Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации в обучении истории

Вообще инновации – это поиски новых методов в обучении истории. Как правило инновациями занимаются учителя-новаторы. Подготовка и проведение новаторских уроков требует от учителя много сил и времени. Инновации касаются способов кодирования знаний. Инновации нужны для того, чтобы предлагать методы успешного усвоения знаний школьного курса. Информации много, а времени мало. Каким образом давать знания, чтобы ученики могли их воспринять? Некоторые считают, что надо отойти от обязательной школьной программы и давать наиболее важные сюжеты. Но в школе требуют давать программу.

Либо стараться эмоциональные картины прошлого сформировать в сознании учащихся, чтобы они имели представление.

В данном случае подразумевается, что данный объем информации школьного курса, довольно большой, можно давать с помощью определенных кодов. Вообще идея кодирования знаний возникла в 1960е годы 20 века в зарубежной школе. Кодировали знания в виде схем, чертежей, графиков. На их основе строились компактные опорные символы.

Символ – это внешнее явление, которое условно через посредство заключенного в нем наглядного образа вызывает мысль об определенном содержании.

Символ – это определенная закодированная картинка.

Т.о. исторические явления, изображенные схематически в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности.

Почему придумали кодировать? Потому что психологи установили, что знаки оставляют в памяти 90% воспринятого.

Знаки позволяют разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов.

Главные факты в виде опорных сигналов компонуют в блоки, а из них выделяют самое главное. Есть определенная методика работы с конспектами-схемами. Как с ними работать? Весь материал урока учитель предлагает ученикам в виде конспектов с опорными сигналами (символами). Эти опорные символы позволяют ученику запомнить единицы информации или факты.

Подготовка учителя к уроку в данном случае иная, чем ранее.

Учитель должен хорошо знать содержание школьного учебника. Он должен знать, какие значки он будет использовать. Как правило, эта методика подразумевает, что все это происходит в течение не одного урока, а нескольких уроков. На основании нескольких тем составляется обзорный конспект. Т.е. учитель дожжен вначале понять, какие параграфы он собирается объединять, как проводить структурно-функциональный анализ.

Сначала учитель разрабатывает содержание всего курса, методику объединения различных тем, потом составляет план-конспект по определенной группе тем. Он информацию вкладывает в определенные сигналы-символы (об этом позже), затем пишет-чертит эти опорные сигналы, снимает с них копии, и в дальнейшем это служит раздаточным материалом на уроке.

Как правило, значки-символы – общие для всего курса, они переходят из одной темы в другу. Учитель пишет, что каждый значок-символ обозначает. Раздает эти обозначения ученикам в виде ксерокопий. Поэтому вначале ученики учатся заполнять на основе заполненного учителем, а затем сами учатся заполнять листки.

Как происходит работа с опорными сигналами? Сначала учитель на словах объясняет новый материал. Какие события произошли, в каком году. Затем учитель показывает ученикам свой лист с опорными сигналами, показывает, как он закодировал этот материал. Затем он объясняет новый материал, но уже с помощью этих опорных сигналов, т.е. закодированной информации. Учитель раздает ученикам этот закодированный материал, и они вклеивают эти лист в свои альбомы. Затем ученики уже дома самостоятельно работают с учебником и с листом с опорными сигналами.

На следующем занятии ученики письменно воспроизводят опорные сигналы по памяти в специальных тетрадях. Причем эти тетради на дом не дают, они хранятся в кабинете истории. Проверка и оценка работ после урока происходит учениками параллельного класса, либо одноклассниками.

По всей видимости проверка подразумевает и устный рассказ после устного воспроизведения.

По такому же принципу строятся и повторительно-обобщающие уроки, т.е. когда повторяется уже целая группа тем, либо одна глава.

В основе новаторских подходов к обучению находится уважение к личности ученика, опора на сотрудничество учителя и учеников, широкое самоуправление учащихся класса и школы в целом.

Как проходит урок?

Учитель называет тему, говорит о ее значении для изучения, и пишет план урока на доске. Это 3-4 вопроса. Каждому вопросу соответствует блок с символами в опорном конспекте. Затем учитель дает дом. задание, инструктируя, на какие вопросы нужно дать ответы на следующем уроке, какие блоки опорного конспекта использовать, к каким страницам учебника обратиться.

Затем идет объяснение нового. Свой рассказ учитель сопровождает графическим изображением на доске соответствующего блока с опорными сигналами. Ученики следят за объяснением по своим черно-белым конспектам, либо с доски переписывают.

При кодировании могут применяться знаки символическо-словесные – буквы, слоги, цифры, +, –, рисуночные знаки-пиктограммы, условно-графические – фрагменты планов местности, карт. Пиктограммы – это простейшие рисунки, которыми учитель сопровождает свой рассказ.

Как происходит разработка опорных сигналов-символов? Цель всего этого – при помощи определенных символов, знаков, выявить сущность и взаимосвязи исторических процессов и явлений. Совокупность символов образуют блок-схемы. Символы подразделяются на две большие группы. Сквозные символы и информативные.

Сквозные символы обозначают общеисторические понятия, связи, закономерности.

Информативные – условные знаки, обозначающие единичные явления, частные понятия.

Пример: корона – монархия; книга – письменный исторический источник, бутылочка – виноделие, кораблик – мореплавание.

Сначала нужно разработать все значки по всему курсу, затем готовиться к каждому конкретному уроку.

В соответствии с планом содержание урока разбивается на смысловые части. Каждый смысловой блок обозначается смысловым символом. Его дополняют информативные символы, отражающие главные факторы, явления и процессы.

С помощью стрелок и соподчиненности порядка размещения символов, раскрывается взаимосвязь исторических процессов и явлений.

Дом. задание задается с опорой на эти символы, чтобы ученики практиковались пользоваться символами, и чтобы они умели де-шифровать символы. Рекомендуют раскрашивать отдельные части схемы разными цветами. Рекомендуют явления развития хозяйства раскрашивать зеленым цветом, а явления общественной жизни – голубым, проявления социальной борьбы – розовым.

Применение схем значительно повышает уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания. Ученики после таких уроков свободно оперируют данными, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические или другие связи.

Но важно, чтобы параллельно развивалась устная и письменная речь, чтобы все это не осталось в голове в виде значков. Все хорошо в меру, чтобы не было однобокости. Хорошо, когда такие уроки дополняют обычные уроки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Апреля 2008 года | Современные информационные технологии автоматизации офиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.