Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология в обучении истории




Марта 2008 года

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Лекция № 6

ХРОНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ.

В истории хронология играет ключевую роль. Это скелет, на основе которого выясняется последовательность тех или иных фактов, событий в историческом процессе. Поэтому для того, чтобы хронологические знания и умения выстроить в определенной последовательности, необходимы определенные навыки и умения. В целом хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия.

Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая систему летоисчисления и календари разных народов и государств.

Существует целый ряд приемов изучения хронологии. Они отличаются в зависимости от класса. В младших классах рекомендуют приводить в качестве приема личный пример в изучении хронологии. Чертится вектор времени. На нем в виде точек либо черточек отменяется время жизни учеников, возраст ученика от момента рождения, до того момента, как он пришел в школу. Отрезок жизни родителей. И сопоставляется возраст ученика с возрастом родителя. Потом этот отрезок можно продлить, сравнить с событием каким-нибудь.

Целесообразно научить четко различать продолжительность века. Сколько лет длится век, тысячелетие. Это целесообразно делать на примере отрезка, который ученики чертят в своих тетрадках. Вектор целесообразно в дальнейшем делать, отражающим реальный ход истории. Поставить цифру 0, что будет обозначать начало новой эры. Объяснить, каким способом отмеряли время раньше, и каким образом строится временн о й отсчет в наше время. Что значит до нашей эры, что значит наша эра. Каким образом мерили время различные народы.

В начальной школе важно объяснить римскую систему летоисчисления, чтобы не возникало вопросов в дальнейшем.

Нужно объяснить, что означает начало века, середина, вторая четверть, вторая половина.

В различных классах эффективным представляется составление хронологических таблиц. Сравнивать событие в отдельно взятой стране и в мире в целом. Это важно для того, чтобы соотносить последовательность событий. Чтобы не возникла путаница.

Для различных знаний в области хронологии проводятся игры. Самый простейший прием: сколько лет прошло со времени такого-то события, которое произошло до нашей эры, в нашу эру. Эти задания наиболее уместны в начальной и средней школе.

Хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствие. Хронология – это костяк истории. Хронология изучает систему летоисчисления и календари разных государств.

Приемы изучения хронологии. В младших классах – личный пример, жизнь самого ученика, его родителей, братьев. Вектор времени начертить. Ставится цифра 0. До нуля – до нашей эры, после 0 – наша эра. 0 – рождение Иисуса Христа.

Навыки работы с хронологией отрабатываются в начальной школе. Надо объяснить, что до нашей эры был другой порядок. Чем ближе к новой эре – тем меньше цифра. Чем дальше – тем цифра больше. Цифровая нумерация веков согласно римскому исчислению. Отработать римские цифры.

Отработать что такое начало века, середина, вторая половина.

Хронология хорошо отрабатывается путем составления хронологических таблиц. Например, эра или год в левой колонке. Далее в каждой графе различные страны, и что в этот год произошло. Т.о. можно сопоставлять и сравнивать различные события, произошедшие в одно время, и делать выводы о равномерности или неравномерности развития стран.

Хорошо сравнивать различные системы летоисчисления. Например, в Китае - царствования императоров. В Риме – основание Рима. В Греции – первые олимпийские игры. Говорить об относительно хронологии.

Синхронистические таблицы можно строить на основании сравнения событий из внешней политики и культуры. Это позволяет сравнивать разные явления. Т.е. не обязательно сравнивать события в разных странах. А можно сравнивать события в одной и той же стране, но в разных областях, например внешняя политика и культура.

Можно дать на дом продолжение таблицы.

Методисты рекомендуют увязывать новую дату с хронологическими данными учащихся по предшествующим периодам. Например, сколько лет прошло со времени какого-то события? Или сколько веков прошло? Чтобы виден был временной разрыв между явлениями.

Существуют различные приемы запоминания. Это глубоко индивидуально. Все запоминают даты по-разному. Некоторые зубрят. Кто-то запоминает зрительно, хорошо развита фотографическая память. Можно выписывать на карточку, в тетрадочку.

Есть приемы. Например, запоминание, основанное на смысловых связях. Проще сего дату соотносить со столетием. Потом хорошо вспомнить царя, императора, князя, который тогда находился на престоле, чтобы потом соотнести дату со временем его правления. Рекомендуют вспоминать время года: зима, лето, весна, осень. Летом все цвело и пахло. Зимой – холодно. Весной – все тает, слякоть. Попытаться перенестись в это время.

Можно запоминать даты на основании соотнесения с другими событиями.

Можно соотносить события мировой истории.

Можно запоминать путем ассоциаций.

Можно в стихотворной форме.

Хорошо даты выписывать в отдельный словарик. Нужно иметь словарь для терминов и тетрадь для записи важнейших дат. Хорошо иметь тетрадь записи основных событий.

Эффективными для запоминания дат являются задания-игры по хронологии.

Простое задание: Указать дату события. Или перечислить последовательность событий – а напротив ученики должны поставить даты. Или определить события по дате. Дать даты, а ученики должны соотнести с событиями.

Задания: соотнести событие и дату. В одном столбике события, в другом даты в перемешанном порядке. Нужно поставить стрелочки. Иногда появляется 3й столбик, куда попадают личности, полководцы. Нужно соотнести события, даты с именами личностей.

Можно составлять хронологические ряды. Выстраивать события в правильной хронологической последовательности. Эти задания попадаются на вступительных экзаменах.

Задание: назвать лишнюю дату. Например несколько дат связаны с внешней политикой, а одна – с внутренней. Ее надо найти и убрать.

Нужно научить правильно работать с источниками, историческими документами.

В учебниках есть фрагменты из важнейших документов.

Исторические источники – это все, созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности.

В реальном методе уроки сроились на умении работать с источниками. Учитель давал минимум нового материала. Ученики сами читали источники. Это крайность. Нужно научить работать по источнику. Для чего это нужно? Какова цель применения исторических документов?

1) Реализация принципа наглядности. Т.е. в документе находим конкретное подтверждение словам учителя.

2) Работа с источником делает рассказ учителя более живым, а выводы более убедительными.

3) Работа с документом позволяет конкретизировать исторический материал, оптимизировать процесс мышления и воображения, развивает способность самостоятельно работать.

Классификация источников. Это для школы, а не для университета.

Документы делятся на 2 большие группы: а) актовые документы: юридические, хозяйственные политические; б) законодательные памятники и нормативные акты; в) повествовательно-описательные: летописи, хроники, мемуары, письма.

Методика изучения документов:

Есть определенные правила работы с документами. Как отбирать нужный материал?

Работа с документом включает в себя чтение и пересказ документа, составление по нему плана. Объяснительные чтения с предварительной заключительной беседой, самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему.

Правила действия по работе с документом:

1) Выберите главное и второстепенное в содержании документа.

2) Определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс?

3) Продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого события.

4) Дайте характеристику политическим и государственным деятелям.

5) Подготовьте по первоисточнику сообщение.

Перед работой с документом на уроке учитель должен обработать документ. Он должен заранее подготовиться к тому, чтобы рассказать о документе.

Как учитель знакомит с документом?

Показывает документ, когда и кем он составлен, какова цель создания документа, краткое содержание документа. Для чего нужно его рассматривать и о чем он рассказывает?

После этого ученики обращаются к тексту самого документа.

Документ читается по частям, разными учениками. Желательно, чтобы читали те, кто умеет хорошо читать. По ходу чтения учитель объясняет необычные выражения и фразы в тексте документа, термины. После пояснения учителя следуют комментарии самих учеников. Они пытаются передать содержание своими словами. Но не весь документ, а частями. Текст нужно разделить по смыслу. Учитель сам должен разделить текст по смыслу. Потом ученики сами комментируют прочитанное, но после объяснения учителем незнакомых мест. Естественно, что учитель помогает комментировать.

При работе с документами хорошо акцентировать внимание на составлении конспектов этого документа, краткое содержание к каждому прочитанному абзацу. Либо составление плана-конспекта всего документа.

Документы хороши тем, что они показывают противоречивость различных взглядов на какое-то явление или событие. В историографии есть различные точки зрения на проблему. А вот источник – и видно, на основании чего эти предположения построены. Работа с первоисточником позволяет прикоснуться к фундаменту всех теоретических построений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 8981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.