КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10 Технологическая и организационная структура современного промышленного предприятия
1. Структурный подход в изучении организаций. 2. Основные виды организационных структур предприятий (линейные, линейно-штабные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, проектные, матричные, сетевые организационные структуры). 3. Функциональные подсистемы управления (ФПУ) организационной структуры современного промышленного предприятия. ФПУ производственными запасами. ФПУ производством. ФПУ технической подготовкой производства. ФПУ маркетингом. ФПУ качеством продукции. ФПУ инновациями. ФПУ персоналом. ФПУ социальной сферой и внутренней средой предприятия.
1. Структурный подход в изучении организаций
Любая организация как сложная хозяйственная система характеризуется вполне определенной структурой. Структура организации - это совокупность ее подразделений (структурных единиц) и фиксированных взаимосвязей между ними и ее работниками. Ее можно понимать как сложившуюся схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Эффективность структуры организации определяется действительными (формальными и неформальными) взаимосвязями, возникающими между структурными подразделениями и людьми; действующей политикой руководства и методами его влияния на человеческое поведение; полномочиями и функциями работников на различных уровнях управления. Структуры организаций характеризуются сложностью, формализацией, глубиной охвата контролем, департаментализацией, соотношением централизации и децентрализации, наличием горизонтальных связей. Изучение организации с этих позиций и составляет сущность структурного подхода.
Сложность организации как результат процесса разделения труда. Прежде всего необходимо отличать понятия величины и сложности системы. Величина системы характеризуется числом ее элементов и связей между ними, в то время как сложность - многообразием, неоднородностью свойств элементов и разным качеством связей. Указанные многообразие и неоднородность свойств структурных единиц обусловлены в первую очередь процессом специализации их деятельности, т. е. разделением труда. Рис. 17. Вертикальное разделение труда Различают вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальная дифференциация связана с отличиями в характере выполняемых функций в зависимости от занимаемого уровня управления (положения на иерархической лестнице) (рис. 17). Соответственно чем больше уровней иерархии в структуре организации, тем сложнее последняя.
Рис. 18. Примеры горизонтального разделения труда (фрагмент организационной структуры промышленного предприятия)
Горизонтальное разделение труда определяется различиями в выполняемых функциях между структурными единицами одного и того же уровня. Так, на рис. 18 приведены примеры горизонтального разделения труда на верхних уровнях управления. Соответственно, чем больше структурных единиц на одном уровне, тем сложнее структура организации. Необходимо отметить, что процесс углубления специализации (вертикального и прежде всего горизонтального разделения труда) имеет свои объективные пределы, связанные с негативной реакцией работников на растущую монотонность повторяющихся узкоспециализированных функций и вызывающие снижение производственной эффективности. Данное обстоятельство необходимо учитывать при проектировании структур организаций. Формальные и неформальные организации. Формальная организация - это заранее спланированная структура полномочий и функций в организации. Она характеризуется определенной степенью стандартизации (формализации) трудовых операций, предусматривающей выполнение четко определенных, регламентированных, директивно установленных, заранее предсказуемых действий. В то же время в составе любой реальной организации наряду с формальными связями действует и множество неформальных взаимодействий (дружба, взаимная симпатия, взаимовыручка, личная неприязнь, фаворитство, подкуп и т. п.). Так, в структурном подразделении может выделиться неформальный лидер, который так же, как и его официальный руководитель, будет обладать вполне реальной властью, влиянием. На поведение персонала значительное влияние могут оказывать групповые интересы, отношения соперничества или сотрудничества. Разумеется, эти неформальные связи существенно влияют на структуру организации, понимаемую в качестве совокупности всех связей между ее элементами. Охват контролем. Другой важнейшей характеристикой структуры организации является о хват контролем, трактуемый как размер команды (количество исполнителей или руководителей нижестоящих структурных подразделений), находящейся в подчинении одного руководителя (в ряде источников этот параметр называется нормой управляемости. Если организации присущ большой охват контролем, то ее структура принимает форму «плоской» колоколообразной фигуры. Если же охват контролем в организации невелик, то структура организации имеет вид «высокой» пирамиды. Департаментализация. Условия для рационального охвата контролем достигаются департаментализацией - подразделением всей организации на соответствующие структурные элементы (более или менее крупные единицы и подсистемы - департаменты, отделы, службы, цеха, участки и т. д.). В зависимости от принципа такого разделения различают функциональную, территориальную, производственную, проектную и смешанную департаментализацию. Функциональная департаментализация предполагает создание структурных подразделений (на одних и тех же уровнях), отличающихся друг от друга характером выполняемых ими функций (например, производственный, маркетинговый, финансово-экономический отделы). Пример функциональной департаментализации промышленного предприятия приведен на рис. 18. Территориальная департаментализация предполагает организацию структурных подразделений, однотипных по выполняемым функциям, но ориентированных на территориально удаленные друг от друга рынки (например, отделы маркетинга по Беларуси, России, Германии, Грузии и т. п.). Производственная департаментализация возможна там, где осуществляется выпуск разнообразной (диверсифицированной) продукции. В этих случаях организуются структурные подразделения, ориентированные на тот или иной конкретный вид продукции (например, отделы маркетинга товаров народного потребления, электродвигателей, электрогенераторов и т. п.). Проектная департаментализация возникает тогда, когда в организации создаются специальные временные подразделения - проектные группы, реализующие тот или иной конкретный проект (например, временные лаборатории внедрения вентильного электропривода, усовершенствования мачтовых трансформаторов и т. п.). В такие подразделения входят специалисты из различных функциональных подразделений (ученые, инженеры, экономисты и др.), которые после завершения проекта возвращаются на свои прежние места работы либо переходят в другие проектные группы. Смешанная департаментализация предполагает сочетание двух или более вышеупомянутых видов департаментализации. Централизация и децентрализация. Степень централизации и децентрализации власти является одной из наиболее важных характеристик организации и ее структуры. Под централизацией понимается сосредоточение власти в одних руках, когда все решения принимаются и контролируются на самом высшем уровне руководства, а подчиненные лишь исполняют директивы. В статичных условиях такая командно-контрольная организация часто весьма эффективна. Однако в условиях современных динамичных изменений внешней среды (в условиях конкуренции), когда требуется оперативное принятие решений, такие организации медленно приспосабливаются, плохо реагируют на запросы клиентов и изменения в ресурсном обеспечении, а потому принцип централизации власти в организациях становится неактуальным. Обеспечить выживание организаций в динамичных условиях можно посредством децентрализации - передачи (делегирования) некоторых полномочий с верхних уровней на низшие. Децентрализация предполагает, что: · большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии; · тактические решения, принятые на низших уровнях, более важны в силу того, что руководители низшего уровня, как правило, обладают наиболее подробной и свежей оперативной информацией; · уменьшается объем централизованного контроля, растет самостоятельность, инициатива и дух соревновательности персонала, увеличивается приспособляемость и выживаемость организации в целом.
Задание 3.6 Часто децентрализация и процесс делегирования полномочий трактуются как стремление высшего руководителя уйти от персональной ответственности и организовать круговую поруку. Предложите меры, которые при осуществлении децентрализации исключали бы подобное развитие событий. Горизонтальные связи в организации. Горизонтальными связями (в строгом смысле этого термина) называются взаимодействия между структурными подразделениями (и соответственно их руководителями), находящимися на одном и том же иерархическом уровне. В более общем смысле под горизонтальными связями можно понимать взаимодействия между любыми, напрямую не зависящими друг от друга подразделениями, находящимися на разных вертикальных линиях подчинения. Департаментализация, децентрализация, необходимость оперативной координации выполнения специализированных функций и динамичного реагирования на изменения внешней и внутренней среды хозяйственных систем выдвигают формирование горизонтальных связей в разряд важнейших тенденций развития современных организаций. Необходимо указать, что связи по горизонтали могут носить как неформальный, так и формальный характер (в последнем случае они являются важной предпосылкой для возникновения матричных организационных структур). Основные формы связей по горизонтали: · прямые контакты между руководителями по поводу решения общих проблем; · стойкое сотрудничество между двумя подразделениями по основным вопросам их деятельности; · создание временных целевых групп, состоящих из представителей различных подразделений и предназначенных для решения общих для этих подразделений задач; · создание постоянно действующих групп, предназначенных для разрешения периодически возникающих между подразделениями проблем; · создание специальных органов управления, «связующих» различные подразделения; · повышение связующей роли руководителя; · установление двойной ответственности за достижение желаемого результата.
Задание 3.7 Подумайте над тем, какие из перечисленных выше форм связей по горизонтали могут носить формальный и (или) неформальный характер.
2. Основные виды организационных структур
Существует множество разнообразных организационных структур - от стабильных образований с четко определенным составом подразделений и жесткими формальными связями между ними до динамичных построений со структурой, быстро меняющейся в ответ на запросы рынка. Рассмотрим основные виды организационных структур, помня при этом, что на практике в чистом виде они встречаются весьма редко, а число их различных модификаций - множество.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |