Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нижний Новгород




ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЛЕКЦИЯ №1

Чеботарев В.С.

 

Тимченко А.В.

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

"13" ноября 2006 г.

Протокол № 4

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Предмет и содержание курса "Экономика предпринимательства".

2. Программа экономических реформ в Российской Федерации.

3. Понятие о предпринимательстве. Основные препятствия, сдерживающие развитие предпринимательства в РФ.

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние преступности в российской экономике, способы совершения преступлений, причины и условия, им способствующие, свидетельствуют о том, что правонарушители всесторонне используют всё многообразие экономических знаний для совершения преступных действий и для сокрытия их следов.

Поэтому в целях подготовки специалистов по эффективной борьбе с экономической преступностью учебным планом Нижегородской академии МВД РФ предусматривается отдельный самостоятельный блок экономических дисциплин. В состав этого блока входит курс "Экономика предпринимательства". Данная тема является первой, имеет вводный характер и раскрывает проблематику курса.

 

 

1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА".

 

Основными учебными целями данного курса являются:

* получение знаний об основных принципах, механизмах функционирования субъектов предпринимательства в современной российской экономике;

* уяснение экономических условий, способствующих возникновению негативных явлений, злоупотреблений, правонарушений и преступлений в сфере предпринимательства;

* приобретение навыков и умений по применению организационно-экономических знаний для решения оперативно-служебных задач (получение экономической информации, ее профессиональная оценка, выявление признаков противоправного поведения, взаимодействие службы ОЭП с иными контролирующими государственными органами).

Предметом учебного курса "Экономика предпринимательства" является организационно-экономический аспект деятельности субъектов предпринимательства как основных элементов экономической системы РФ. Это означает организационно-экономический аспект деятельности субъектов предпринимательства. изучение важнейших направлений организационно-экономической деятельности субъектов предпринимательства, с одной стороны, и негативных (криминальных) проявлений этой деятельности, обстоятельств, им способствующих, с другой.

Такое понимание предмета учебного курса "ЭП" вытекает из принятой в науке концепции многоаспектности деятельности современной фирмы. Суть этой концепции заключается в том, что существуют несколько различных и самостоятельных (по своей природе) аспектов деятельности фирмы как коммерческой организации, каждый из которых изучается отдельными учебными дисциплинами:

* теоретический аспект (изучается в курсе экономической теории);

* технико-технологический аспект (собственно естественно-технические процессы производства). Изучается в таких курсах, как товароведение, технология, инженерные науки;

* учётно-экономический аспект (учётно-отчётные процессы как составляющая экономической деятельности организации). Изучается в таких учебных курсах, как бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности, аудит, экономическая статистика;

* организационно-экономический аспект (организационно-экономические процессы как составляющая экономической деятельности организации);

* организационно-правовой аспект (правовая регламентация деятельности организации). Изучается в курсах гражданского права, хозяйственного, финансового, земельного права;

* социально-психологический аспект. Социальные и психологические эффекты изучаются в рамках социологии, социальной психологии, менеджмента.

Именно организационно-экономический аспект является предметом изучения в учебном курсе "экономика предпринимательства". Если учётно-экономический аспект заключается в измерении экономических показателей деятельности организации (доходы, расходы, активы, пассивы, товарооборот, рентабельность и т.д.) и в составлении соответствующей отчётности, то организационно-экономический аспект заключается в управлении этими экономическими показателями с точки зрения обеспечения экономической эффективности. Это предполагает изучение структурных подразделений организации, их функций и полномочий, соответствующих направлений организационно-экономической деятельности, основных способов и инструментов взаимодействия фирмы со своими деловыми партнёрами.

Оба указанных аспекта в целом составляют проблематику экономической науки. И если экономическая наука в целом - это наука об эффективном управлении ограниченными производственными ресурсами (иначе - об управлении затратами), то экономика предпринимательства - наука об эффективном управлении активами и пассивами коммерческой организации (иначе – об управлении затратами на уровне фирмы). Последнее предполагает разработку комплекса мер по организационно-экономическому обеспечению деятельности фирмы: создание и реорганизация фирмы, подготовка текущих и перспективных планов, создание необходимых структурных подразделений и делегирование ответственности и полномочий по управленческой иерархии, маркетинговое изучение рынка и т.д.

Исходя из поставленных целей обучения, содержание курса экономики в вузах различного профиля заметно отличается. Так, в гражданских вузах, главная цель изучения курса экономики студентами - освоение методов повышения эффективности производства, получение максимальных доходов при минимальных затратах.

В вузах МВД оперативно-экономической специализации ставятся совершенно другие цели:

· понимание сути происходящих экономических процессов;

· выявление закономерностей и условий, которые могут способствовать возникновению негативных тенденций, в т.ч. правонарушений в сфере экономики;

· криминологическая оценка тех или иных сторон организационно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов; их анализ с точки зрения выявления признаков правонарушений;

· источники получения экономической и иной информации для решения оперативно-служебных задач оперативными работниками службы ОЭП.

Необходимо особо отметить, что для решения выше названной цели в учебном курсе всесторонне используются приемы экономико-правового анализа важнейших направлений организационно-экономической деятельности организаций с учетом требований законодательства.

Экономика может изучаться на различных уровнях: в масштабе страны, в разрезе отдельной отрасли, региона, а также на уровне отдельной организации. В условиях специфики работы оперуполномоченных по борьбе с экономической преступностью на городском или районном уровне главный упор делается на изучение экономики фирмы вообще, без тесной привязки к той или иной отрасли экономики. Однако по отдельным темам отраслевые особенности организационно-экономической деятельности будут учитываться.

Выделение фирмы (субъекта предпринимательства) как основного объекта в изучаемом учебном курсе обусловлено и другим обстоятельством - ослаблением отраслевой специфики хозяйствующих субъектов с 1990-х г.г. В условиях командной экономики в известной степени искусственно создавались различия между отдельными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство и др.). Отсюда возникали существенные отличия одних отраслевых дисциплин от других.

В рыночной экономике устраняются многие различия между отраслями, создается сравнительно однородная среда во всех сферах материального и нематериального производства. Поэтому отраслевые экономические дисциплины характеризуются достаточно глубокой унификацией, без их четкой привязки к какой-либо одной отрасли. Речь идет в целом о субъектах предпринимательства тех или иных организационно-правовых форм, характеристика которых дана в Гражданском Кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе об акционерных обществах и др.

Поэтому учебный курс "Экономики предпринимательства" не базируется на особенностях различных отраслей экономики. Конечно, в отдельных случаях нельзя полностью игнорировать важные отраслевые особенности субъектов предпринимательства.

Учебный курс "Экономика предпринимательства" взаимосвязан с другими дисциплинами, изучаемыми в вузах оперативно-экономического профиля МВД РФ. При изучении курса "экономика предпринимательства" активно задействуются знания, получаемые курсантами на таких учебных дисциплинах, как экономическая теория, кредитно-финансовая система, судебная бухгалтерия, анализ хозяйственной деятельности и основы аудита, гражданское право, финансовое право, административное право. При этом экономическая теория рассматривается как теоретико-методологическая база изучения прикладных экономических дисциплин.

Изучаемые материалы курса всесторонне используются в специализированных дисциплинах института: оперативно-розыскная деятельность, криминология, криминалистика, уголовное право и др.

Структурно курс состоит из 4-х разделов, разделённых практикумом (с выездом в РУВД).

В первом разделе курса изучаются вопросы создания и расширения субъектов предпринимательства. Здесь изучаются такие вопросы как:

* предмет и содержание курса;

* понятие предпринимательства и его субъекты;

* классификация субъектов предпринимательства и их организационно-правовые формы;

* обязательные реквизиты фирмы;

* структура современной коммерческой организации;

* приватизация государственных и муниципальных предприятий.

Во втором разделе курса изучаются финансы субъектов предпринимательства и рассматриваются такие направления их деятельности, как взаимодействие фирмы с финансовым рынком, структура финансовых источников, организация финансовой службы, себестоимость продукции и прибыль фирмы, инвестиционная деятельность.

Третий раздел курса посвящен маркетинговой деятельности фирмы: основы маркетинговой деятельности, структура коммерческой службы, ценообразование, конкурентные отношения и антимонопольные ограничения.

В четвертом, последнем разделе учебного курса рассматриваются остальные организационно-экономические направления деятельности субъектов предпринимательства и использование экономической информации об их деятельности службой ОЭП. Здесь рассматриваются такие вопросы, как:

* внешнеэкономическая деятельность фирмы;

* бизнес-планирование;

* заработная плата и иные доходы физических лиц;

* нормирование труда;

* конверсия;

* менеджмент.

Рассматриваемая учебная дисциплина преподается на втором уровне обучения (7 семестр), после изучения курса экономической теории, и создает основу для изучения таких учебных дисциплин как:

* кредитно-финансовая система;

* судебная бухгалтерия;

* анализ хозяйственной деятельности и основы аудита;

* и др.

Согласно учебной программы на изучение курса отводится 80 часов, из которых 28 часов - лекции, 28 часов - семинары, 18 часов - практические занятия, 6 часов - групповые упражнения с выездом на конкретные предприятия (практикум). Учебный курс изучается в течение одного семестра, который завершается принятием экзамена.

Необходимо обратить внимание на то, что самостоятельное изучение курса осложняется малым количеством учебников и учебных пособий. В связи с этим в планах семинарских занятий рекомендуется переводная иностранная литература, а также некоторые учебники и учебные пособия, подготовленные в российских издательствах в последние годы с выборочным, частичным использованием, так как эти источники предназначены для гражданских вузов и не отражают спе-цифические стороны, важные для правоохранительной деятельности. Из газет и журналов наиболее необходимыми для подготовки к занятиям по рассматриваемому курсу являются еженедельная газета "Экономика и жизнь", журналы "Экономист" и "Вопросы экономики".

 

 

2. ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РФ.

 

В период формирования социалистической экономики основное внимание в стране уделялось развитию и укреплению государственного сектора экономики, поскольку по идеологическим соображениям предписано было считать государственную собственность наиболее зрелой и наиболее эффективной формой собственности. Все стороны деятельности государственных предприятий регламентировались вышестоящими органами. Произошло фактически и огосударствление колхозно-кооперативного сектора экономики.

Негосударственные формы хозяйствования в целом не поддерживались, либо им оказывалось минимальное содействие со стороны государства. Это вытекало из представления, согласно которому негосударственный сектор мыслился временным и, по мере развития государственного сектора, должен был сократиться или вообще ликвидироваться. При этом следует отметить, что в разные периоды истории существования социалистической экономики с разной степенью жесткости относились к негосударственным формам экономической деятельности.

С 1991 года политический курс был направлен на формирование и развитие негосударственного сектора экономики, предусматривающего решительное разгосударствление и приватизацию государственной (муниципальной) собственности, создание частных предприятий. В распоряжении государства, как показывает мировая практика, должны оставаться лишь транспорт, связь, военное производство, инфраструктура, и некоторые другие сферы деятельности.

Произошёл демонтаж экономики командного типа и замена её многоукладной, смешанной, саморегулирующейся, состязательной экономикой с эффективно действующими рыночными механизмами. Таким образом, если с октября 1917 года главной составной частью изменений в экономике была национализация собственности, всемерное расширение государственного сектора и сокращение негосударственных форм хозяйствования, то с 1991 года ставка сделана на денаци-онализацию. В этом главная суть происходящих в настоящее время процессов в экономике.

В целом процесс перехода к рынку предполагает последовательное прохождение трех этапов.

1-й этап: кризисное развитие. Главными приоритетами экономической политики государства на этом этапе является либерализация и финансовая стабилизация. Важно в течение первого этапа сформировать рыночную инфраструктуру, которая включает в себя развитую сеть предприятий торговли, валютные, товарные и фондовые биржи, сеть предприятий, торгующих ссудным капиталом, коммерческую информационную сеть и другие обслуживающие отрасли.

К концу первого этапа должны быть решены следующие вопросы:

* доля регулируемых цен - не более 2-3% от объема валового внутреннего продукта;

* доля государственных закупок - не более 20% валового внутреннего продукта;

* сбалансированность государственного бюджета по доходам и расходам;

* темпы инфляции не более 3% в месяц;

* введение конвертируемости рубля по текущим операциям;

* прекращение спада производства.

По расчетам правительства Российской Федерации, при сравнительно благоприятном стечении обстоятельств, спад производства должен был прекратиться в конце 1994 года и был возможен даже некоторый его рост. К сожалению, этот этап затянулся, спад производства продолжался до 2000 г., и только с 2001 начался определённый промышленный рост.

2-й этап: восстановление экономики. Главными приоритетами на данном этапе являются изменения, направленные на создание условий для развития предпринимательства и конкуренции. Продолжается процесс приватизации, наращивание частных инвестиций (в том числе иностранных).

Критерии завершения второго этапа реформы следующие:

* доля государственного сектора в производстве не более 40%, а в торговле - не более 10%;

* доля кредитов, выдаваемых частным предпринимателям и фирмам - не менее 70%;

* оживление производственной активности;

* достижение докризисного уровня валового внутреннего продукта.

3-й этап: экономический подъем. Главной задачей этого этапа является реконструкция экономики, повышение жизненного уровня населения, увеличение его занятости.

Критерии вступления в данный этап:

* темпы экономического роста - не менее 3-4% в год;

* опережающий рост экспорта продукции высокой степени переработки;

* устойчивое активное сальдо платежного баланса;

* норма накопления в валовом внутреннем продукте - не менее 15%.

По предварительным расчетам, третий этап должен бы наступить примерно в 1995 году. В реальности он наступил в 2000 - 2001 г.

С 1991 г. в РФ были в разное время принято несколько Программ рыночных реформ:

* Программа Правительства Е. Гайдара (1992-1994 г.г.);

* Программа Правительства В. Черномырдина (1995-1997 г.г.);

* Программы Правительств С. Кириенко, С. Степашина и В. Путина (1997-1999 г.г.);

* Программа Правительства М. Касьянова (с 2000 г.), принятая после избрания нового Президента РФ;

* Программа Правительства М. Фрадкова (с 2004 г.).

В течение этих лет удалось многого достичь, но не удалось очень важного - реструктурировать предприятия и "запустить" инвестиционный механизм в реальном секторе экономики. Есть две группы причин неудач:

* причины, связанные с крайне неблагоприятным стартовым состоянием российской экономики в конце 1980-х - начале 1990-х г.г.;

* ошибки, допущенные в ходе реформ.

Не удалось наладить систему макроэкономического регулирования, а также осуществить тщательную разработку "правил игры" для субъектов экономических отношений. Составными элементами этих "правил" являются:

* законодательная регламентация любой экономической деятельности (разработка норм гражданского, финансового, трудового и земельного права);

* создание единой денежной и банковской систем, выбор эффективных методов регулирования денежной массы;

* формирование эффективной системы налогов, налоговых льгот и финансовых санкций;

* бюджетные ассигнования и проведение операций с принадлежащими государству активами;

* осуществление государственных социально-экономических, научно-технических и инвестиционных программ (экология, космос, образование и т.п.).

Поэтому новая правительственная Программа углубления экономических реформ ставит главной целью преодоление структурного и институционального кризиса, видя основную проблему в институциональных "дефектах" экономической системы.

Укажем основные мероприятия действующей Программы.

В области макроэкономики.

1. Реструктуризация расходов консолидированного бюджета (как важнейшая мера в сфере бюджетно-налоговой политики).

2. Обеспечение устойчивости рубля и создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах, укрепление банковской системы. Вытеснение из оборота денежных суррогатов, повышение степени монетизации экономики.

3. Содействие росту экспорта в страны дальнего зарубежья и роста импорта из стран СНГ. Дальнейшая интеграция российской экономики в мировое хозяйство.

4. Долгосрочная реструктуризация внешнего долга.

5. Дальнейшее сужение административных ограничений на цены и хозяйственные связи (либерализация).

6. Активная социальная политика, защита наиболее уязвимых слоев населения от негативных проявлений рыночной экономики;

В области институциональных преобразований.

1. Развитие рынка ценных бумаг.

Постепенный рост удельного веса корпоративных ценных бумаг в их общем объёме. Развитие форм коллективного инвестирования.

2. Реформа предприятий:

* реструктуризация предприятий;

* защита прав акционеров, чёткое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, развитие института корпоративного права;

* укрепление контрактного права, создание системы защиты договоров;

* достижение прозрачности финансового состояния предприятий (в интересах их собственников, инвесторов и кредиторов);

* освобождение предприятий от содержания социальной сферы;

* создание эффективного механизма управления госсобственностью и госпредприятиями;

* "запуск" механизма банкротства предприятий;

* переход на международные стандарты бухгалтерской отчётности.

3. Поддержка малого и среднего предпринимательства.

Льготы по налогообложению, упрощение налогообложения малого и среднего бизнеса (в т.ч. его перевод на уплату единого налога на вменённый доход), создание системы льготного кредитования малых предприятий.

4. "Точечная" (взамен массовой) приватизация государственного и муниципального имущества.

5. Дальнейшая структурная перестройка экономики, ее демилитаризация и конверсия.

6. Дальнейшее формирование рыночной инфраструктуры.

7. Антимонопольное регулирование:

* формирование конкурентной рыночной среды;

* совершенствование правовой базы конкуренции;

* контроль над ФПГ;

* установление реального контроля над естественными монополиями.

Регулирование предприятий сферы естественных монополий предполагается осуществлять по следующим направлениям:

* реорганизация естественных монополистов путём выделения из их состава самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу объектов естественной монополии; формирование конкурентных рынков этих видов услуг;

* совершенствование системы ценообразования на услуги естественных монополий;

* прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей.

Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.