Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные мировые школы




Выделяют три основные этапы в эволюции финансового менеджмента:

Первый этап (конец XIX в.- 30-е гг. 20 века) происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деятельности, а также обособление менеджмента от собственности. Ведущая школа Фредерика Уинслоу Тейлора обосновала концепция научного управления.

Второй этап (30-е- 60-е гг.) – менеджмент отстаивает преимущества командно-административного типа, вертикально интегрированной системы управления. Классическую, или административную, школу возглавляли ученые Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни. На этом же этапе появляется неоклассическая школы, получившая название школы человеческих отношений. Она представлена в трудах Элтона Мэйо, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга.

Третий этап (с 60-е гг.- по настоящее время) – возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа: Игорь Ансофф, Джеймс Томпсон, Вильям Оучи, Майк Портер, Джон Коттер, Том Петерс, Франклин Хедоури, Майкл Мескон и др.

Рассмотрим ведущие концепции менеджмента на каждом из выделенных этапов.

Ф. Тейлор проповедал идея научного управления, внушения рабочим ведущей и определяющей роли науки в решении всех вопросов организации труда. Основные черты научной организации управления он видел в следующем:

Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо-практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии. Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем требует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел. В третьих. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны. В четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочим. Администрация берет на себя все отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошедшем почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

Принципы научного управления Ф. Тейлора сыграли большую роль в признании высокой значимости менеджмента.

В начале 20 века французский предприниматель Анри Файоль предложил исследование менеджмента по функциональным признакам, включающим планирование, организацию, распоряжение, координация и контроль. А. Файоль первостепенное внимание уделил администрации и личности администратора, которые определяют моральный климат и производительность труда работающих. Важнейшие принципы управления по Файоля – это разделение труда, ответственность, дисциплина и порядок, единоначалие и централизм, поощрение и инициатива, подчинение единым целям и интересам.

Проблема мотивации труда, человеческого фактора стали пристально изучаться идеологами менеджмента с 30-х гг. 20 века. Большой вклад в исследовании этой внесла американская школа. Элтон Мэйо ввел в научный оборот понятие социальной системы, основой которой является взаимное сотрудничество. По его мнению, эффективность методов управления оценивается не материальной эффективностью, а моральными факторами. Социальный климат на производстве долгое время оставался вне поля зрения менеджеров. Э. Мэйо определил значение социальной структуры на производстве: осознание индивидуальности в общении, становление определенных социальных взаимоотношений, использование социального влияния как меры побуждения к действиям, удовлетворения социальных запросов.

Сотрудничество в социальной плоскости должно обеспечить максимальный производственный эффект. Наиболее ярко это проявилась в японской практике менеджмента, хотя в теории эти тезисы развили теоретики американского менеджмента.

В дальнейшем социально-психологической аспект менеджмента получил развитие в трудах К.Дэвиса, Ч. Бэрнарда, Л. Урвика, Д. Мак-Грегора. Особое внимание Мак-Грегор уделил процессу принятия решения, в котором заключены мотиваторы поведения в обществе. В процессе принятия решения необходимо задействовать опыт каждого работника, которого эти решения касаются. Участие рабочих в управлении допускается лишь в определенных рамках, способствующих повышению производительности труда и создающих благоприятный моральный климат. Однако Д.Мак-Грегор был подвергнут критике со стороны Т.Петерса и Р. Уотермена за невнимание к проблеме социальных конфликтов.

Широко распространена до настоящего времени концепция «производственной демократии», в рамках которой выявлена возможность привлечения рабочих собственно к процессу управления, принятию решений, представительству в администрации. Эту идея активно пропагандируют А.Горц, Дж. Коул, Р. Уотермен, П. Друкер. Они предлагают привлекать рабочих к участию:

- в управлении качеством, кооперации и разделении труда в отдельных производственных ячеках;

- доходах и прибылях в качестве собственников;

- совместных советах рабочих и менеджеров;

- советах директоров компаний.

По сути дела в этой концепции речь идет о формировании так называемой рабочей собственности.

Противники этой концепции выявили следующие недостатки рабочей собственности:

- отсутствие условий для оптимизации структуры капитала;

- отсутствие заинтересованных в обеспечении развитии науки;

- создании новых технологий;

- низкие темпы обновления основных фондов и замедление внедрения новых достижений;

- консерватизм в решении социальных проблем;

- отсутствии рационализма в системе подбора и расстановки кадров, повышении квалификации;

- отсутствии стимулов для прогресса в организации производства и управления.

Следует отметить, что рабочая собственность еще не означает использования неформальных, гибких и эффективных методов управления. Методы управления имеют самостоятельное значение и свой обособленный путь развития.

 

  1. Финансовый менеджер на предприятии

Практически все решения, которые принимаются в корпорации, в той или иной мере являются финансовыми, поскольку они связаны с оценкой и выбором альтернативных вариантов предстоящих расходов и доходов. Таким образом, в крупных корпорациях почти весь управленческий персонал, начиная с директорского уровня и заканчивая менеджерами отдельных производственных отделов, отделов маркетинга, исследовательских лабораторий и других подразделений корпорации, пользуются услугами финансовых менеджеров.

Финансовый менеджер – работник финансовой службы предприятия, организации, фирмы, который занимается организацией и управлением каким-либо направлением финансовой работы. Всей финансовой работой на средних и крупных предприятиях управляет финансовый директор.

Функции финансового менеджера:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.