Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3. Казачество в составе Российской империи




Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне

Региональные научно-технические центры

Региональная инновационная политика

Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп

Чтобы проводить инновационную политику региона, необхо­димо сформировать систему мониторинга инновационного потен­циала, создать региональную систему поддержки и развития ин­новационной деятельности, а также совместно с федеральными учреждениями решать вопросы координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. При этом следует все­мерно развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в регионе как составной части целостной государственной системы, обеспечивающей создание рабочих мест для высо­коквалифицированных специалистов. Чтобы защитить региональ­ный рынок наукоемкой продукции и услуг в научно-технической сфере, необходимо уделять внимание интеллектуализации регио­на, защищая интересы товаропроизводителя.

Учредительский центр представляет собой новую организаци­онную форму инновационной деятельности, территориальное со­общество вновь созданных организаций, в основном обрабатыва­ющей промышленности и производственных услуг, которое имеет общие административные здания, систему управления и консуль­тирования. В ФРГ в настоящее время насчитывается несколько де­сятков таких центров, ведущими учредителями которых являются, как правило, коммуны, далее следуют промышленно-торговые палаты, банки, частные фирмы, экономические союзы, универ­ситеты. Управление учредительским центром осуществляется в по­ловине случаев коллективными органами (советами), в других случаях — управляющими {Глазьев СЮ. Теория долгосрочного тех­нико-экономического развития. С. ПО).

Центр нововведений проводит совместные исследования с фирмами, обучение студентов основам нововведений, организует новые коммерческие компании. Инновационные проекты, осуще­ствляемые в центре, представляют собой прикладные исследова­ния с высокой вероятностью успеха, для которых затраты на пре­доставление технических и коммерческих консультаций не превы­шают 5 тыс. долл. Если же проект доведен до стадии, когда доказа­на целесообразность внедрения полученных результатов, он фи­нансируется по программе, конечной целью которой является организация новой компании. Наряду с научно-технической по­мощью центр берет на себя финансирование новой компании на стадии ее становления, а также подбор управляющих.

Центр промышленной технологии имеет целью содействие вне­дрению нововведений в серийное производство. Это достигается путем проведения соответствующих экспертиз, научных исследо­ваний и оказания консультаций промышленным фирмам, особен­но мелким, а также единичным изобретателям при освоении на­учно-технических нововведений.

Университетско-промышленный центр создается на средства Национального научного фонда США и образуется при универ­ситетах для соединения финансовых ресурсов промышленных фирм и научного потенциала (кадрового и технического) уни­верситетов. Такие центры проводят в основном фундаменталь­ные исследования в тех областях, в которых заинтересованы фирмы-участницы.

Промышленный двор представляет собой территориальное со­общество расположенных в одном комплексе зданий преимуще­ственно мелких и средних организаций, управляемых головной фирмой.

Инженерные центры при университетах создаются на базе круп­ных университетов США при финансовой поддержке правитель­ства для стимулирования разработки новых технологий. Они вы­полняют две основные функции. Первая функция направлена на исследование фундаментальных закономерностей, лежащих в ос­нове инженерного проектирования принципиально новых, не су­ществующих в природе искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую к внедрению разработ­ку, а теорию в рамках определенной области инженерной деятель­ности, которая затем может быть применена для решения конк­ретных производственных задач. Другая функция имеет целью под­готовку нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалификации и широким научно-техническим кругозо­ром.

Опыт создания инженерных центров показывает, что одним из наиболее действенных способов их укрепления является уста­новление долговременных деловых контактов между сотрудниками центров и инженерами, работающими в промышленности. Финан­сирующие фирмы в обязательном порядке направляют в центры на постоянную или временную работу своих специалистов. Орга­низационная структура центров предусматривает не только твор­ческое сотрудничество инженеров непосредственно на каждом этапе работы, но и участие представителей бизнеса в управлении на всех уровнях.

Финансово-промышленные группы. Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государ­ственной стратегией в научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности. Известно, что абсолютное большинство про­мышленных и научно-технических организаций имеют монопро­дуктовую структуру производства, сложившуюся в период актив­ной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособнос­ти страны.

Перевод экономики России на рыночные условия хозяйство­вания и возросшая конкуренция со стороны иностранных товаро­производителей весьма остро выявили необходимость глубокой реорганизации сложившихся организационных структур в про­мышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обес­печивающих сохранение научно-технического потенциала, оборо­носпособности страны и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, сниже­ние издержек производства, солидарную ответственность по кон­трактам и стабильность поставок.

Динамика развития ФПГ, прослеживаемая с 1993 г., свиде­тельствует об их постоянном росте (свыше 70% к началу 1998 г.). В них занято более 4 млн чел., они обеспечивают 10% ВВП стра­ны. В 1997 г. объемы производства у основной части ФПГ возросли на 5%, реализации продукции — на 40%, экспорта товаров — на 28%, инвестиций в обновление основных производственных фон­дов — на 250%. Ключевыми факторами успеха организационно-экономического взаимодействия участников ФПГ с финансовыми учреждениями были установление и развитие холдинговых и трас­товых (доверительных) отношений, а также предотвращение не­гативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капитала.

Одним из основных направлений деятельности ФПГ являет­ся, как отмечалось выше, обеспечение условий монопродуктовым промышленным организациям для углубленной диверсификации производства путем инвестиций в инновации.

В 1996 г. была создана ФПГ «Двигатели НК (Николая Кузнецова)». Оборонные организации аэрокосмического профиля получили возмож­ность производить мощные газоперекачивающие установки на базе двига­телей для ракет и самолетов. В результате финансовой помощи «Газпрома» была обеспечена дозагрузка свободных мощностей промышленных орга­низаций аэрокосмической отрасли. В связи с тем, что выпускаемые газо­перекачивающие установки значительно превзошли по своим параметрам зарубежные аналоги, появились внешние заказы от зарубежных стран на поставку свыше 100 таких установок. Это дало отрасли дополнительные ресурсы для инвестиций в обновление основных производственных фон­дов, освоение прогрессивных технологий.

Интеграция научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций как субъектов основной деятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционирова­нию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход по­зволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Экономическое обоснование про­ектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эф­фективности будущей совместной деятельности объединяемых организаций и оценке рынка продукции, занятости, экологичес­кой безопасности. Результативность ФПГ непосредственно зависит от уровня риска при создании наукоемкой и конкурентоспособ­ной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учреждения, что позволяет квалифицированно управ­лять имеющимися рисками в инновационной деятельности в дос­таточно крупных организационных формированиях.

В 1998 г. создана ФПГ «Промышленные машины», в которой объеди­нились свыше 120 наиболее крупных организаций российского машино­строения, НИИ и конструкторских бюро. Среди учреждений ФПГ такие организации, как Ковровский электромеханический завод, «Ижмаш», Санкт-Петербургский северный завод, Международный банк развития машиностроения, «Фондсервисбанк», Страховая компания авиационной промышленности (СКАП), «Росмашинлизиыг». ФПГ «Промышленные машины» занимаются поиском средств для финансирования госзаказа, НИОКР, реализацией контрактов по поставкам продукции отечественно­го машиностроения на внешние рынки.

Научный парк (НП) — новая форма сотрудничества промыш­ленных фирм с университетами. Идея: промышленные компании со­здают близ университетов свои научно-исследовательские организа­ции и предприятия, которые привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов. В свою очередь, научные работники.имеют возможность практически применять результаты своих иссле­дований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки позволяет создавать новые рабочие места. Первый НП возник в Ве­ликобритании в 1972 г. близ университета в Кембридже. В настоящее время при этом университете действуют 2 парка, в которых участву­ют свыше 80 фирм, представляющих в основном производство авто­матизированных систем и другие сферы деятельности.

В Манчестере городской совет, университет города и 4 мест­ные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с университетом. Для их реализации также используется научный персонал университе­та. Он оказывает фирмам консультации не только по научным проблемам, но и по вопросам маркетинга и управления.

Технологический парк (ТП) — одна из наиболее распростра­ненных в США и Западной Европе форм функционирования раз­работчиков новых технологий с рискофирмами. В качестве образца технологического парка во многих странах принята модель науч­но-производственного центра, созданного на базе Стэнфордского университета в Калифорнии. Этот технологический парк сосредо­точивает около 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с об­щим числом занятых 190—200 тыс. чел. В Японии недалеко от То­кио на базе нового университетского центра возник целый науч­но-производственный городок Цукуба. В Западной Европе такие научно-производственные центры имеются в Великобритании (Cambridge Phenomen), Нидерландах (Markant) и ФРГ.

Среди большого многообразия отчетливо выделяются три главных пути возникновения ТП.

В качестве мелких и средних предпринимателей часто высту­пают сотрудники университетских и научно-исследовательс­ких центров, стремящихся коммерциализировать результаты собственных научных разработок (в ряде ТП эта категория предпринимателей составляет более 50%). Создание собственных специализированных мелких фирм на­учно-техническим персоналом крупных промышленных объе­динений, покидающим свою фирму, чтобы открыть собствен­ное дело (иногда совместно с коллегами по лаборатории или КБ). Как правило, крупные фирмы не препятствуют, а напро­тив, содействуют развитию этого процесса (широко известна подобная деятельность концерна Siemens), поскольку они по­лучают возможность впоследствии подключаться к производ­ству новейшей продукции, если она окажется перспективной. И наконец, мелкие и средние фирмы в ТП возникают в ре­зультате преобразования уже действующих предприятий, на­меренных воспользоваться льготными условиями, существую­щими для ТП в соответствии с государственным законода­тельством.

Например, в ФРГ ТП возникают следующим образом. От 10 до 30 новых мелких предприятий размещаются на единой террито­рии в зданиях, которые, как правило, предоставляются для этой цели по льготным арендным ставкам правительствами земель или органами городского самоуправления. Центрами ТП служат хоро­шо оборудованные и обеспеченные квалифицированным персона­лом бюро, в которых выполняются организационные, управлен­ческие и секретарские функции для всех фирм, входящих в состав парка. В отдельных проектах в качестве важного условия предус­матривается создание ТП в непосредственной близости от универ­ситетов. Во всех без исключения проектах предпочтение отдается недавно созданным предприятиям, специализирующимся в таких перспективных областях, как микроэлектроника и др.

Таким образом, возникают территориально замкнутые цент­ры, где молодые предприятия ведут НИОКР, в результате кото­рых создаются и доводятся до стадий практического использова­ния новые товары или технологии.

Длинный и трудный путь от разработки нового изделия до его серийного производства в условиях ТП значительно облегчен. В ча­стности, фирмам предоставляется на льготных условиях необходи­мое помещение, в их распоряжении имеются оборудованные всем необходимым машинописные бюро, конференц-залы, секретари­аты, а также мастерские для изготовления прототипов, лаборато­рии и прочие помещения для ведения НИОКР. Они могут полу­чить требуемую консультацию в области производства, маркетин­га, финансов, патентную информацию. Устанавливается тесная кооперация с отделами фундаментальных и прикладных исследо­ваний при вузах, а также-с находящимися в данном районе иссле­довательскими институтами, не говоря уже о связях с другими предприятиями того же ТП. Кроме того, им предоставляются бо­лее выгодные условия кредитования, а также облегчаются контак­ты с крупными производственными фирмами в регионе и потен­циальными заказчиками (Менеджмент организации: Учеб. пособие/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.М.: ИНФРА-М, 1996. С. 102-103).

Технополис — наиболее продвинутая форма интеграции науки с производством. Технополисы в Японии были узаконены в 1980 г. В 1982 г. был опубликован список довольно жестких требований к соискателям (префектурам), удовлетворение которых дает им пра­во создать у себя технополис («город техники»). Каждый технопо­лис должен был состоять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2—3 самых передовых отраслей про­мышленности (производство оптических волокон, интегральных схем, медицинской электроники, информационных систем и др.); мощной группы государственных либо частных университетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современными домами, разви­той сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных цент­ров. Кроме того, технополис должен соседствовать с достаточно развитым городом с населением не менее 200 тыс. чел., а также с крупным аэропортом или железнодорожным узлом, откуда в тече­ние одного дня можно совершить поездку в Токио и обратно.

Создание каждого технополис обходилось в 1,25—2,5 млрд долл. (к середине 90-х сумма существенно возросла). Примерно по­ловина программы «технополизации» оплачивается из государ­ственных средств. В 1984 г. девять префектур после конкурсного от­бора получили разрешение приступить к реализации проектов, опираясь на помощь правительства. Управление экономической деятельностью технополиса находится полностью в руках местных органов власти.

В Японии считают, что технополисы сыграют роль «билета» в XXI век. Основные компоненты запланированных технополисов должны быть созданы к 2000 г.

 

В развитии взаимоотношений Российского государства и донского казачества выделяют несколько этапов.

Первый этап (сер. XVI в. - 1613 г.) - период автономного существования, отношения равноправного эпизодического сотрудничества.

К середине XVI века завершился процесс формирования общественно-политической организации Войско Донское, объединяющей самоуправляющиеся вольные общины, по форме правления напоминающую военную республику. Войско состояло из территориального ополчения всех мужчин. Каждая община самостоятельно решала свои вопросы, а в случае опасности готова была выделить воинов для главного войска.

В XVI веке столица находилась в городке Раздоры (на острове между рукавом Дона и главным руслом). Там находился аппарат управления края: войсковой атаман с канцелярией и есаулы; собирались народные собрания - круги.

  становая изба

 

 

Казаки стремились воплотить в жизнь принципы свободы, равенства и братства. Положение каждого казака определялось лишь мерой его врожденных способностей и действительных заслуг перед станицей и Войском. Никаких монополий в правах, никаких наследственных привилегий.

Казак - вольный человек, равноправный член единой братской казачьей семьи.

Первым признал независимость Дона Иван IV Грозный. Отношения строились как с равным партнером на международной арене имеющих общих врагов. Дела войска рассматривал посольский приказ. Уже с 60-70-х гг. XVI века Московское государство начало проявлять инициативу по фиксированию добрососедских отношений с казачеством. Московское правительство различными способами стремилось подчинить себе казачьи общины, чтобы использовать их как в военных и пограничных целях, так и в дипломатических и торговых сношениях с турецкой империей. За оказание услуг московское правительство предлагало выплачивать жалованье.

Экономическая неразвитость вынуждала казаков идти на союз с московским государством. Имелись и другие причины вынуждавшие дорожить дружбой могучего северного соседа. Это и враждебное окружение, и необходимость пользоваться услугами московского рынка, и возможность ездить на богомолье в православные монастыри, и родственные связи.

Отношения с Москвой оставались неизменными до прихода к власти Бориса Годунова. Будучи еще правителем государства, при слабовольном царе Федоре Ивановиче (сыне Иоанна Грозного), Годунов начал ограничивать права казаков и их свободное передвижение на донском пограничье. Став царем (1598 г.), Борис перестал высылать на Дон обычное жалованье, объявил запрет не только прежней беспошлинной торговле, но и само посещение донскими казаками Московского царства. Эти мероприятия поколебали вошедшие в традицию связи Войска Донского с московскими царями и в значительной мере определили их поведение в годы Великой Смуты.

Россия длительное время почти не вмешивалась во внутреннюю жизнь донцов, но с усилением ее военной мощи и укрепления личной власти ее правителей Москва все более и более стала ограничивать их права и привилегии. Это выразилось в нарушении целого ряда старинных обычаев и ограничении прав Войска: исключительного пользования земельными и лесными угодьями, рыбными промыслами на своей территории; свободы торговли; надежного укрытия всех беглых и вольных людей; вольного выбора службы; беспрепятственных внешних сношений и самостоятельности во внутреннем управлении. Такое вмешательство привело к восстанию казаков под предводительством К.А. Булавина. После подавления, которого верховное правительство повело решительное наступление на суверенитет войска и уничтожение его демократических институтов. На Войско были обрушены репрессии. После завершения ожесточенных боев каратели казнили 7 тыс. казаков, 44 казачьих городка были уничтожены, территория почти в 1 миллион десятин отнята у казачества и передана русским и украинским помещикам. Однако правительство Петра I не ставило задачу полного этнического и политического уничтожения казачества. Это был лишь важный шаг на пути окончательного «огосударствления» и регламентации его образа жизни, превращения в военно-служилое сословие Российской империи.

Территория Войска Донского в 1708 г. была включена в состав Азовской губернии. В апреле 1709 г., когда на Дон прибыл царь, по его приказу были казнены некоторые старшины, замеченные в восстании Булавина. Нового войскового атамана Петра Рамазанова (Емельянова) назначил сам Петр I, без избрания его на войсковом кругу. По указу от 1723 г. войсковые атаманы назначались только верховной властью. С этого времени их стали именовать наказными, потому что они не избирались всем Войском, а управляли им по высочайшему наказу. В 1732 г. войсковой круг лишился полномочий избирать походных атаманов, а позже в 1754 г. - войсковых старшин. Дольше всех оставались выборными гражданские должности (войсковые есаулы, подписные старики, дьяки, писари). Однако, пользуясь своим влиянием, атаман и старшины на войсковом круге проводили на эти должности, как правило, угодных им кандидатов, чаще всего из числа своих же родственников. Наиболее важные дела с 1716 г., преимущественно гражданские, выносились на заседания Сената. Казачьи общины были преобразованы в иррегулярные (нерегулярные) казачьи войска и в 1721 г. перешли в ведение Военной коллегии. Войсковой круг собирался главным образом для выслушивания царских указов, распределения жалованья и решения текущих дел. Сужение компетенции круга приводило к тому, что на круг созывали лишь казаков черкасских городских станиц, а жители дальних станиц часто даже не знали и его созыве.

С ограничением роли Войскового круга значительно усилилось влияние старшин. Было создано правительство, которое называлось Канцелярия войсковых дел старшин, рассматривавшее все текущие дела. Со временем власть атамана в войске значительно усилилась, тогда, как роль старшин стала ослабевать. С 1760 г. на заседания правительства старшины призывались только «по назначению войскового атамана», в руках которого к тому времени сосредоточилась вся власть, и военная, и гражданская. При этом на собрания Канцелярии приглашались не все старшины, а только «наличные». Как правило, это были родственники атамана и его приближенные, самые знатные и богатые люди в войске. В их руках находилась вся власть на Дону, и все вопросы они решали только по своему усмотрению. Имперское правительство было не довольно таким положением и стремилось уменьшить привилегии казаков в сфере управления, ликвидировать все демократические институты и установить в крае правление по типу губернского. К тому же усиление гражданственности во всех сферах жизни казаков, значительные перемены в экономической жизни и социальной структуре войскового общества вызывали необходимость преобразований войсковых органов.

К реорганизации войсковых органов власти царское правительство смогло приступить только в 1775 г. Инициативу по преобразованиям в иррегулярных войсках взял на себя начальник легкой кавалерии и иррегулярных войск князь Г.А. Потемкин. Преобразования были направлены на подчинение царской власти казачьих органов власти. Формировалась четкая вертикаль власти необходимая для эффективного контроля над Войском и казачеством. Вместе с тем на Дону сохранялись особенности управления: в станицах - традиционное казачье самоуправление, выборная власть в виде сыскных начальств, выборные старшины в войсковой канцелярии. Только в 1775 году на территории Войска стали действовать общероссийские законы.

Система управления

Войском Донским в конце XVIII века

Войсковой атаман

(глава войсковой администрации)

Войсковая канцелярия

(Войсковое правительство)

Состояло из старшин Черкасска и других станиц

Сыскные начальства

(выборная окружная власть)

Ведала гражданским и военным управлением, финансами, вела поиск беглых и преступников, разбирала судебные тяжбы

Станичные управления

(Станичные сборы - распорядительная власть станиц, выборные станичный атаман и станичное правление были исполнительной властью, ответственной перед сбором.)

Ведало всеми делами станицы

В первой половине XIX века ставилась задача приблизить систему управления войском к губернской. С 1819 г. над проектом преобразований работал Комитет об устройстве Войска Донского, возглавлявшийся сначала войсковым атаманом А.К. Денисовым. Он предложил реформировать систему управления путем восстановления принципов традиционного казачьего самоуправления, что совершенно не соответствовало планам царской власти. С 1821 г. комитет возглавил генерал А. Чернышев - председатель правительства, впоследствии военный министр России, противник легализации помещичьей собственности на Дону.

Итогом многолетней работы комитета явилось «Положение об управлении войском Донским», утвержденное Николаем I в 1835 г. Оно регламентировало не только систему управления, но и все важнейшие сферы жизни Войска: землепользование станиц и казаков, дворянское частное землевладение и сословную организацию. Обозначило оно и официальный статус казаков как сословия Российской империи.

Система войскового управления по «Положению» 1835 г.

Войсковой наказной атаман

(глава военной и гражданской администрации)

 

Войсковое дежурство Войсковое правление

(ведало военными делами и (рассматривало все вопросы

службой казаков, состав его мирной жизни казаков и других

назначался военным сословий, было в основном из министром и атаманом) избираемых лиц)

 

Окружные дежурства Сыскные начальства

(выборное военное управление в округах) (не изменились с XVIII века)

 

Станичные управления

(не изменились с XVIII века)

Управление войском состояло из органов военного и гражданского управления, обособленных друг от друга. Структура и функции каждой из ветвей власти детально регламентировались. Военная и гражданская власти объединялись лишь на уровне войскового атамана.

Административно территория Войска была разделена в военном отношении на четыре округа, в гражданском - на семь сыскных начальств. Принцип занятия ряда должностей на основе выборов сохранялся. Донские дворяне каждые три года на своих собраниях избирали старших членов Войскового правления, Войскового уголовного и Гражданского судов, сыскных начальств, четырех окружных генералов и др. Всего в войсковые должности избиралось 150 человек.

Т.о. в 1835 году система управления Войском Донским была максимально приближена к губернской.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.