КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные отношения в конце 1940-х–начале 1950-х гг
Рост политической и военной напряженности в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Разгул маккартизма в США. Политическая истерия в СССР (борьба с космополитизмом, «ленинградское дело», дело о «врачах-убийцах» и т. д.). Политические процессы в странах народной демократии. Рост напряженности в отношениях стран социализма с Югославией. Подавление попытки «антиправительственного путча» в ГДР летом 1953 г. Воздействие этих событий на развитие международных отношений. Директива СНБ-68 Совета Национальной Безопасности США. Начало войны в Корее. Позиция советского руководства. Резолюция Совета Безопасности ООН и начало «операции ООН в Корее». Первоначальный ход войны в Корее и ее перелом после высадки десанта «войск ООН» в Чемульпо. Появление в Корее «китайских народных добровольцев» и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, объявляющая Китай агрессором. Начало переговоров о перемирии в Корее, их ход, политическая борьба и препятствия на переговорах. Политическое урегулирование с Японией. Сан-Францисская конференция и мирный договор с Японией (1951 г.). Позиция СССР. Японо-американский Договор безопасности (1951 г.). Создание АНЗЮС. Оценка изменения военно-политической ситуации в Азиатско-тихоокеанском регионе после заключения Сан-Францисского договора. Колониальная война Франции в Индокитае. Постепенное втягивание в эту войну Соединенных Штатов. Позиция Китая и СССР. Европа – главная арена политического противоборства СССР и США. Создание военной организации НАТО. Присоединение к НАТО Греции и Турции. Планы западноевропейской интеграции и стремление США поставить их под свой контроль. Проект Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Провал плана создания ЕОС и выдвижение Англией альтернативного проекта создания Западноевропейского союза и ремилитаризация на его основе ФРГ, включение ФРГ в НАТО. Подписание СССР и странами народной демократии Варшавского договора (14 мая 1955 г.). ГДР – полноправный участник Организации Варшавского договора. Действия СССР по дальнейшей легитимизации ГДР. Военно-политическое значение и последствия закрепления раскола Европы на два враждебных военно-политических блока. Итоги второй мировой войны Можно выделить только четыре основных момента: 1. Решение германской проблемы (главное в этом вопросе не повторить ошибки Версальской конференции). Этот вопрос можно рассмотреть с помощью двух вариантов. Первый вариант. Сам учитель излагает этот вопрос, указывая на основные решения союзников по Германии: а) Германия оккупирована и разделена на 4 зоны (СССР, США, Франция, Англия): во главе зон оккупации были главнокомандующие этих зон. Германией руководил Контрольный совет, в который входили главнокомандующие зон оккупации; б) проведена демилитаризация экономики: военное производство полностью ликвидировано, Германии запрещено иметь армию; в) денацификация общества: ликвидирована нацистская партия, запрещена националистическая идеологии; г) демократизация общества: немцы могли избирать местные органы власти, разрешена деятельность политических партий, можно сравнить этот процесс в западной и восточной зонах оккупации, подготовив две схемы по партийно-политической системе: Западная Германия – формируется многопартийная система с двумя ведущими партиями (СДПГ, ХДС/ХСС). Рассмотрим схему 10, предложенную в приложении. Восточная Германия – формируется формально многопартийная система с доминированием одной партии (СЕПГ). Рассмотрим схему 11, предложенную в приложении. д) декартелизация, ликвидация крупных монополистических объединений; е) отданы под суд партийно-политические и военные руководители нацистской Германии, состоялся Нюрнбергский процесс. Второй вариант. Проводится семинар, с вопросами, литературой и методическими рекомендациями которого учащиеся знакомятся заранее. Тема семинара: Два курса политики в германском вопросе после второй мировой войны. Подготовка к семинару: класс делится на две подгруппы; одна подгруппа готовит ответы на вопросы, которые характеризуют процессы, происходящие в восточной части Германии, другая - в западной; одна - анализирует позиции СССР, другая - западных держав. 1. Найдите сходство и отличие в процессах развития в восточной и западной зонах оккупации Германии: а) кто и каким образом осуществлял руководство в Германии; б) выделите основные этапы демократизации в зонах оккупации; в) экономические преобразования (промышленность, сельское хозяйство); г) раскройте особенности процесса денацификации в восточной и западной зонах оккупации; д) решение проблемы репараций. 2. Образование ГДР и ФРГ: а) Конституции ГДР и ФРГ: общее и особенное; б) формирование органов государственной власти ГДР и ФРГ. Литература ü Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и "германский вопрос". 1945-1949 гг. - М., 1990. ü Германская Демократическая Республика. Законы и постановления. Конституция и законодательные акты ГДР. - М., 1953. ü Германская история в новое и новейшее время: В 2 т. Т. 2. - М., 1970. ü История ГДР. - М., 1972. ü Конституции зарубежных стран. - М., 2002. ü Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. - М., 1995. ü СССР и германский вопрос 1941-1949 гг.: В 2 т. – М., 1996, 1998. ü Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время). - М., 1999. Методические рекомендации Рассматривая эту тему, учащимся следует постоянно помнить о том, что преобразования 1945-1949 гг. создали условия для раскола единой Германии на два государства, а также сформировали различные социально-экономические и политические основы в ГДР и ФРГ, которые в конечном счете привели к кризису в ГДР и включению ее в состав стабильно и динамично развивающейся ФРГ. В первом пункте первого вопроса выделяются три основных понятия: Контрольный Совет, межсоюзническая комендатура, военные администрации в зонах оккупации. Все эти понятия требуют глубокого и всестороннего анализа с указанием дат их формирования, функций, состава и т.д. Особое внимание следует уделить рассмотрению процесса демократизации, тем более что этот вопрос тесно связан с существованием партийной политической системы ГДР и ФРГ, а затем и единой Германии. Учащиеся должны хорошо представлять, какие политические партии начинают играть важную роль в восточной и западной зонах оккупации. Знать их программы, ориентироваться в том, какое место они занимают в политической жизни послевоенной Германии, на какие социальные слои опираются. Рассматривать процесс экономических преобразований в послевоенной Германии следует через призму декартелизации и демилитаризации промышленности. Эта работа проводится с опорой на конкретные решения, которые принимались военными администрациями оккупационных зон. Глубокого анализа заслуживает денежная реформа 1948 г. в западных зонах оккупации, а также реформирование сельского хозяйства. Говоря о процессе денацификации, указывают три ее сферы: государственную, персональную, духовную. Важно сравнить, как она проводилась на востоке и западе Германии, в чем ее отличие, и как это повлияло на дальнейшее политическое развитие ГДР и ФРГ. Особо следует выделить Нюрнбергский процесс 1945-1946 гг. Репарационная проблема являлась очень болезненной для всего германского народа, а также отчасти для западных держав, так как СССР часть репарационных платежей получал из западных оккупационных зон. Учащиеся должны иметь четкое представление о конкретных выплатах Германии в пользу союзников и о проблемах, которые в связи с этим возникали. Второй вопрос подводит итог тем процессам, которые происходили в Германии после окончания второй мировой войны. При анализе конституций ГДР и ФРГ (государственное устройство, органы власти, права человека и т.д.) необходимо ссылаться на конкретные статьи этих документов, а также показать, как эти основные законы государств принимались. Учащиеся должны четко выделить то, что отличало эти две конституции.
2. Создание Организации Объединенных Наций вместо Лиги Наций; даем информацию о сан-францисской конференции и об основных органах ООН: - Генеральная Ассамблея (ГА ООН): Ежегодно в сентябре-декабре проводятся очередные сессии, в которых принимают участие все члены этой организации. Можно задать вопрос учащимся: Сколько на данный момент стран-членов ООН (191 государство). Резолюции, которые принимает ГА ООН, носят рекомендательный характер. Кроме того, могут проводиться чрезвычайные и специальные сессии. - Совет Безопасности (СБ ООН): На сегодняшний день в него входит 15 стран, из них 5 (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция) являются постоянными членами этой структуры. Остальные десять стран через каждые два года обновляются. Резолюции, которые принимает Совет Безопасности, носят обязательный характер для выполнения. Постоянные члены СБ ООН обладают правом вето, т.е. если одна из пяти стран голосует против проекта резолюции, то она не принимается. Если принятые резолюции не выполняются, то в отношении стран применяются санкции (экономические, политические, культурные), а также может применяться военная сила. - Экономический и Социальный Совет: Главная задача – координация экономической и социальной деятельности ООН. - Совет по Опеке: При создании ООН на него была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями. Основная цель опеки способствовать прогрессу населения и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Цели системы опеки в определенной степени были достигнуты. Практически все они получили независимость. - Международный Суд (заседания проходят в Гааге, Нидерланды): Главный судебный орган ООН, в который могут обращаться все члены этой организации. - Секретариат: Он обслуживает другие органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую ими. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, которого назначает ГА ООН на 5 лет по рекомендации СБ ООН. Вопрос к учащимся: кто является в данный момент Генеральным секретарем ООН? (Кофи Аннан). Штаб – квартира ООН находится в Нью-Йорке. В помощь учителю: Схема 12 Основные структуры ООНпредложена в приложении. Каждая из стран-членов вносит финансовый вклад на содержание этой организации: - 25 % вносит США, 11 % вносил СССР, сейчас Россия - 7 %, 12 % - Япония, 9 % - Германия, небольшие страны вносят по 0,01 %.
3. США становятся признанным лидером Западного мира (возникновение НАТО – 1949 г.), в то же время отмечаем, что страны Западной Европы в результате войны были сильно ослаблены и не могли соперничать с США ни в экономической, ни в военной, ни в политической сферах. Можно указать на факторы, которые определяли лидерство США: 1. Увеличился объем производства в 2 раза за 6 лет. 2. В банках США находилось 68 % запасов золота западного мира. 3. Были единственной страной, которая имела атомную бомбу (СССР-1949 г.). 4. Обладали мощнейшим военно-морским флотом, имели авианосцы. 5. Имели мощную бомбардировочную авиацию.
4. СССР – лидер восточно-европейских стран (возникновение СЭВ – 1949 г., позднее ОВД – 1955 г.). Начинается процесс формирования мировой системы социализма, в которую вошли Венгрия, Румыния, Болгария, Польша, Албания, Югославия, Чехословакия, ГДР. Позднее в нее вошел ряд азиатских стран (в 1949 г. в Китае был установлен коммунистический режим). Укажем факторы, которые определяли это лидерство: 1. СССР – имела самую мощную сухопутную армию в мире – более 11 млн. человек. 2. Армия СССР располагалась на территории европейских стран (Польша, Чехословакия, Румыния, Германия, Югославия, Норвегия, Венгрия, Болгария) и на территории стран азиатского региона (Корея, Монголия, Китай). 3. СССР сыграл решающую роль в разгроме германского нацизма (идеи социализма укрепили свое влияние в мире).
В завершении урока вводим понятие «сверхдержава» - это понятие возникло после второй мировой войны, когда сложилась уникальная геополитическая ситуация. Из великих держав выделялись две – СССР и США, они стали играть исключительную роль в мировой политике. В 40-50-е гг. выяснилось, что только они могут вести глобальное соперничество друг с другом. Эта их роль стала бесспорной после создания в этих странах колоссального разрушительного ракетно-ядерного потенциала (28, с.254). Отмечаем, что между двумя сверхдержавами (США и СССР) начинают возникать сложные отношения, что приводит к осложнению международных отношений. Учащимся можно предложить схему 13, предложенную в приложении. Итак, между СССР и США возникают противоречия на идеологической основе, и они ведут борьбу между собой за влияние в «третьем мире». Возникает такое состояние в международных отношениях, которое получило название холодная война. Этот термин впервые использовал американский журналист Уолтер Липпман после второй мировой войны для характеристики отношений между СССР и США, которые вступили в полосу конфронтации, но без явного желания их руководителей начать военные действия (28, с. 308). Вывод: мир раскололся на две части, стал биполярным, в котором ведущие позиции заняли СССР и США.
Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Цель: показать сложность и противоречивость развития международных отношений после второй мировой войны, отметив позитивные и негативные периоды. Опора на пройденный материал: знания итогов второй мировой войны. Основные понятия: декларация, стратегические наступательные вооружения СНВ), соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ), договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Можно предложить такой вариант рассмотрения данной темы: доску делим на две части – в верхней части выделяем события, которые можно обозначить со знаком «плюс», т.е. события, которые стабилизировали ситуацию в мире, а в нижней части – события со знаком «минус», т.е. выделяем те события, которые осложняли международные отношения. Рассмотрим схему 14, предложенную в приложении. Приводя какую-то дату в схеме, следует указать, что она обозначает: 1945 – 1947 гг. – период сотрудничества между США и СССР, 1947 – 1949 гг. – период начала обострения советско-американских отношений, указываем, что именно в этот период зарождается холодная война 1949 г. - создание атомной бомбы в СССР, 1950 г. – подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, 1950 г. - разрыв дипломатических отношений США с Болгарией, 1950 г. - начало войны в Корее, 1950 г. - СССР бойкотирует заседания ООН (январь-июль), 1951 г. – мирный договор с Японией подписали 49 государств (СССР и его союзники отказались его подписать), 1952 г. - создание Европейского оборонительного сообщества странами Западной Европы, 1952 г. - создание атомной бомбы в Великобритании,
2 сентября 1945 г. завершилась вторая мировая война. Выделим основные аспекты послевоенной ситуации: 1. Произошло общее ослабление позиций западного мира. Если до второй мировой войны шесть стран Запада (Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония) играли активную роль в мировой политике, то после войны наблюдается следующая ситуация: Германия – потерпела сокрушительное поражение в войне, ее фактически нет в мировой политике, она не представляет какой-либо силы, у нее даже нет своего правительства. Италия – поражение в войне привело к резкому упадку ее влияния на мировую политику. Англия – экономическое ослабление. Франция – в годы войны была оккупирована, на ее территории велись боевые действия, потеряла международную роль. Япония – оккупирована американскими войсками. США – укрепила свои позиции. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны». США стали единоличным лидером западного мира: их экономическая, социальная и политическая модель, система ценностей и культура стали активно внедряться во все регионы мира. Доминирующая роль США в западном мире продолжалась до конца 1950-х гг. Таким образом, после второй мировой войны произошло ослабление ведущих стран Запада, за исключением США. 2. Укрепление позиций СССР. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны». Таким образом, происходит резкое укрепление позиций СССР, растет его политическое влияние в мире (в 1940 г. СССР имел дипломатические отношения с 29 странами, в 1945 г. – с 51 государством). 3. В Азии и Африке происходит подъем освободительного движения (2, с.158, 160). В ходе войны в мировой экономике и политике значительно возросла роль развивающихся и колониальных стран. Этот факт, а также японская агрессия в Азии привели к началу деколонизации в странах Востока. Получили независимость: Вьетнам, Бирма, Индонезия, Филиппины. В этом регионе начинается активный процесс освобождения от зависимости. Вновь возникшие страны начинают выходить на арену мировой политики (СССР и США пытаются привлечь их на свою сторону). 4. В мире возникает широкое движение за глубокие социально-экономические и политические изменения. В общественном сознании происходит сдвиг влево, все больше и больше людей встают на позиции левых партий, в том числе на позиции коммунистов. Можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу: Таблица 21 Ситуация в освобожденной Европе – (выделяем восточную и западную часть)
Можно предложить составить таблицу по отдельным странам, но это будет очень сложно для учащихся и это можно сделать только с привлечением дополнительного материала. Особо следует выделить, что в 1944-1947 гг. практически во всех странах Европы у власти находились коалиционные правительства, в состав которых входили партии антифашистского толка (2, с. 146-149, 151-153, 155-156). 5. В международных отношениях возник новый фактор – гонка ядерных вооружений. Прежде дадим определение «гонка вооружений». Это наращивание вооружений, к которому прибегают две или более страны с целью достигнуть безопасности и защиты друг от друга. Было создано оружие нового поколения – оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое). Первыми атомную бомбу создали США, а в 1949 г. СССР создал свою ядерную бомбу, разрушив монополию США на это оружие. В 1952 г. была создана водородная бомба, а затем появился новый класс вооружений – ракетно-ядерные (в том числе межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками). 6. В мире возникло огромное число экономических проблем. Особенно в Европе накапливается огромное количество этих проблем: разруха, беженцы, недостаток продовольствия и сырья.
Главное, что необходимо было сделать после войны: урегулировать послевоенные проблемы, победителям необходимо было проводить согласованную политику. Мир зависел от позиции двух стран: США и СССР. И эти две страны нашли точки соприкосновения, начинается этап их плодотворного сотрудничества. Выделим основные послевоенные проблемы и проанализируем, как они решались: 1. Германская проблема. Здесь следует рассмотреть следующий аспект: - сравнить ее разрешение с тем, как ее решали после первой мировой войны. Можно предложить учащимся заполнить таблицу по германской проблеме: Таблица 22
Используя учебник Л.Н. Алексашкиной (2, с.161) можно подискутировать на тему: Кто виновен в расколе Германии. 2. Создание новой международной организации (2, с.155). Создание Организации Объединенных Наций - желательно использовать Устав ООН, из которого следует зачитать основные цели этой организации. После этого можно обсудить с учащимися насколько эти цели были реализованы, а также сравнить деятельность ООН с деятельностью Лиги Наций. Можно предложить учащимся следующий тест. Отметьте основные цели и принципы деятельности ООН (19, с.311): а) поддержание международного мира и безопасности; б) подавление актов агрессии; в) исключительно моральное осуждение актов агрессии; г) осуществление международного сотрудничества в различных сферах; д) осуществление международного сотрудничества исключительно в политической сфере; е) суверенное равенство всех членов; ж) исключительные права и полномочия СССР, Великобритании, США; з) право вмешательства во внутренние дела стран мира в целях урегулирования любых кризисных ситуаций; и) право вмешательства во внутренние дела стран мира исключительно в целях поддержания мира; к) высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея; л) высшим органом ООН является Совет Безопасности; м) постоянно действующим органом ООН является Генеральная Ассамблея; н) постоянно действующим органом ООН является Совет Безгласности; о) право Совета Безопасности применять санкции против агрессора; п) принятие решений в Совете Безопасности большинством голосов участников; р) принятие решений в Совете Безопасности единогласно; с) принятие решений в Совете Безопасности единогласно всеми его постоянными членами; т) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия; у) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия, Франция, Германия; ф) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США. Англия, Франция, Китай. Курсивом обозначены правильные ответы.
3. Договоры победителей с союзниками Германии. (2,. с. 154). Здесь предполагается широкое использование атласов и карт. В помощь учителю: Таблица 23
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |