КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика развития «самодеятельности» в СССР 1930-х – начала 1950-х гг
А. Особенности эпохи 1) Война и военная угроза – устойчивые событийные и психологические доминанты жизни страны. 2) Специфика настроений современников («дух 1930-х гг.») – совокупность идеологических клише, индивидуального и группового опыта, унаследованных революционно-романтических устремлений, мифов (по Ш. Фицпатрик): - Миф о «светлом будущем»; - Миф об «отсталости»; - Миф «Если завтра война». Двойственность воздействия эпохи на «дух 1930-х»: - оптимизм и энтузиазм; - разочарования и размывание оптимизма.
Б. Особенности развития самодеятельности. 1) Формирование сталинской модели культуры: А) Складывание четкой схемы построения социалистической культуры: - монолитный образ культуры, в котором слиты фольклор, профессиональное искусство и художественная самодеятельность (воплощены в музыкальных комедиях «Веселые ребята» 1934 г., «Волга-Волга» 1938 г., «Музыкальная история» 1940 г., «Карнавальная ночь» 1956 г.) - планирование, централизованное и унифицированное управления культурой: а) Создание при Госплане СССР Управления культуры (1932). б) Появление раздела «Искусство» в планах 2-й пятилетки (1933 – 1937). в) Создание отдела культурно-просветительской работы в ЦК ВКП(б) (1935). г) Комитет по культурно-просветительской работе (1946). д) Создание творческих союзов (1932 – 1957). е) Система центральных органов методического руководства художественной самодеятельностью (ВДНТ им. Крупской, ЦДХС ВЦСПС, ЦДКА им. Фрунзе, ЦПКиО и др.). В) Создание ее эталонов, образцов, стандартов для массового тиражирования: - превращение ансамбля песни и пляски в эталонную форму культуры; - количественное преобладание музыкально-хореографической (зрелищной) самодеятельности; - приравнивание народных мастеров (сказителей, певцов, сказочников) к крупнейшим деятелям культуры; - формирование новой концепции народности (отражение в культуре истории героической борьбы народа и его вождей); - «литературоцентризм» культуры: обязательная сюжетность, повествовательность, словесное формулирование темы, цитатность (неоклассическая архитектура, литературная симфония, песенная опера, драмбалет, сюжетно-тематическая станковая картина и скульптура.
2) Рост (культурной) роли армии (в том числе как образца для художественной самодеятельности): а) Выстраивание армейской самодеятельности в полном соответствии с официальной концепцией социалистической культуры (единообразная структура, четкая организация быта, дисциплина, субординация). б) Складывание системы армейских учреждений культуры (ленинский уголок, красноармейский клуб, гарнизонные и окружные Дома Красной Армии). в) Система смотров, конкурсов, олимпиад (ротных, полковых, дивизионных, армейских, окружных). г) Определение «минимума художественной самодеятельности роты и клуба» (1934).
Характерные черты государственного искусства 1930-х – 1950-х гг.: 1) Принудительное единство культуры достигалось за счет упрощения, усреднения ее компонентов (фольклора, профессионального искусства, самодеятельности). 2) Возобладание положительного взгляда на фольклор как социалистического явления (производитель – не дореволюционный крестьянин, а советский труженик). 3) Превращение фольклора в концертно-сценический жанр клубной художественной самодеятельности («народный хор», «ансамблю песни и пляски», «оркестр народных инструментов»).
Особенности художественной самодеятельности в годы Великой Отечественной войны: 1) Развитие самодеятельности снизу (агитационный фольклор – частушки, поговорки, сценки, куплеты, лубки). 2) Ослабление механизмов организации и управления культурой сверху (до 1943 г.) 3) Широкое хождение популярного репертуара («Синий платочек» и др.). 4) Попытки давления сверху на формы и репертуар (лекции, доклады, читки, выставки). 5) Восстановление идеологии и управления самодеятельности (смотры армейской и сельской самодеятельности с 1943 г.).
Особенности бытования «низового слоя» народного творчества в послевоенное десятилетие: 1) Возрождение мифа у счастливой советской жизни («Кубанские казаки» 1950 г., глянцевые журналы, реклама). 2) Приоритет музыкальной и хореографической самодеятельности – жанры, которые легче других настроить на празднично-мажорный лад. 3) Рост значения внегосударственного, «беспризорного» искусства: - жалостно-лирические, мелодраматические, «плачевые» традиции народной культуры; - романтическое направление (цыганщина, авантюрная баллада и пр.); - возрождение студенческой традиции самоорганизации (балы, вечера, танцплощадки, дворовые «пятачки», кружки и группы по интересам – спорт, джаз и пр.) Низовая культура – форма оппозиции официальной культурной политике и государственной культуре.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |