Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура автоматизированных финансовых систем




Классификация автоматизированных информационных систем организационно-экономического управления

Рассмотрим критерии классификации автоматизированных информационных систем (АИС) организационно-экономического управления и определим следующие виды систем, соответствующие указанным критериям:

1. По степени автоматизации функций ИС:

· информационно-справочные (фактографические), обеспечивающие выдачу информации;

· информационно-советующие (документальные), обеспечивающие формирование одного или нескольких вариантов возможных решений, но окончательный выбор делает человек-пользователь;

· информационно-управляющие, предполагающие наивысший уровень автоматизации, выдачу управляющих решений непосредственно объектам управления.

2.По способу автоматизации органов управления:

· в виде автономных АРМов специалистов управления;

· в виде автономных локальных сетей, объединяющих функционально взаимосвязанные АРМы управленцев;

· в виде единой корпоративной сети организации, включая ее головные структуры и территориально удаленные филиалы.

3.По видам автоматизируемых управленческих функций:

· функциональные, т. е. автоматизирующие конкретные функции управления, отражающие специфику предметной области — бухгалтерские, финансовые, плановые, кадровые и т. п.;

· административные, автоматизирующие делопроизводство, документооборот и т. п., не зависящие от предметной области;

· интегрированные ИС, охватывающие все виды управленческой деятельности.

Для функциональных АИС объектом управления служат производственно-хозяйственные, социально-экономические процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой. В этой связи следует выделить в составе таких АИС автоматизированные информационные системы финансово-кредитных органов.

4.По характеру взаимосвязи с внешней информационной средой:

· закрытые ИС (автономные системы без автоматизированного взаимодействия с внешними информационными системами, например, с сетью "Интернет");

· открытые ИС (имеют выход в общедоступные информационные системы, например, через сеть "Интернет");

· экстрасистемы (полноценно функционально взаимодействующие с определенным кругом внешних информационных систем).

5.По уровню в системе государственного управления:

· отраслевые АИС (функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, строительстве, на транспорте; решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств);

· территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами; их деятельность направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам);

· межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.); имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов).

6.По концепции построения:

· системы стандарта MRPII (планирование производственных ресурсов);

· системы стандарта ERP (планирование ресурсов предприятия);

· системы стандарта CSRP (планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем).

Системы MRPII (Manufacturing Resource Planning) предлагают ряд следующих способов решения задач управления производством:

· формирование производственного плана;

· планирование продаж;

· планирование производства;

· планирование потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностях;

· оперативное управление.

Системы стандарта ERP (Enterprise Resource Planning) ориентированы на работу с финансовой информацией и позволяют управлять финансовыми ресурсами. Дополнительно к функциям MRPII появляются следующие:

· прогнозирование спроса;

· управление проектами;

· ведение технологической информации;

· управление затратами;

· управление кадрами.

Системы стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Plan-ning) — последние по сроку разработки. Сущность концепции системы состоит в том, что при планировании и управлении предприятием нужно учитывать не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и "вспомогательные" ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и текущей работы с клиентом (затраты на сервис, логистику и маркетинг).

В настоящее время развитие информационных систем характеризуется существенными качественными изменениями. Это связано, во-первых, с использованием интернет-технологий, которые приводят к формированию единого информационного пространства и созданию виртуальных управленческих структур; во-вторых, происходит интеграция всех информационных служб и систем, функционирующих в рамках одной организации.

Процесс автоматизации представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции процесса управления.

Автоматизированная финансовая система (АФС) — это человеко-машинная система с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления финансовыми ресурсами предприятий и организаций.

С помощью АФС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный финансовый учет и анализ, достигаются достоверность и оперативность получения финансовой информации.

В процессе изучения АФС как сложной системы необходимо выделять отдельные части и элементы, рассматривать особенности их использования на этапах создания и эксплуатации.

В составе автоматизированной финансовой системы выделяют функциональную и обеспечивающую части.

Функциональная часть АФС реализует экономико-организационную модель объекта и представляет собой ряд функциональных подсистем, конкретный состав которых зависит от особенностей объекта управления. Функциональные подсистемы включают комплексы, задачи или блоки задач. Задача — часть автоматизированной функции управления, характеризуемая получением результатной или промежуточной информации в конкретной форме.

Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливается исходя и с учетом достижения стоящей перед управляемым объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции — выделения самостоятельных функциональных подсистем, комплексов задач — являются следующие:

· наличие конкретного объекта управления и относительная самостоятельность каждой из подсистем;

· наличие соответствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования;

· минимизация состава включенных в подсистему элементов;

· наличие одного или нескольких локальных критериев, согласующихся с глобальным критерием АФС в целом, способствующих оптимизации режима работы подсистемы.

Обеспечивающая часть АФС представляет собой средства, поддерживающие решение функциональных задач и эксплуатацию АИС в целом. Она состоит из информационного, лингвистического, технического, программного, математического, правового, организационного и эргономического обеспечения. Обеспечивающая часть, как правило, по составу однородна для различных систем, что позволяет реализовать принцип совместимости систем в процессе их функционирования.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АФС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные массивы информации на машинных носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала системы со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования; диалоговые языки специального назначения; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных финансовых систем.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники, обеспечивающих под-держание технологических процессов в рамках АФС. Центральное место среди всех технических средств занимают ПЭВМ. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АФС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения, а также персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по этому виду обеспечения содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики технологических процессов.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АФС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АФС, в частности, при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проект-ных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ (ППП), внедрении системы в эксплуатацию.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АФС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в системе, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения входят комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям деятельности персонала; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.