Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия Египта

Периодизация

 

 

Раннее Царство   Третье тысячелетие д.н.э.
Древнее Царство  
Первый переходный период. Смутное время в истории Египта, сильное ослабление власти фараонов, возвращение власти номархов на местах.
Среднее Царство   Второе тысячелетие д.н.э.
Второй переходный период. Ослаблением власти фараонов воспользовались северные племена, гексоды. Время малорезультативного в плане культуры правления захватчиков.  
Новое Царство
Поздний период Первое тысячелетие д.н.э.

 

* Царство – наиболее богатые в культурном плане периоды, большинство памятников создано в эти века.

 

История Египта не заканчивается с окончанием Позднего периода, но после этого он уже существовал как часть других государств. Он был далее завоеван: греками, римлянами (и те, и другие захватили его до нашей эры), Византия (уже н.э.), в VII в.н.э. Египет захватили арабы (до нашего времени). Нынешняя религия Египта – ислам.

 

Религия Египта была языческой, пантеон включал множество богов. Египетские боги были часто звероподобными.

Культ Бога Солнца:

В Раннем царстве солнечный бог изображался в виде сокола, и звали его Гор. На изображении сокол сидит за спиной фараона и крыльями обнимает правителя, защищая свое потомство.

Смена дня и ночи в Египте объяснялась особенностями Гора – правый его глаз был солнечный, а левый – лунный (правый – жизнь, левый - смерть). Каждое утро от скал на правом берегу сокол начинал лететь и смотреть на Египет правым глазом, солнечным. Долетев до противоположного берега, сокол разворачивался, чтобы лететь к Египту уже левым, лунным глазом.

В Древнем царстве (со столицей в Мемфисе, север страны) солнечного бога звали Ра, и изображался он в виде человека с головой сокола, над головой которого был солнечный диск. В верхней части слайда изображена солнечная ладья, на которой Ра совершал свои путешествия.

 

 

Каждое утро на своей ладье Ра начинал путешествие по небу – небесному Нилу. Он доплывал до левого берега, где выходил из своей ладьи, пересаживался в другую – и начинал путешествие по Подземному миру до скал на правом берегу. Злые существа Нижнего мира пытались задержать Ра, из-за чего иногда день начинался «без солнца», то есть была пасмурная погода.

Столицей Египта в Среднем царстве были Фивы, в которых солнечного бога называли Амон и изображали в виде мужчины в праздничной короне (атех).

В Новом царстве Фивы оставались столицей, а Амон – солнечным божеством. Но правители Фив, желая подчеркнуть преемственность своей власти, связь с древними фараонами, решили соединить собственное имя бога солнца с древним – и назвали его Амон-Ра. Оба имени были в употреблении в Новом царстве!

В имени фараона всегда присутствовала часть имени бога – Хаф ра, -ра стоит в конце, значит, фараон жил в Древнем царстве. Если же, например Ра мзес или Амен хоттеп, то это фараон, живший в Новом царстве.

Сложность египетской религии заключалась также в многоликости солнечного бога. Бог был не просто «Богом-Солнцем» - присутствовали также и Солнце Утреннее, Дневное и Вечернее. Каждое имело свое имя и изображение. Утреннее солнце звали Хепри, изображалось оно в виде жука-скарабея. На слайде мы видим как раз бога Хепри: тело человека и голова скарабея.

Египтяне считали, что жук-навозник, по аналогии со своим естественным родом деятельности, помогает утреннему солнышку закатываться на небо. На слайде мы видим браслет, найденный гробнице Тутанхамона – это талисман, обращающийся к утреннему солнцу.

Подвеска из той же гробницы – три скарабея Хепри, а под ними – цветки лотоса (по поверьям солнце родилось из лотоса).

Солнцу в Египте ставили памятники - обелиски. Обелиск изображает солнечный луч. Макушка обелиска обивалась позолоченной медью и блестела, как солнце.

Ведя речь о Новом царстве, мы сталкиваемся с довольно сложной картиной, связанной с солнечным божеством. Сначала шел Амон, потом – Амон-Ра. А в 14 веке до нашей эры (Новое царство) к власти пришел фараон Аменхотеп IV (Амон доволен). Он провел религиозную реформу. Мы зовем его фараон-реформатор, а египтяне звали его фараон-еретик. Аменхотеп IV отменил египетское многобожие и ввел культ одного единственного бога – солнечного бога Атона. В соответствии с новой религией фараон взял новое «говорящее имя» - Эхнатон (Угодный Атону).

 

На этом рельефе слева стоит Эхнатон, справа – его жена, Нифертити (Красавица идет).

 

Это хороший слайд (фрагмент статуи, изображающей Эхнатона), который будет присутствовать на экзамене.

Естественно, фараон не мог оставаться в Фивах, он повелел выстроить для себя абсолютно новый город. Столицей Египта становится город Ахетатон (Горизонт Атона). От этого города практически ничего не осталось, т.к. после смерти фараона вес, что было связано с его именем и делами, было уничтожено. Только археология позволяет представить, как выглядели не дошедшие до наших дней храмы Атона. Это были дворы, залитые солнечным светом площадки, где на каменных жертвенниках (алтарях) стояли и поклонялись солнцу.

Перед нами реконструкция по раскопками, позволяющая получить представление об Ахетатоне – городе дворцов и садов. Из «Окна явлений» фараон с супругой являлись подданным и бросали оттуда дары в народ.

На слайде мы видим рельеф, изображающий Эхнатона, Нифертити и их маленькую дочку, которые поклоняются Атону. Перед нами уже не птица, не человек с головой птицы, а натуралистичный солнечный диск. Лучики пирамидкой идут вниз. Они заканчиваются человеческой рукой, держащей крест Анкх (знак жизни). Символически солнце несет жизнь всему на земле.

Также стоит обратить внимание на особенность египетского рельефа – в отличие от привычного «выступающего», египетский рельеф заглублен, он утопает в массе камня. При ярком солнечном свете, типичном для Египта, изображение получается очень контрастным и видно издалека. Кроме того, вся египетская скульптура раскрашивалась, но до нас окраска дошла лишь фрагментами.

 

 

Также здесь мы видим типичный для Египта овал, называющийся картуш. В этих картушах заключено имя фараона, имя владыки.

 

Слайд, на котором хорошо видно фараона, анкх, диск.

 

После смерти Эхнатона Египет вновь вернулся к многобожию. Следующий после Эхнатона правитель – Тутанхамон – начинал свое правление под именем Тутанхатон. Под давлением общественного мнения и вельмож юный фараон вернул Египту прежнюю религию и взял себе имя по старому образцу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История создания государства | Заупокойный культ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.