Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План Баруха» и срыв работы комиссии ООН по атомной энергии

Идея международного сотрудничества была поддержана во мно­гих странах мира.

Его основные направления стали обсуждаться в рамках специально созданной комиссии ООН по атомной энергии.

Главой американской делегации в этой комиссии был назначен из­вестный и удачливый в прошлом американский финансист Бернард Маннес Барух, которому было в то время 76 лет.

Под его руковод­ством был разработан и 14 апреля 1946 г. представлен в комиссию «план Баруха», в котором содержались условия, на которых США предлагали другим странам развивать сотрудничество по линии мир­ного использования энергии атома.

План Б.Баруха,

во-первых, предусматривал создание междуна­родного Агентства по атомным разработкам (Atomic Development Authority) с широкими правами и высокой степенью автономности (решения в агентстве должны были приниматься простым большин­ством голосов);

во-вторых, передачу этому агентству контроля над производством расщепляющихся материалов и передачей их из од­них стран в другие;

в-третьих, перевод научно-исследовательских разработок в ядерной области под контроль агентства;

в-четвертых, предоставление Соединенными Штатами в распоряжение агентства технологической информации по атомной энергии для ее совместно­го использования странами-участницами.

Контроль агентства пред­полагалось осуществлять в форме международных инспекций на местах. План не оговаривал конкретные сроки начала работы агент­ства, не конкретизировал условия предполагавшейся передачи агент­ству американских технологий и не содержал обязательства США прекратить производство ядерного оружия.

Предложения Б.Баруха не закрывали путей к приобщению госу­дарств мира к некоторым американским технологическим достиже­ниям, преимущественно второстепенным и гражданским по сфере возможного применения.

Но они предусматривали введение меха­низма контроля за ядерными программами вступавших в сотрудни­чество стран посредством проведения международных инспекций атомных объектов на их территории.

Главным координирующим ор­ганом такого сотрудничества в соответствии с планом должна была стать комиссия ООН по атомной энергии.

Однако предполагалось, что она не будет непосредственно подотчетна Совету безопасности и решения в ней будут приниматься большинством голосов.

Эти условия не устраивали СССР.

Советский Союз был закры­той страной и не хотел иностранных инспекций на советских ядер­ных объектах.

Не соглашалось советское руководство и с принципом принятия решений в комиссии, где СССР оказывался бы в мень­шинстве.

В Москве полагали, что Вашингтон попробует использо­вать сотрудничество с СССР, чтобы замедлить движение Совет­ского Союза к созданию ядерного потенциала.

Вот почему в процессе переговоров о «плане Баруха», по сути дела в противовес ему, советская дипломатия выдвинула идею отка­за от использования атомной энергии в военных целях.

Соответст­вующие предложения выдвигались советской делегацией в комиссии в 1946—1947 гг. Речь шла о попытке убедить США согласиться с запрещением ядерного оружия взамен согласия СССР включиться в «план Баруха» с условием его частичной доработки и подчинения комиссии по атомной энергии Совету безопасности с тем, чтобы ре­шения в ней принимались по формуле консенсуса. Конечно, такой проект был неприемлем для США, которые при его реализации по­теряли бы преимущества военно-ядерной монополии.

Поскольку решения в комиссии принимались большинством го­лосов, в декабре 1946 г. она одобрила американский проект и пред­ставила его на утверждение Совета безопасности, где тот не был одобрен из-за возражений Советского Союза.

После этого «план Баруха» (в 1948 г.) был возвращен на доработку в комиссию. В ее статусе были произведены изменения.

Из независимой структуры она стала органом, подчиненным Совету безопасности. Советскому Союзу стало проще применять право вето.

Это вызвало недовольст­во США. Работа комиссии была парализована, и в 1949 г. она пре­кратила свою деятельность.

 

Первая попытка ввести ограничения ядерных вооружений закончилась неудачей.

Для Москвы, которая болезненно относилась в конце 40-х годов к американской атомной монополии и предпринимала усилия для ее ликвидации, переговоры с США могли быть основаны исключи­тельно на принципах равенства и одинаковой безопасности. Согла­сие с планом Баруха, предусматривавшим закрепление американ­ской атомной монополии при ограничении советской атомной про­граммы, стало бы отступлением от этих принципов.

Ситуация вокруг «плана Баруха» по времени совпала с внутри­политическими сдвигами в США. В июле 1946 г. президент США Г.Трумэн отправил в отставку министра торговли Генри Уоллеса, неформального лидера американских либералов и сторонника более внимательного отношения к интересам безопасности СССР. Уоллес полагал, что последние ущемлялись американской политикой в сфе­ре ядерных вооружений и созданием военных баз на территориях, приближенных к советским границам. После увольнения Уоллеса в Вашингтоне стал складываться неформальный двухпартийный блок демократов и республиканцев на базе намерения ужесточить подхо­ды в отношениях с СССР.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иранский кризис был разрешен в ходе советско-иранского диа­лога к апрелю 1946 г | Дипломатический конфликт СССР с Турцией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.