Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 3. Набутий досвід, освіта, професіоналізм, знання, навички, інформація, дослідні взірці, ноу-хау, патенти

Набутий досвід, освіта, професіоналізм, знання, навички, інформація, дослідні взірці, ноу-хау, патенти, ліцензії, ін.

Капітальні вкладення – це частина інвестицій, спрямованих на відтворення основних засобів виробничого і невиробничого призначення, на створення нових, реконструкцію і розвиток наявних основних засобів, включаючи об’єкти соц. сфери.

Применение интерактивных методов обучения для формирования ноксологической компетентности студентов бакалавриата направления подготовки «Техносферная безопасность»

 

Для реализации процесса формирования ноксологической компетентности студентов бакалавриата направления «Техносферная безопасность» мы вернемся к параграфу, в котором описываются факторы, влияющие на сформированность данной компетентности. Их, напомним, было четыре: эмоционально-ценностное отношение к образованию и к будущей профессии, уровень знаний в области ноксологии, интересы и потребности студентов в обеспечении безопасности, а также потребности студентов в практической деятельности по выявлению, предупреждению, ликвидации и мониторингу опасностей окружающего мира. Опираясь на данные педагогические условия формирования ноксологической компетентности, а также учитывая, что будущие специалисты в области обеспечения безопасности, а в настоящий момент студенты бакалавриата направления подготовки «Техносферная безопасность» должны не только обладать достаточными знаниями в области ноксологии и быть готовы применить их на практике. Но и иметь высокую мотивацию к дальнейшему углублению знаний, внутреннюю мотивацию на будущую профессиональную деятельность и личностный взгляд на проблемы в области ноксологии.

С нашей точки зрения для удовлетворения вышеперечисленных педагогических условий, а также требований для ноксологически компетентного специалиста в области обеспечения безопасности интерактивные методы проведения учебных занятий.

Интерактивные методы – это методы и приемы, основанные на взаимодействии людей между собой. Взаимодействие преподавателя со студентами, взаимодействие студентов между собой в парах, группами и т.д. – все это представляет обучение в новом формате.

В нашем исследовании использование интерактивных методов подразумевает такое взаимодействие преподавателя со студентами, студентов между собой, студентов и специалистов в этой области, при котором происходят обмен мнениями и знаниями, при котором люди стимулируют и поддерживают друг друга, корректируют и даже критикуют, спорят и соглашаются.

Методы интерактивного обучения позволяют проводить занятия в интересном, творческом, личностно-ориентированном контексте. Благодаря которым у студентов повышается стимул познания нового, интерес к практическому применению знаний и умений, меняется эмоционально-ценностная оценка получаемых знаний и в целом к будущей профессии.

Проведение занятий с помощью интерактивных методов, таких как большой круг, аквариум, ролевая игра, круглый стол, работа в парах, дискуссии, эвристическая беседа, конкурс практических работ с их обсуждением, требует от преподавателей гораздо больше усилий, напряжения, времени для подготовки к занятию, нежели в случае традиционной лекции. Преподаватель выступает в роли менеджера или консультанта, не навязывая своей точки зрения добиться через творческий подход к получению знаний, практических навыков формирование соответствующей компетентности.

В нашей работе, мы использовали некоторые интерактивные методы обучения.

Метод «Мозговой штурм» - это оперативная форма проведения занятия для быстрого решения поставленного вопроса.

Метод мозгового штурма используют не только в образовательных учреждениях, он распространен и в профессиональной среде: в экономической управленческой деятельности, менеджменте и др.

Мозговой штурм – это метод, при котором ставится конкретная задача, и студенты оперативно предлагают все возможные варианты ее решения, пусть даже самые невероятные и фантастические. Затем, по окончанию этапа генерирования идей, начинается этап анализа всех высказанных вариантов решения задачи. То есть из общего числа идей выбирают наиболее удачные и применимые на практике.

Самое главное в реализации данного метода занятия – грамотно распределить роли и четко сформулировать проблему, а также дать полную свободу идеям, запретить любую критику, в том числе и положительную по отношению к той или иной идее.

Критика пригодиться на втором этапе – анализе и отборе выдвинутых идей. Этот этап обычно занимает гораздо больше времени и требует от студентов терпения, нежели первый. Здесь необходимо детально рассматривать каждую идею, при возможности и необходимости комбинировать их.

После выполнения второго этапа должен быть получен окончательный результат мозгового штурма.

Проведение занятия с помощью метода мозговой атаки позволяет студентам полностью расслабиться, не боясь показаться смешным или не компетентным, что позволяет развивать творческую активность, раскрывать индивидуальность и вместе с тем, способствовать развитию навыков работы в коллективе.

С помощью данного занятия происходит формирование и закрепление заинтересованности студентов в ноксологическом образовании и в практической деятельности по этому направлению.

Метод «Семинар-эксперимент»

Результатом проведенного занятия по такому методу является формирование личностной заинтересованности в получении знаний, формировании умений по обеспечению безопасности жизнедеятельности, осознание ответственности за принимаемые решения и предпринимаемые действия.

Метод «Большой круг» предполагает работу в несколько этапов.

На первом этапе студенты формируют круг: рассаживаются на стулья, расположенные по кругу. Для такого занятия идеально подходит аудитория, которая представляет собой не обычный учебный класс - с тремя рядами друг за другом стоящих парт, а более просторный кабинет. Достичь простора можно и в любом обычном учебном классе, за неимением другого, сдвинув столы и создать соответствующую атмосферу. Учебный класс или аудитория на первый взгляд кажется не столь важными для достижения желаемого эффекта от занятия, тем не менее, большего успеха можно достичь только путем игры (ощущение большого круга). Не стоит забывать, что «призрак школы» преследует многих сегодняшних студентов - это обучение традиционным методом: учитель, большое количество информации, парта, ученик. В решении проблем формирования компетентностей, в том числе и ноксологической, необходимо идти по пути нетрадиционного обучения, а, именно, игровой формы.

Второй этап – формирование преподавателем некой проблемы. Краткое содержание выделенной проблемы необходимо зафиксировать на доске для наглядного представления и увеличения числа задействованных органов чувств.

Третий этап. Каждый студент на своем листе, индивидуально фиксирует свои предложения по решению выделенной проблемы в течении определенного промежутка времени.

На четвертом этапе все студенты зачитывают предложенные методы и выбирают решения, которые затем фиксируют на доске.

Применение метода «большого круга» оптимально в тех случаях, когда необходимо найти решение проблемы или ее части. Таким образом, можно разрабатывать или дополнять, например, различные инструкции или локальные нормативные документы.

Метод, название которому «Аквариум» представляет собой форму занятия, при которой выбираются два или несколько студентов для обсуждения какой-либо проблемы, поставленной преподавателем. Остальные студенты выступают в роли слушателей и наблюдателей, отсюда и название «аквариум».

Даная методика дает возможность студентам увидеть своих однокурсников со стороны и попробовать себя в роли одного из участника диалога. Такая форма занятия поможет студентам попробовать свои знания и коммуникационные навыки на практике, понаблюдать за ходом чужой мысли и аргументации идей других студентов.

«Ролевая игра» -один из интерактивных методов, который дает возможность студентам на практике отработать те или иные приемы в искусственно созданных ситуациях, близких к реальности. Метод ролевой игры также прекрасно подходит не только для копирования той или иной ситуации, но и для проявления личностной оценки ситуации, для отстаивания своей точки зрения, что благотворно влияет на формирование ноксологической компетентности.

Данный метод, как и многие другие интерактивные методы развивает коммуникативные способности студентов, а также повышает интерес к изучению того или иного вопроса именно благодаря игровой форме проведения занятия. Занятие на основе ролевых игр также формирует у студентов такие качества, как дисциплина, терпимость, сознательность, самостоятельность, проявление инициативы, а также занимать активную позицию, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Метод «Круглый стол» пользуется большой популярностью в политике. Основной идеей данного метода является разностороннее освещение вопроса или проблемы с разных позиций, возможно с участием специалистов разного профиля или специалистов одного профиля, но из разных регионов.

Такие занятия позволяют расширить кругозор студентов, способствуют комплексному подходу к оценке проблемы.

У метода «Работа в парах» есть несколько типов:

· работа в парах постоянного состава

· работа в парах переменного состава

При формировании пар постоянного состава преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента: уровень уже имеющихся знаний по данной теме, психологические особенности, уровень интеллектуального развития.

При формировании пар студентов преподаватель может основываться как на принципе психологически схожих студентов, так и на принцип разных психологических особенностей студентов. Применение того или иного принципа зависит от желаемых результатов. Пара студентов, сформированная по принципу схожести, будут динамичнее справляться с заданиями вместе и идеально подойдут для проверки знаний друг у друга, пара студентов, основанная на противоположности психологических особенностей, идеально подойдут для усвоения нового материала, а также для развития коммуникативных способностей в виду сложности нахождения общих психологических качеств.

При проведении занятий «работа в парах» можно использовать такой вид, как работа в парах переменного состава. Этот метод довольно редко используют, несмотря на значительные успехи А. Г. Ривина, организовавшего школу, в которой занятия проводились без уроков и расписания. Отличительной чертой данной школы являлось то, что обучение новому материалу проводилось не традиционным способом: лектор - слушатель, а с помощью метода работы в парах. В процессе обучения учащиеся должны были учить друг друга и затем пары менялись. Школа была построена на коллективном взаимообучении.

В процессе таких занятий у студентов развиваются, во-первых, коммуникативные навыки и навыки социального общения, во-вторых, повышенный интерес к изучаемому предмету и к процессу получения новой информации.

Для решения конкретных проблем также рекомендуется применять метод «Уроки-дискуссии». Занятия строятся в виде спора с приведением аргументов в пользу своей точки зрения, воздействия на мнения, позиции и установки других участников дискуссии в ходе непосредственного общения.

Занятия-дискуссии требуют подготовительной работы накануне. Необходимо определить проблему, задачу или конкретную область и в ознакомиться с соответствующей литературой.

Главное условие занятия-дискуссии – не должно быть главного и авторитарного мнения, преподаватель выступает в роли организатора, а не в роли наставника.

Преподавателю необходимо стимулировать процесс дискуссии и контролировать появление повторных заявлений. В случае, когда все доводы и аргументы иссякли,

Учебные дискуссии расширяют сферу знаний студентов, а также формируют умения по упорядочиванию своих знаний, приведению обоснований, тренируют необходимые профессиональные качества. Формируют такие качества, как смелость, коммуникабельность, умение четко и грамотно формулировать мысли, а также умение донести ее до оппонентов.

Основная мысль метода «Эвристическая беседа» заключается в том, что преподаватель на занятии задает определенные вопросы для того, чтобы студент сам сформулировал ответ, мысль или решение задачи.

Главный компонент эвристической беседы – это ряд вопросов, которые должны быть очень грамотно подобраны, наводящие на мысли, но одновременно не подсказывающие ответ, решение или заключение. Студент с помощью наводящих вопросов сам приходит к определенным открытиям, отталкиваясь от собственных знаний и практического опыта путем анализа и собственных умозаключений.

Для этого необходима сложная и долгая подготовка преподавателем плана занятия, правильной последовательности вопросов и, разумеется, детальная проработка самих вопросов. Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы, во-первых, они должны быть логически связаны и соответствовать уровню развития учащихся, а во-вторых, они ни в коем случае не должны подсказывать решение, а лишь наталкивать на правильные рассуждения и правильный ход мыслей.

Данный метод требует от преподавателя постоянного вовлечения в беседу со студентом - во время проведения занятия он должен внимательно слушать студентов, в нужный момент одобрить ход мыслей или же дать нужную информацию для смены хода мыслей студента в другом противоположном направлении.

Нельзя не отметить значимость вышеуказанного метода для процесса формирования ноксологической компетентности. Студент, исходы из собственных правильных решений и ответов приходит к осознанию собственной значимости. Данный метод эффективен как для повышения самооценки, так и для умножения интереса к изучаемому предмету и к профессии в целом. С помощью метода эвристической беседы у студентов возникает потребность в приобретении дополнительных знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды и в стремлении познать и понять сущность рассматриваемых явлений.

Метод эвристической беседы является основным среди методик проблемного обучения. Занятия на его основе предоставляет студентам возможность подходить творчески к учебному процессу, и личностно окрашивать проводимое занятие по какой-то определенной теме.

По методу «Конкурс практических работ с их обсуждением» преподаватель заранее готовить список тем, которые студенты могут взять для подготовки к занятию. Обычно конкурс практических работ состоит из двух этапов: 1 – определение темы занятия, исходя из которой, среди студентов распределяются темы их будущих практических работ, 2 – само занятие, на котором каждый студент выступает и защищает свою работу, в то время как остальные студенты выступают в роли слушателей.

Предлагаемые темы для студентов одной группы могут быть одинаковыми, схожими или совершенно разными. Самое главное, чтобы все темы практических работ объединяла одна идея.

Проведение занятий с применением этой методики раскрывает творческие потенциалы студентов, дает возможность показать личностное отношение к рассматриваемой проблеме, теме или явлению. Одновременно конкурс практических работ учит студентов оценивать выступления своих соратников, давать характеристику тому или иному явлению, тренировать речевые способности и наблюдать за тем, как ведут себя другие студенты, какие методы и способы применяют для увеличения вероятности выигрыша в конкурсе практических работ.

На основе вышеперечисленных интерактивных методов мы составили программу учебных занятий по дисциплине «Ноксология» соответствующих трем этапам процесса формирования ноксологической компетентности, которая отражена в таблице 8.

Таблица 8

Программа учебных занятий по дисциплине «Ноксология»

Этап формирования ноксологической компетентности Метод и название занятия Результат проведения занятий
1 этап   «Мозговой штурм» на тему «Мозговой штурм против производственного травматизма» Формирование и закрепление заинтересованности студентов в ноксологическом образовании и в практической деятельности по этому направлению. Формирование личностной заинтересованности в получении знаний, формировании умений по обеспечению безопасности жизнедеятельности, осознание ответственности за принимаемые решения и предпринимаемые действия.
«Семинар-эксперимент» на тему «Кто что может сделать для обеспечения безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни»
2 этап   «Семинар» на тему «Защита атмосферного воздуха от выбросов» Формирование системы знаний и способности решать учебные задачи по образцу и нестандартными способами. Уметь находить правильные решения из предложенных, а также искать собственные пути решения той или иной задачи. Сформированная система знаний в области ноксологии в дальнейшем будет выступать фундаментом для практической деятельности.
«Конкурс практических работ с их последующим обсуждением» на тему «Количественная оценка опасностей»
3 этап   Семинар «Студенты-эксперты» на тему «Классификация опасностей» Закрепление опыта практической деятельности по выявлению, предупреждению, ликвидации и мониторингу опасностей окружающего мира, а также творческого решения учебных задач и проблемных ситуаций.
«Деловая игра» на тему «Определение показателей микроклимата и световой среды в аудиторном помещении»

 

Изучив ряд методов интерактивного обучения можно сделать небольшой вывод.

Использование интерактивных технологий в проведении занятий дает студентам возможность проявить свои творческие потенциалы, дать личную оценку ситуации или явлению.

Интерактивные методы

· становление личностно-ориентированной позиции и рефлексии,

· приобретение практической опыта в проекции на реальную профессиональную деятельность,

· осознание единства общества и окружающего мира в целом,

· развитие коммуникативных навыков,

· повышение стимула к познавательной деятельности,

· принятие норм и правил поведения и совместного осуществления той или иной деятельности.

 

Технологии, основанные на интерактивных методах – это, прежде всего, технологии, основанные на принципе проблемного обучения.

Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого.

Для проверки результата смоделированного педагогического процесса формирования ноксологической компетентности и проведения учебных занятий мы проводили диагностику сформированности данной компетентности.

 

 

приложения

Приложение 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форми реальних інвестицій. Капітальні вкладення підприємства | На тему «Защита атмосферного воздуха от выбросов»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.