Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 4. Обобщение и ограничение логических понятий

Логические операции с понятиями

Логическая операция – действие, в результате которого из имеющихся уже данных мыслей образуются новые мысли (процесс преобразования и соотнесения мыслей.)

Выделено 4 логических операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение и деление.

Теоретическая часть

Обобщить понятие – перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

Например: действие (А) – проявление активности (В) – процесс (С). До бесконечности обобщать невозможно. Максимально обобщенные понятия – категории, их обобщить нельзя.

Ограничить понятие – перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Например: действие (А) – удар (В) – преднамеренный удар (С) – преднамеренный удар в спину (Д). До бесконечности ограничивать нельзя: ограничение возможно до единичного предмета или явления.

Увеличивая содержание понятия, например «человек» (В), путем прибавления нового признака, например «молодой», мы получаем новое понятие – «молодой человек» (А), имеющее меньший объем, поскольку в полученное понятие включаются не все люди, входящие в понятие «человек», а только их составная часть – «молодые». Таким образом, действует логический закон:

Увеличивая содержание понятия, мы уменьшаем его объем, и наоборот, уменьшая содержание, увеличиваем объем понятия.

ограничение

 

обобщение

Схема 4.1

 

Практическая часть

 

Задание 1. Проверить правильность обобщения понятий.

Пример 1. Староста группы (А) – староста курса (В). Обобщение неверное, поскольку объемы понятий не совпадают (объемы не включены друг в друга), но могут иметь общие элементы, если найдется человек, одновременно являющийся старостой курса и старостой группы.

Схема 4.2

 

Пример 2. Лето (А) – теплое время года (В). Обобщение верное, поскольку объем понятия «лето» включается в объем понятия «теплое время года».

 

Схема 4.3

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельная работа. Задание 1. Определить вид отношения между совместимыми понятиями и изобразить его с помощью круговых схем Эйлера: | Самостоятельная работа. Задание 1. Обобщить и ограничить понятия:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.