Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный экономический лексикон, став по сути дела аналогом понятия «управление»

Из предыдущих курсов вы должны помнить, что английское слово «менеджмент» (management) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Впоследствии это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали им обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие менеджмент в экономической теории и практике часто применяется без его перевода. По этому поводу существует, по крайней мере, четыре точки зрения:

1. Считается, что введение термина «менеджмент» – это дань моде, увлечение западными экономическими теориями. Поэтому можно без ущерба для дела заменить иностранное слово менеджмент русским словом управление.

2. Менеджмент рассматривается как средство капитализации экономики, т.е. как управление экономикой в условиях частной собственности.

3. Менеджмент – это система управления в условиях рыночной экономики.

4. Менеджмент – это управление людьми в отличие от управления машинами.

В экономической литературе существует множество определений менеджмента, каждое из которых акцентирует внимание на его отдельных признаках. В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

Понятие «управление» по своему содержанию намного шире понятия «менеджмент», так как применяется во многих сферах человеческой деятельности (управление в неживой природе и биологических системах, управление государством и т.д.).

Мы можем сказать «управление природными ресурсами», но не можем сказать «менеджмент природными ресурсами» и т.д.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятий, корпорации или фирмы, которые действуют в условиях рыночных отношений.

Руководство, в свою очередь, мы рассматриваем только лишь по отношению к одной из функциональных областей менеджмента – персоналу организации и трактуем как должностное полномочие, при котором влияние на подчиненных оказывается с помощью формальной власти.

Следовательно, управление > менеджмент, а менеджмент > руководство.

В современном значении слова «менеджер» и «менеджмент» появились тогда, когда владельцы предприятий, хозяева имущества сообразили, что выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Последним стали поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли.

Возникновение менеджмента как отдельной области знаний и профессии датируется концом XIX века и вызвано ростом масштабов хозяйственной деятельности и его главным следствием – широким привлечением наемного труда. Сначала наемным работникам была передана производственная функция, а затем функция текущего управления и контроля.

С появлением акционерной формы предприятий количество собственников увеличилось, и изменился сам объект собственности: теперь это было уже не просто предприятие, а денежный вклад в капитал АО, которому это предприятие принадлежало. Так возник класс наемных управляющих.

Содержание понятия «менеджмент», таким образом, можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций.

Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности.

В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению в организации.

В рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» может употребляться в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Какой бы характер хозяйственная деятельность при этом не носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента.

В связи с этим, сущность менеджмента, как самостоятельного вида деятельности, составляет профессиональное управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использо­вания методов и механизмов хозяйствования, характерных для рыночной эконо­мики.

Это предполагает наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущ­ность, является направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения луч­ших результатов с наименьшими затратами.

Отсюда вытекает главная цель менеджмент а – повышение результативности и эффективности работы организации за счет рациональной организации производственного процесса и эффективного использования ее ресурсного и, прежде всего, кадрового потенциала.

Кроме того, эффективный менеджмент предполагает наличие хозяйственной самостоятельности субъектов экономических отношений, которая обеспечивает свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответ­ственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Таким образом, под менеджментом мы понимаем профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. Данное определение в дальнейшем мы будем использовать в качестве основного.

 

 

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями.

Греческое слово «systema» так и переводится как «составленное из частей» и означает некоторую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

В этой связи руководитель при принятии управленческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом следует выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их усилия таким образом, чтобы организации в будущем смогла эффективно достичь своих целей.

Мы помним, что организация представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая, в свою очередь делится на две под­системы: управляющую и управляемую. Управляющая под­система непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений, основой для выработки которых является информация управляемой подсистемы, а также информация, поступающая из внешней среды. Именно под влиянием управленческих решений осуществляется взаимодействие между элементами системы управления.

Для реализации функций управления управляющая подсистема должна располагать соответствующими ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), необходимыми ей для осуществления управленческих воздействий на управляемую подсистему.

Управляемая подсистема, в свою очередь, задействована в осуществлении многообразных процессов производства и по функциональному признаку подразделяется на ряд подсистем, а именно: тех­ническую, технологическую, организационную, экономиче­скую и социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвя­занный, взаимообусловленный комплекс машин и обору­дования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи.

Технологическая подсистема – это ряд взаимосвязанных, последовательно протекающих по определенным правилам и нормам операций, про­цессов и стадий производства.

Организационная подсисте­ма представляет собой единство технических и эконо­мических процессов и выражается в их упорядочении. Це­лью организации управления является обеспечение наивысшего эф­фекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему характеризуют производст­венные отношения и экономические интересы, направ­ленные на использование природных, трудовых, матери­ально-вещественных, информационных ресурсов с целью получения продукции (услуг).

Соци­альная подсистема представляет собой единство социальных отношений в управляемой подсистеме, которые устанавливаются на уровне трудового коллектива бригады, участка или пред­приятия в целом.

Последние две подсистемы отражают социально-экономическую сторону управле­ния организацией и определяют цели ее функционирования.

Важной отличительной чертой управляемых систем является их сложность. Любая организация имеет множество противоречивых целей, что указывает на необходимость описания предприятия или фирмы как очень сложной вероятностной системы.

Сложность системы определяется количеством составляющих ее элементов и возможных связей между ними. Степень сложности измеряется разнообразием системы или числом возможных ее состояний.

При этом фундаментальным принципом управления, является открытый У. Эшби (Ashby W. Ross) закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню разнообразия управляемой системы.

Отсюда следует, что невозможно создать простую систему управления для управления сложными системами и процессами, так как отдельные люди и целые организации не в состоянии справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый заданный уровень, т.е. имеющиеся в их распоряжении ресурсы и возможности.

Кроме того, растущая сложность управления производством связана с ускорением темпов изменения внешней среды организации.

Чем сложнее проблемы, возникающих перед организацией, тем больше времени занимает их решение. В то же время, чем выше скорость изменений, тем короче жизнь найденных решений проблем. В итоге, когда решение найдено ситуация уже изменилась и требуется принципиально нового решения.

Именно поэтому для того, чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота решений в организации должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих во внешней среде. А это возможно лишь в случае, когда руководство организации обладает способностью быстро и эффективно обучаться.

В соответствии с упомянутым выше законом необходимого разнообразия управляющая система для организации также представляет собой очень сложную вероятностную, т.е. не поддающуюся однозначному описанию, систему.

Поскольку система управления носит целостный характер, то в ней, во-первых, должны быть созданы условия для передачи, накопления и преобра­зования управляющей информации, а во-вторых, должен функционировать механизм обратной связи, как основа построения кибернетических систем.

Киберне́тика в переводе с др.-греч. (κυβερνητική) означает «искусство управления» и представляет собой науку об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.

Объектом кибернетики выступают все управляемые системы.

Кибернетические системы рассматриваются абстрактно, вне зависимости от их материальной природы и представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

В качестве примеров кибернетических систем можно привести ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество, автоматические регуляторы в технике.

Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. А поскольку основными техническими средствами для решения этих задач являются чаще всего ЭВМ, то возникновение и развитие кибернетики как самостоятельной науки (Н. Винер, 1948) связано как раз с созданием в 40-х гг. XX века этих машин и последующим прогрессом вплоть до сегодняшнего дня электронной вычислительной техники.

Таким образом, между элементами управляющей и управляемой подсистемами существуют при­чинно-следственные связи. Эти подсистемы реагируют на изменения, возникающие в одной из них, что воз­можно лишь при наличии обратной связи (при ее отсут­ствии эффективность управления сводится к минимуму). Процесс управления, в данном случае, обуславливает необходимость ав­томатического реагирования на обратную связь и посто­янного владения информацией о состоянии управляе­мой подсистемы.

Далее остановимся на основных принципах системного подхода.

1. Целостность, позволяющая одновременно рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

 

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе соподчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

5. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основателем системного подхода на Западе считается Людвиг фон Берталанфи, разработавший в 1968 году общую теорию систем. Согласно данной теории системный подход в управлении требует:

- во-первых, рассматривать каждый объект управления как систему, состоящую из множества подсистем;

- во-вторых, четко определять цели системы и ее подсистем;

- в-третьих, эффективно обеспечивать эти цели.

Объекты анализа, при этом, должны рассматриваться не изолировано, а во взаимосвязи со многими другими объектами и явлениями. А поскольку в реальной жизни существует большое множество взаимосвязей внутренней и внешней среды, то системный подход предполагает выделение наиболее существенных связей, которые оказывают непосредственное влияние на свойства системы.

Согласно общей теории систем их классификация может осуществляться по ряду признаков, основными из которых являются:

- природа элементов;

- происхождение;

- длительность существования;

- изменчивость свойств;

- степень сложности;

- характер связи между элементами системы.- реакция на возмущающие воздействия;

- характер поведения и степень участия людей в реализации управ­ляющих воздействий;

- степень связи с внешней средой.

По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные.

Реальными (физическими) системами являются объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них выделяют механические, электрические (электронные), биологические, социальные и другие под­классы систем и их комбинации.

Абстрактные системы составляют элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Они образуются как продукт мышления в результате творческой деятельности человека путём его мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и (или) связей предметов. Примером абстрактных систем являются системы урав­нений, идеи, планы, гипотезы, теории и т.п.

В зависимости от происхождения выделяют естественные и искусственные системы.

Естественные системы возникли без вмешательства человека как продукт развития природы. К ним можно от­нести, например, климат, почву, живые организмы, солнечную систему и др.

Искусственные системы – это результат созидательной деятельности человека.

По длительности существования системы подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным обычно отно­сятся естественные системы либо искусственные системы, которые в течение заданного времени сохраняют присущие им свойства. Хотя если подходить к этому вопросу с точки зрения диалектики все существующие системы – временные.

В зависимости от степени изменчивости свойств системы делятся на статические и динамические.

Статическая система – это система с одним состоянием, когда можно пренебречь изменениями характери­стик ее существенных свойств во времени.

Динамические системы имеют мно­жество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и дискретно.

В зависимости от степени сложности системы делятся на простые, сложные и большие.

Простые системы с достаточной степенью точности могут быть описаны известными математическими соотношения­ми. Примерами простых систем могут слу­жить отдельные детали, элементы электронных схем и т.п.

Сложные системы состоят из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы). Сложные системы характеризуются многомерностью (большим чис­лом составленных элементов), многообразием природы элементов, их связей и разнородностью структуры.

Сложная система обладает свойствами, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов. Сложными сис­темами являются живые организмы, в частности человек, ЭВМ и т.д.

Большие системы – это сложные пространственно-распределённые системы, в которых подсистемы (их составные час­ти) относятся к категориям сложных. Примерами больших систем могут служить автоматизированные системы управления, воинские части, системы связи, промышленные предприятия, отрасли про­мышленности и т.п.

По характеру связи между элементами различают детерминированные (имеющие явно выраженные связи) и стохастические (где связи слабые или отсутствуют вовсе).

В зависимости от реакции на возмущающие воздействия выделяют активные и пассивные системы.

Активные системы способны противостоять воздействиям среди (противника, конкурента и т.д.) и сами могут воздей­ствовать на неё. У пассивных систем это свойство отсутствует.

По характеру поведения все системы подразделяются на системы с управлением и без управления.

Класс систем с управлением образуют системы, в которых реализуется процесс целеполагания и целеосуществления.

Примером систем без управления может служить Солнечная система, в которой траектории движения планет опреде­ляются законами механики.

В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-машинные и организационные. Как правило, когда речь идёт о различных видах систем управления, подразумевается именно это их деление.

К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Как правило, это системы автомати­ческого управления (регулирования) объекта управления с целью поддержания желаемого режима его работы.

Такие системы, реализующие процесс технологического управления, могут быть как адаптивными, т.е. приспосабливающимися к изменению внешних и внут­ренних условий в процессе работы путём изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными.

Характерной особенностью человеко-машинных (эргатических) систем является то, что человек связан с техническими устройствами, которые помогают ему принимать обоснованные решения, оставляя за ним право выбора окончательного решения. Примерами таких систем могут служить автоматизированные системы управления раз­личного назначения.

К организационным системам относятся социальные системы, куда входят группы и коллективы людей, общество в целом.

По степени связи с внешней средой системы делятся на изолированные, закрытые и открытые.

Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веществом. Процессы самоорганизации в них невоз­можны.

Закрытые системы имеет жесткие границы и не обмениваются с окружающей средой веществом, но могут при этом обмениваться энергией, т.е. их действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Например, часы, машина, автоматическое производство и т.д.

Открытые системы постоянно взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и веществом. Они зависят от информации и ресурсов, поступающих извне, и обладают способностью приспосабливаться к условиям внешней среды. Например, калькулятор с солнечной батареей, промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

Изолированных и закрытых систем фактически в природе не существует. Это заведомо упрощенные схемы открытых систем, полезные для приближённых реше­ний частных задач.

До недавнего прошлого предприятие рассматривалось по большей части как «закрытая система». Считалось, что его успех зависит от внутренней рациональной организации, снижения издержек производства и выявления внутрипроизводственных резервов. Цели и задачи предприятия задавались на длительный период времени, а стратегия заключалась в углублении специализации производства и совершенствовании функционального управления, механизм которого был построен на принципах иерархичности и контроля выполняемых функций.

На рубеже 70-х годов XX века была выдвинута идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей внешней и внутренней среде. Причины того, что происходит внутри организации следует искать за ее пределами.

Организация, как открытая система, получает от окружающей среды информацию, энергию, материалы, капитал, человеческие ресурсы (мы называем эти компоненты входами системы) и в процессе функционирования преобразует их в продукцию или услуги, которые являются выходами системы.

Если организация работает эффективно, то в процессе преобразования образуется добавленная стоимость, т.е. появляются другие выходы – прибыль, увеличение доли рынка и объема продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и др.

Процессный подход к менеджменту акцентирует вни­мание на совершенствовании и повышении эффективно­сти непосредственно процесса управления, содержание которого можно представить как серию взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия получили называние управленческих функций.

Каждая управленческая функция, в свою очередь, тоже представляет процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Поэтому процесс управления является общей суммой всех функций.

Существует несколько взглядов на состав функций управления. Наиболее признанными считаются следующие общие функции управления планирования, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами – коммуникациями и процессом принятия решения. Более подробно мы будем знакомиться с ними в рамках отдельных тем.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались выделить функции менеджмента, однако рассматривали эти функции как независимые друг от друга. Дальнейшее свое развитие процессный подход получил в рамках эмпирической школы, представители которой рассматривали функции управления как взаимосвязанные между собой категории.

Одним из основных направлений исследований данной школы является изучение содержания труда и функций руководителей. В рамках эмпирической школы выделяют следующие функциональные обязанности ме­неджера (по Петерсону-Плоумену):

1) Оценка наличных трудовых ресурсов. В рамках данной функции руководитель анализирует выполняемые подраз­делением задачи исходя из поставленной цели, и опреде­ляет состав, квалификацию и должности специалистов, необходимых для их выполнения. При этом проводится оценка имею­щихся трудовых ресурсов, их соответствие установленным требованиям и определяется потребность в дополнительных специалистах.

2) Создание резерва кандидатов. Данная функция вы­полняется при наличии недостатка трудовых ресурсов.

3) Отбор трудовых ресурсов. Осуществляется двумя ме­тодами: испытание и собеседование.

4) Адаптация трудовых ресурсов. Чтобы мини­мизировать период социальной адаптации вновь поступив­шего работника, менеджер должен использовать все имею­щиеся формальные и неформальные приемы. Например, закрепить за ним опытного работника с тем, чтобы, ис­пользуя неформальные методы общения, новый сотруд­ник получил всю необходимую информацию.

5) Административная функция по трудовым ресурсам. В процессе реализации этой функции менеджер осущест­вляет контроль результатов деятельности каждого сотруд­ника и информирует их относительно эффективности вы­полняемой работы.

6) Организационная функция, реализация которой состоит в предоставлении менеджером инфор­мации работникам о положительных и отрицательных сто­ронах их деятельности, а также конкретных направлениях улучше­ния их работы.

7) Мотивационная функция относительно трудовых ре­сурсов.

8) Профессиональное обучение и подготовка кадров. Это может быть проведение лекций и предметных дискуссий, ротация по служ­бе, а также обучение работников в процессе их работы.

9) Продвижение сотрудников по службе. Выполняя эту функцию, менеджер должен планировать и разрабатывать программу карьеры своих работников с целью повышения их мотивации к труду.

10) Управление организацией труда подчиненных работ­ников.

В целом процессный подход получил свое развитие в изучении и классификации не только общих, но и специальных функций управленческой деятельности.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество факторов внутренней и внешней среды, то наиболее эффективным способом управления является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное.

Методология ситуационного подхода может быть представлена следующим образом:

1) Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2) Он должен предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу, можно значительно повысить мотивацию, однако необходимо сравнивать прирост затрат с полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации.

3) Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, т.е. определить наиболее важные факторы и вероятный эффект в данной ситуации.

4) Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые бы вызвали наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.

Ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма», т.е. ведется учет аргументов «за» и «против», с использованием различных деловых ситуаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Язык животных | Информационные системы управления экономическими объектами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.