Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общей истории




Истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.);

Региональной истории (история отдельных регионов);

Национальной истории (история отдельных стран);

Типологии

Масштабу деятельности

· центральные

· региональные

· местные

Ø научно-исследовательские

Ø научно-просветительские

Ø научно-образовательные

· ансамблевого типа (наличие недвижимых памятников, и интерьеров, природы, культурно-исторической среды: город-музей, дворец-музей, усадьба-музей, квартира музей, мастерская-музей), это, как правило, музей-заповедник под открытым небом.

Ø коллекционного типа

Ø систематические

Ø тематические

Ø мемориальные

Ø персональные

5. профилю

Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены (например, Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное).

Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев:

5.1. Исторические музеи:

 

5.1.1 Общеисторические (вся история человечества);

 

Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). В его коллекции более 4 млн. предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн. листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства (в том числе икон), оружия, одежды и тканей (в том числе археологических – с конца XII в. до начала XIX в., насчитывает около 390 единиц хранения). Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).

5.1.2.Национальной истории. Бородинское поле (Московская область, 124 км к юго-западу от Москвы) и Бородинская панорама (11 – 12); Куликово поле (Тульская область) (13), Старая Ладога (слайд 14 – 19), крепость «Орешек- Шлиссербург (20), Стран Востока (21)

5.1.3.Региональной истории Музей истории Москвы

5.1.4.Истории отдельных исторических периодов. Истории декабристов в Иркутске (22), истории ВОВ на Поклонной горе (23),

5.1.5.Узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).Этнографический в СПб (25), Мамаев курган (24)

5.2.Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова, 26):

6.

5.2.1.Художественные музеи;

5.2.2.Литературные музеи

5.2.3.Музыкальные музеи (им. Глинки в г. Москве)

5.2.4.Театральные музеи (имени Бахрушина)

5.2.5. Музеи физкультуры и спорта.

5.2.1.Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы.

Выделяют музеи

Ø изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски – Эрмитаж (27), Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (28), Лувр (29), Прадо (30),

Ø национального или зарубежного искусства – Государственный русский музей (31), Третьяковская галерея (32), Музей искусств стран Востока (33, галерея Шилова и т.д.)

Ø архитектурные музеи (музеи-памятники – Суздаль, Владимир, Кижи, Свято-Троицкая Сергиева Лавра _34), многие музеи-дворцы и музеи-усадьбы можно рассматривать как архитектурные памятники «Коттедж» в парке Александрия в Петергофе (35), Ново-Иерусалимский монастырь (36, 37, 38)

Ø музеи слепков (39) (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе), В Москве учебный художественный музей им. И.В.Цветаева, открытый 30 июня 1997 года, является отделом Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и составной частью Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. В семи залах музея представлено 750 слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов и др.
Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения.

Зал искусства Средних веков и Возрождения

Необычайно эффектны залы античного искусства, где можно увидеть не только прославленные шедевры скульптуры, но и античные стенные росписи. Памятники средневековья и Ренессанса размещены в центре здания, в изящном, похожем на атриум античного дома, мемориальном зале мецената А.Л.Шанявского, основателя первого народного университета в Москве.
Показанные здесь экспонаты не повторяют (за единичными исключениями) памятников, представленных в главном здании Музея изобразительных искусств. В Учебном музее нашли место даже некоторые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке, — слепки с произведений египетской скульптуры, с аттических надгробий IV века до н.э., византийских и романских изделий из кости, со скульптуры Северного Возрождения. Большая часть экспонатов происходит из первоначальной коллекции ГМИИ, созданной на рубеже Х1Х-ХХвеков его основателем, И.В.Цветаевым, имеются также отдельные слепки из предшествовавшей Музею небольшой коллекции Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы, из Румянцевского музея (1862) и др. Открытый для публики, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.

 

Ø музеи декоративно-прикладного искусства и народного искусства (40 - 41), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С.Т. Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности. В фондах музея хранятся и частные коллекции: собрание художественного металла, переданные в дар его собирателем Г.А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н.Л. Шабельской, подаренная гражданином Франции П.М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М.В. Мироновой и А.С. Менакером, а также коллекция фарфора Л.О. Утесова. В ВМДПНИ представлены художественные изделия из металла (в том числе, ювелирные украшения ведущих российских фирм XIX - начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло Императорского и частных заводов, произведения известных современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Не имеет аналогов собрание произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе, произведения М. Врубеля, А. Головина, С. Малютина, С. Коненкова, Н. Андреева и других), а также коллекция советского искусства 1920-1950-х годов, включая агитационный фарфор и ткани. За последние годы музейную коллекцию пополнили великолепные произведения современных художников (В.И. Мухиной, Б.А. Смирнова, В.С. Муратова и многих других). В библиотеке музея хранится собрание редкой книги. Уникальные рукописные материалы находятся в специальном архивном фонде.

 

Ø мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи) – дом-музей Васнецова (42),

 

 

5.2.2. Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей. На начало
1990-х гг. в Российской Федерации музеев данной профильной группы было более 140. При ICOM с 1977 г. действует Международный комитет литературных музеев (International committee of literature museums). Самое крупное отечественное собрание по истории литературы – Государственный литературный музей в Москве. Фонды его насчитывают более 450 тыс. единиц хранения в основном фонде и около 200 тыс. – в фонде научно-вспомогательных материалов: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры (М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.); архивы издательств, творческих объединений, фотографии, картины, собрания мемориальных вещей, фоно- и видеозаписей и т.д. Музей имеет 10 филиалов, Дом-музей А.П.Чехова (43), Квартира-музей М.А.Булгакова (Садовая, 10).

 

5.2.3. Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе – Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. – в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов. Дом-музей П.И.Чайковского в Клину (45).

Достаточно сложно провести границу между музыкальными музеями, действующими при театрах, и театральными музеями (например, Музей Парижской консерватории, Музей Государственного академического Большого театра). Скорее, их следует относить к комплексным музеям, документирующим процессы в рамках нескольких профилей – театрально-музыкальным. Крупнейший из комплексных музеев этого типа – Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Пе­тербурге. Фонды музея насчитывают около 420 тыс. единиц хранения, из них более 350 тыс. – основной фонд. Музей имеет 4 филиала, из которых 3 – мемориальные (музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых).

 

5.2.4. Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек (International association of theater museums and libraries), объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира».

Крупнейший в мире и головной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (46). Основные фонды музея насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, научно-вспомогательные – свыше 40 тыс. В музейном собрании выделяют рукописный отдел (письма, дневники, тексты ролей, записи репетиций, личные архивы актеров, драматургов, композиторов, режиссеров и т.д.); собрание декораций (эскизы декораций и костюмов, макеты, портреты театральных деятелей); архивный фонд (коллекции афиш и программ, плакатов и т.п., записи выступлений, постановок и др.); фотоотдел. Музей имеет 4 филиала (мемориальные музеи).

Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический театр им. А.М. Горького в Санкт-Петербурге, Центральный театр кукол С. Образцова и др.

 

5.2.5. Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).

 

 

5.3.Педагогические музеи. -

ведут сбор, научное изучение, хранение и экспонирование памятников культуры и документов, отражающих историю образования и педагогической деятельности.

В этот раздел можно отнести музеи-квартиры выдающихся ученых и общественных деятелей.

 

5.4.Естественнонаучные музеи –

палеонтологические, зоологические, антропологические, геологические, минералогические, почвоведения, медицинские, биологические - К.А.Тимирязева (49), дарвиновский музей, планетарии. Документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины. Музеи-квартиры выдающихся ученых, например, К.А.Тимирязева

Старейший естественнонаучный музей в России – Петербургская кунсткамера (50 – 51)

Один из крупнейших в мире музеев почвенно-географического профиля — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, основанный в 1904 в Петербурге (ныне в ведении Почвенного института им.В.В.Докучаева)

Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Самый крупный экомузей действует в Канаде в провинции Квебек – экомузей От-Бос. Его площадь составляет около 30 тыс. га, на его территории расположено 25 населенных пунктов. К понятию «экомузей» в практике отечественного музееведения наиболее близки «музеи-заповедники».

 

 

5.5.Промышленные музеи:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.