КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура мировоззрения
3. 2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Основные проблемы, которые поднимают эти разделы: Онтология: 1. Как произошел мир 2. В чем закономерности мира
Социальная фил.: 1. Духовная жизнь общества 2. Проблемы политики, религии, экономики 3. Проблема техники
Гносеология: 1. Познаваем ли мир 2. Методы научного познания 3. Критерии истины
Решение этого вопроса существует в любой философской системе.
Основной вопрос философии имеет 2 стороны: онтологическую и гносеологическую.По сути, он решает, что такое мир? Первая сторона вопроса есть вопрос о первичности отношения сознания (духа, мышления) к материи (природе, бытию). Что первично, а что вторично: Материя или Сознание. Исходя из решения этой стороны в истории философской мысли сформировались три направления: Материализм, Идеализм и Дуализм.
1) Материализм – направление философии, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир существует сам по себе по объективным законам, потом появляется человек, наделенный уже сознанием, благодаря которому он познает мир. Следовательно, материя первична. А сознание – результат развития материи. Материя – это объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и данная нам в ощущениях.
Выделяют три формы материализма: · стихийный (наивный) материализм древней Греции (Представители: Гераклит, Демокрит и др.); не было естественнонаучных доказательств.
· метафизический материализм Нового времени (Метафизика – метод познания, который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности как неизменные и изолированные друг от друга. Метафизика «вырывает» объект из окружающего мира и рассматривает его вне связи с окружающим миром. В целом, как метод метафизика неприемлема, так как отсутствует представление о развитии мира, о взаимосвязи явлений. Мир-это часы, возникает механическая картина мира. Метафизика считает, что источник движения – только извне приложенная сила, если нет внешнего воздействия, то нет и самого движения. Метафизика сводит все развитие к изменению только количественных характеристик. Представители: Бэкон, Спиноза, Декарт и др.);
· диалектический материализм XIX в. (Диалектика – метод познания, который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности с точки зрения их взаимосвязи, противоречивости и развития. Диалектика считает, что источник движения (любого изменения объекта в пространстве или состояния) – противоречивость самого объекта. Диалектика рассматривает развитие как совокупность количественных и качественных изменений. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин).
2) Идеализм – направление философии, которое считает первичным сознание, идеальное, а материя – результат деятельности сознания. Идеализм делиться на две линии: объективный и субъективный идеализм.
3) Дуализм – направление философии, которое считает, что материальное и идеальное параллельно существуют в мире изначально, равноправные и независимые два начала в основании мира. Вторая сторона философского вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Это вопрос, который звучит так: · Можно ли познать мир? · Может ли сознание правильно отобразить материю? На этот вопрос в истории философии сформулированы следующие ответы: 1) точка зрения, что мир познаваем. Такие философы называются гностиками ( от науки гносеология). Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют материалисты. 2) точка зрения, что мир принципиально не познаваем, это агностики. Агностицизм – философское учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют идеалисты. (Объективный идеализм говорит, что мир познаваем частично, до тех пределов, до которых разрешает Сознание(или Бог), а субъективный идеализм спрашивает: как можно познать мир, если он у каждого в голове?). 3) точка зрения – скептицизм – знание у нас есть, но мы не знаем, являются ли эти знания истиной.
Духовный опыт человечества проявляет себя в трех сферах, древние греки называли их ликами: это Истина (в наше время это наука), Добро (или мораль, религии), Красота (или искусство). Философия находиться на стыке этих сфер. Существует 3 группы знания: 1. Обыденное знание (полученное из обыденного опыта); 2. Конкретно-научное знание (создается учеными, получают через обучение); 3. Мировоззренческое знание.
Основной вопрос философии, отношение человека к миру, смысл его бытия - это основа мировоззрения. Любой человек рождается в определенной культуре и впитывает мировоззрение этой культуры.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – общее понимание человеком мира и своего места в нем, а также понимание смысла своей жизни и деятельности (система взглядов, представлений, убеждений, концепция человека о самом себе и своем отношении к миру). Философия в этом случае – это категориальная рефлексия мировоззрения.
(Рефлексия в широком смысле - это самосознание, когда я сам в своем сознание отражаю свои деятельность. Категориальная рефлексия – это значит, что мы мыслим категориями, например, категории зла, добра, идеала и т.д.)
Мировоззрение есть у всех людей на разном уровне. Мировоззрение связано с ценностно-жизненными позициями. Оно не только совокупный результат, но и условия для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира. Без мировоззрения человек не может стать личностью, т.е. социальным существом. Мировоззрение не может развиться вне духовной и практической деятельности. Что касается субъекта, то им является каждый мыслящий индивид (как и группа в целом). Никто навязать свое мировоззрение человеку не может, он сам его формирует.
Мировоззрение – интегративное образование, оно включает в себя связанные межу собой звенья.
1. Исходное звено мировоззрения – это знания. Они могут быть обыденными и научными. Однако в мировоззрения входят только те знания. которые человек считает нужными для себя. 2. Наличие убеждений является показателем социальной зрелости личности. Они обозначают твердую уверенность человека в истинности своего представления. 3. Вера – это духовное состояние человека, психологическая установка. Чем меньше у человека веры во что – либо, тем труднее он переживает опасности мира. 4. Мировоззрение человека невозможно представить без надежды (единство знания и веры) и любви (это аккумулятор человека, милосердие, долготерпение) 5. Идеал – это образ желаемого будущего как программа действий (мечты) 6. Принципы – выражаемые идеи, правила поведения человека, (моральный кодекс). 7. Духовные ценности идеи, с помощью которых люди определяют предметы мира, как положительные или отрицательные. Они регулируют динамику соотношения деятельности человека. В различных формах мировоззрения представлен интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, который формирует познавательный, интеллектуальный и эмоциональный образ мира. Познавательный формирует мировосприятие, интеллектуальный – миропонимание, а эмоциональный на уровне настроения составляет мироощущение. Возникает формула мировоззрения: МИРОВОЗЗРЕНИЕ = мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) +миропонимание (это рациональное обоснование) +мировосприятие (это отношение человека)
Выявить специфику философского знания можно путем сравнения философии с другими формами общественного сознания, прежде всего с мифологией, религией, наукой, ибо в каждой эпохе может быть господствующий тип мировоззрения (например, в средневековье – это религиозное мировоззрение).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
Мировоззрение в истории общества существует в трёх формах: 1) Самое раннее, мировоззрение первобытного общества – мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это совокупность представлений о мире и человека в форме традиций, эпоса. Миф выступал как единая синкретичная форма сознания. Мифы – рассказ о тех взглядах, которые существовали ранее, не являются мифологическим мировоззрением. Интеллектуальное своеобразие мифа в том, что мысль выражается в конкретных образах, метафорах, например, зооморфизм в Египте. Отличие от философии: миф – это попытка объяснить мир иллюзорно. Тогда как философия требует доказательства. Смысл мифологического мировоззрения: а) Существует единственный реальный мир; б) Этот единственный мир – живой, одухотворенный (вместе с природой). Основа – эмоциональное отношение человека к миру. Преобладающая эмоция – страх (например, если дерево падает и задевает человека, значит, дерево плохо к нему относилось и т.п.). Не было понимания природы и процессов собственной жизни. Беременность и половой акт не связывали. Считалось, что детей даёт природа, души детей заключены в деревьях или камнях. Женщина, если хотела иметь детей, делала что-то приятное камням, и если не хотела – делала вид, что она старуха: ”Детские души, не вселяйтесь в меня”. Форма выражения мифологического мировоззрения – символы: например, дощечками обозначались души предков и т.п. Мифологическое мировоззрение до сих пор существует и встречается (философская и художественная школа Рерихов).
2) Религиозное мировоззрение складывается в раннеклассовом обществе. Содержание такого мировоззрения – удвоение мира. Религиозное мировоззрение пытается объяснить мир опираясь на веру в сверхъестественные силы, в надмировой разум, склонна к идеализации. Основа - вера в существование загробного мира (не обязательно в бога). Форма выражения – образы (в буддизме: нирвана – слепое белое пятно в яркой радужной оболочке, объект стремления каждого буддиста). Это мировоззрение называют еще догматическим или мистическим. Вне6шним проявлением его – это культ. Религиозные представление невозможно вывести из чувств, переживаний одного человека, это форма идеологии. Отличие от философии в том, что на первый план философия выносит интеллектуальный аспект, для нее характерно свободомыслие.
3) Философское мировоззрение - возникло на стыке предыдущих типов, для того, чтобы обобщить весь опыт познания мира в целом, сформировать целостную картину мира. Возникает в развитом классовом обществе, 2 центра возникновения: Восток (Индия и Китай) и Запад (Античная Греция). Философия – способ познания мира, который стремится к познанию предельных оснований всего существующего (что такое человек? Чем он отличается от всего мира? Что такое материя? Каковы предельные основания этого понятия?). Основа – логика. Форма выражения – понятия. Основные понятия – категории. Философское знание – элитарное (нет сиюминутной практической значимости).
Философия - теоретическая основа мировоззрения. Философия как мировоззрение – теоретическое решение мировоззренческих вопросов.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
· методологическая (обусловлена тем, что вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководить во всех сферах человеческой деятельности) · мировоззренческая (философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов) · конструктивная (способность прогнозирования) · идеологическая (выработка идеологии как системы взглядов той или иной социальной группы) · функция отражения культуры (философия является стержнем духовной жизни общества) · интеллектуальная (способность к теоретическому мышлению) и др.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |