КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав отработавших газов двигателей
*мг/м3 Схема применима и для дизелей, только зоны образования NО, зародышей сажи не могут фиксированно привязываться по месту и времени в камере сгорания. Типичное содержание различных веществ в отработавших газах двигателей приведено в табл. 5. Вредные и токсичные вещества, содержащиеся в отработавших разах двигателей, в зависимости от механизма их образования можно разделить на группы: а) углеродсодержащие вещества — продукты полного и неполного сгорания топлив (СО2,СО, углеводороды, в том числе полициклические ароматические, сажа); б) вещества, механизм образования которых непосредственно не связан с процессом сгорания топлива (оксиды азота - по термическому механизму); в) вещества, выброс которых связан с примесями, содержащимися в топливе (соединения серы, свинца, других тяжелых металлов), воздухе (кварцевая пыль, аэрозоли), а также образующимися в процессе износа деталей (оксиды металлов). Рассмотрим подробнее механизмы образования тех из веществ, содержание которых в отработавших газах двигателей нормируется или предполагается нормировать в будущем. Моноксид углерода СО — образуется в ходе предпламенных реакций, при сгорании углеводородного топлива с некоторым недостатком воздуха, а также при диссоциации СО2 (при температурах более 2000 К). Образование СО является одним из принципиально возможных направлений реакций в механизме горения (окисления) углеводородов, которое можно представить как RH-R-RO2-RCHO-RCO-CO Реакция радикала RCO, приводящая к образованию СО, может протекать в результате одновременного взаимодействия с четырьмя компонентами: RCO + O2 OH˙ - CO +... O˙ H˙ что типично для бензиновых карбюраторных двигателей. В дизелях, работающих при α > 1, вероятность указанных превращений во фронте пламени мала и в отработавших газах содержится меньше СО, но в цилиндрах находятся дополнительные источники его появления: - низкотемпературные участки пламени стадии воспламенения топлива; - капли топлива, поступающие в камеру на поздних стадиях впрыска и сгорающие в диффузионном пламени при недостатке кислорода; - частицы сажи, образовавшейся в период распространения турбулентного пламени по гетерогенному заряду, в котором при общем избытке кислорода могут создаваться зоны с его дефицитом и осуществляться реакции типа 2C + O2-2CO Диоксид углерода СО2 является не токсичным, но вредным веществом в связи с фиксируемым повышением его концентрации в атмосфере планеты и его влиянием на изменение климата (см. гл. 5). Предпринимаются шаги по регламентированию его выброса объектами энергетики, промышленности и транспорта. Основная доля образовавшихся в камере сгорания СО окисляется до СО2, не выходя за пределы камеры, ибо замеренная объемная доля диоксида углерода в отработавших газах составляет 10—15%, т. е. в З00—450 раз больше, чем в атмосферном воздухе. Наибольший вклад в образование СО2 вносит реакция CO +OH˙ – CO2+H˙, которая является необратимой. Окисление СО в СО2 происходит в выпускной трубе, а также в нейтрализаторах (дожигателях) отработавших газов, которые устанавливаются на современных автомобилях для принудительного окисления СО и несгоревших углеводородов до С02 в связи с необходимостью выполнения норм токсичности. Величина выбросов СО2 зависит от физико-химических и тепло-физических свойств топлив (см. табл. 2) и их расхода. При использовании в качестве моторного топлива водорода в продуктах сгорания СО2 отсутствует. Углеводороды СхНу - несколько десятков наименований веществ, образующихся в результате: - реакций цепочно-теплового взрыва - пиролиза и синтеза (полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), альдегиды, фенолы); - неполноты сгорания в результате нарушения процесса горения (из-за прекращения реакций окисления углеводородов при низких температурах, неоднородности топливовоздушной смеси, пропусков зажигания в отдельных циклах или цилиндрах двигателя (несгоревшие компоненты топлива и масла)). Наиболее токсичны из углеводородов ПАУ. Максимальный уровень токсичности (агрессивность х концентрация) имеет бенз(а)пирен С20Н12. Гипотетическая реакция образования С20Н12 при пиролизе углеводородных топлив при температуре более 873 К может быть записана в виде: C6H2+3C2H2+4C2H – C20H12 где C6H2 - полирадикал, представляющий зародыш сажи; С2Н2, С2Н — элементные строительные блоки. Бенз(а)пирен образуется одновременно с сажей по сходному механизму, который рассматривается ниже. Твердые частицы включают нерастворимые (твердый углерод, оксиды металлов, диоксид кремния, сульфаты, нитраты, асфальты, соединения свинца) и растворимые в органическом растворителе (смолы, фенолы, альдегиды, лак, нагар, тяжелые фракции, содержащиеся в топливе и масле) вещества. Твердые частицы в отработавших газах дизелей с наддувом состоят на 68-75% из нерастворимых веществ, на 25-32% - из рас, растворимых. Сажа (твердый углерод) является основным компонентом нерастворимых твердых частиц. Образуется при объемном пиролизе (термическом разложении углеводородов в газовой или паровой фазе при недостатке кислорода). Механизм образования включает несколько стадий: - образование зародышей; - рост зародышей до первичных частиц (шестиугольных пластинок графита); - увеличение размеров частиц (коагуляция) до сложных образований - конгломератов, включающих 100—150 атомов углерода; - выгорание. Выделение сажи из пламени происходит при α=0,33—О,7. В отрегулированных двигателях с внешним смесеобразованием и искровым зажиганием (бензиновых, газовых) вероятность появления таких зон незначительна. У дизелей локальные переобогащенные топливом зоны образуются чаще и в полной мере реализуются перечисленные процессы сажеобразования. Поэтому выбросы сажи с отработавшими газами у дизелей больше, чем у двигателей с искровым зажиганием. Образование сажи зависит от свойств топлива: чем больше отношение С/Нв топливе, тем выход сажи выше. Важный процесс, определяющий уровень эмиссии сажи при горении, — ее выгорание в высокотемпературном турбулентном газовом потоке при температуре 850-920 К. В процессе выгорания являются значимыми диффузия и сорбция на поверхности конгломератов сажи твердых иглообразных образований ПАУ, что относит ее к классу опасных загрязнителей. Всостав твердых частиц кроме сажи входят соединения серы, свинца. Сера, содержащаяся в моторном топливе, во время горения интенсивно окисляется в SО2 по механизму, схожему с механизмом образования СО.Диоксид серы может окисляться (с существенно меньшей скоростью) до SОз по уравнению: SO2+0,5O2 – SO3 Далее происходит реакция SОз с парами воды, приводящая к образованию Н2О4, которая протекает на стенках при температуре ниже 815 К. Свинец в составе твердых частиц (из-за использования этилированных бензинов) присутствует в виде соединений галогенидов свинца, которые образуются по сходному механизму образования сажи. Оксиды азота NOx представляют набор следующих соединений: N2O, NO, N2O3, N2O4 и N2O5.Преобладает NО (99% в бензиновых двигателях и более 90% в дизелях). В камере сгорания NО может образовываться: 1) при высокотемпературном окислении азота воздуха (термический NО); 2) в результате низкотемпературного окисления азотсодержащих соединений топлива (топливный NО); 3) из-за столкновения углеводородных радикалов с молекулами азота в зоне реакций горения при наличии пульсаций температуры (быстрый NО). В камерах сгорания доминирует термический NО, образующийся из молекулярного азота во время горения бедной топливо - воздушной смеси и смеси, близкой к стехиометрической, за фронтом пламени в зоне продуктов сгорания. Преимущественно при сгорании бедных и умеренно богатых смесей (α > 0,8) реакции происходят по цепному механизму: O˙+N2 – NO+N˙ N˙+O2 – NO+O˙ N˙+OH˙ - NO+H˙ В богатых смесях (α < 0,8) осуществляются также реакции N2+OH˙ - NO+NH˙ NH˙+O2 – NO+OH˙ В бедных смесях выход NО определяется максимальной температурой цепочно-теплового взрыва (максимальная температура 2800—2900 К), т. е. кинетикой образования. В богатых смесях выход NО перестает зависеть от максимальной температуры взрыва и определяется кинетикой разложения. При горении бедных смесей значительно влияние на образование NО оказывает неравномерность температурного поля в зоне продуктов сгорания и присутствие паров воды, которая в цепной реакции окисления N2 является ингибитором. Высокая интенсивность процесса нагревания, а затем охлаждения смеси газов в цилиндре ДВС приводит к образованию существенно неравновесных концентраций реагирующих веществ. Происходит как бы замораживание (закалка) образовавшегося NО на уровне максимальной концентрации, который обнаруживается в выпускных газах из-за резкого замедления скорости разложения NО. Азотсодержащие составляющие топлива (амины, циклические соединения в виде пиридина, карбазола) являются важными источниками образования топливного NО уже при температурах 1300-1400 К, так как на это требуется энергии меньше, чем на разрушение связей молекулярного азота. Эти вещества легче вступают в реакцию окисления, чем атмосферный азот. Таким образом, в процессах горения топлив в топочных устройствах оксиды азота могут образовываться в зависимости от температуры по трем механизмам (рис. 9). Можно выделить четыре характерные зоны[7]: I (до Т<850 К, каталитическое окисление топлива) - NО не образуется; II (до Т<1500 К, горение в псевдоожиженном слое твердого топлива) — образуется преимущественно топливный NО; III (факельное горение в топках котлов) — до Т<2000 К образуется NО по всем трем механизмам, а при более высоких температурах основной компонент — термический NО; IV (T=2800—32ОО К, МГL-генераторs) — следует ожидать максимального выхода термических оксидов азота, концентрация которых будет на порядок больше, чем в существующих энергоблоках (1—1,5 г/м3).
Рис. 9 - Вклад отдельных механизмов образования NO в его общий выход[8]
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |