прежде всего в развитие нефтедобывающего сектора. Более капиталоемкие и требующие более долгого срока окупаемости транспортировка и переработка нефтепродуктов значительно отставали, что приводило к хроническому структурному кризису всей нефтяной промышленности.

Характеризуя динамику и отмечая особенности участия иностранного капитала в формировании нефтяной промышленности, можно построить следующую условную периодизацию.

На начальном этапе формирования отрасли (начало 1870-х - середина 1880-х гг.) иностранный капитал играет значительную роль в передаче опыта организации производства, технологических знаний, в привнесении этики промышленного предпринимательства и т.п. Характерным для этого периода является история возникновения крупнейшей в отрасли российской компании - Товарищества нефтяного производства братьев Нобель. Фирма была основана на базе ассимилированного на русской почве иностранного капитала, т.е. на доходах от российских предприятий зарубежных изобретателей и промышленников шведского происхождения. И хотя на данном этапе количество иностранных финансовых вложений в нефтяную отрасль России относительно невелико, тем не менее, русская нефть при поддержке иностранных предпринимателей завоевывает внутренний рынок, вытесняя с него американские нефтепродукты, и широко продается в других странах.

Участие иностранного капитала в форме прямых инвестиций начинается со второй половины 1880-х гг. Именно в этот период в российскую нефтепромышленность приходит французский финансовый капитал банкирского дома Ротшильдов. Обладая большими международными связями и опираясь на поддержку Российского правительства, Ротшильды смогли в значительной степени укрепить отечественный нефтяной экспорт, значительно увеличив продажу за рубеж через черноморские порты.

Третий этап (начало 1890-х - начало 1900-х гг.) определялся, прежде всего, новой политикой правительства России, взявшего курс на расширение привлечения иностранного капитала в экономику. В нефтяную отрасль России приходит британский капитал, сыгравший большую роль в реструктуризации убыточных отечественных предприятий и освоении новых российских месторождений.

Отток иностранных инвестиций с 1904 г. положил начало следующему этапу. Ослабление импорта иностранного капитала было вызвано экономическим кризисом, развернувшимися в Закавказье выступлениями рабочих организаций и вспыхнувшими этническими столкновениями, дестабилизировавшими общую ситуацию в нефтепромышленном регионе.

Оживление деятельности иностранного капитала в русской нефтяной промышленности пришлось на 1910–1914 гг., что совпало с периодом общего экономического подъема в России. При этом существенного улучшения в нефтедобыче и нефтепереработке не произошло, небольшие позитивные изменения касались лишь развития транспорта нефти. В эти годы становится очевидным, что российская нефтяная промышленность сделала шаг вперед в области концентрации производства.

В начале 1-й мировой войны иностранный капитал по-прежнему проявлял большой интерес к участию в нефтяном деле России. Это отношение во многом определялось высокой доходностью и перспективностью нефтяного бизнеса, что было связано с общим повышением спроса на нефтепродукты в военные годы. Тем не менее, к 1917 г. многие программы западных фирм по расширению нефтяного производства в России оказались замороженными, что было следствием политической нестабильности и сложной военной обстановки на Кавказе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.