КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы муниципального права
Предмет муниципального права, его особенности. Муниципальное право как комплексная отрасль российского права
Предметом муниципального права являются отношения связанные с регулированием местного самоуправления. Данные отношения можно объединить в несколько групп. Деление в данной классификации осуществляется по институтам: 1. Организационные основы: терминология, принципы местного самоуправления, правовая основа местного самоуправления, полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления 2. Территориальные основы: административно-территориальное деление, муниципально-территориальное устройство, виды и статус муниципальных образований, образование, преобразование, упразднение муниципальных образований. 3. Компетенция муниципальных образований: вопросы местного значения. Полномочия органов местного значения, осуществление отдельных государственных полномочий. 4. Функциональные основы местного самоуправления: органы местного самоуправления, статус органов местного самоуправления, статус выбранных лиц местного самоуправления. 5. Участие населения в осуществлении местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, институт отзыва, собрания, конференции, сходы граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и др. 6. Экономические основы местного самоуправления: муниципальная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы и другие. 7. Ответственность местного самоуправления 8. Гарантии местного самоуправления. Данные отношения имеют ряд особенностей: 1) Они осуществляются на особом территориальном уровне (на муниципальном уровне). 2) Обязательным субъектом данных отношений всегда будет являться население. 3) Данные отношения носят комплексный характер. Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права. Для муниципального права характерно применение императивного и диспозитивного метода. В тех случаях, когда речь идет об отношениях обязывания или запрета основанием возникновения таких отношений, как правило, является властные предписания, поэтому в данных случаях применяются императивный метод. Императивный метод по большому счету не дает свободы выбора для сторон. Основанием отношений дозволения, как правило, является договор, при таких отношениях используется диспозитивный метод (есть свобода выбора, она должна быть в рамках закона). Для муниципального права свойственно применение этих двух методов в совокупности и поэтому муниципальное право относится как к отрасли частного, так и к отрасли публичного права. Муниципальному праву свойственны и свои методы: 1) Метод саморегулирования. Он связан с самостоятельностью местного самоуправления. 2) Метод гарантии. Государство предоставляет некие гарантии местному самоуправлению. Особенностью муниципального права является то, что ни один из этих методов не используется в качестве основного. Получается, что в муниципальном праве происходит синтез методов. Всё идет от того, что муниципальное право - это комплексная отрасль. А почему? – а потому что местное самоуправление самостоятельно! – ответ на все времена. Источники муниципального права (правовая основа местного самоуправления) 1) Федеральные источники муниципального права a. Конституция – основной источник муниципального права. Статья 12 Конституции задает самостоятельный характер местного самоуправления. Статья 3 Конституции устанавливает, что одной из форм осуществления власти народа является её реализация посредством органов местного самоуправления. Также местное самоуправление закрепляется в главе 8 Конституции, где местное самоуправление получает развитие в качестве одного из элементов гражданского общества. Глава 8 определяет территориальные границы местного самоуправления, закрепляет статус местного сообщества, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления. b. Нормы Конституции о местном самоуправлении развиваются в федеральном законодательстве. Федеральное законодательство о местном самоуправлении имеет ряд особенностей: 1) На сегодняшний день действует два федеральных закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года и от 6 октября 2003 года. Закон от 1995 года действительно регулировал общие принципы местного самоуправления. Закон 2003 года более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований к определению границ муниципальных образований, к вопросам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Указанный закон должен полностью вступить в силу с 1 января 2009 года. Новый закон ни на ком не был пробирован, это совершенно новый закон, реформаторский. Был установлен переходный период для вступления в силу нового закона. За время переходного периода местные власти должны были решить все организационные, правовые, финансовые и другие вопросы. Но не все смогли решить такие вопросы. Поэтому решили продлить переходный период до 1 января 2009 года. Но для тех субъектов, которые успели подготовиться к вступлению закона, закон вступает как это было предусмотрено первоначально. Поэтому на данный момент новый закон действует частично. 2) Данные законы являются базовыми в части регулирования муниципально-правовых отношений, однако, особенностью источников муниципального права является то, что в России существуют федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты местного самоуправления. Например, ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» или ФЗ «о муниципальной службе в РФ». Кроме того в РФ действуют федеральные законы регулирующие общественные отношения связанные с обороной, градостроительством, здравоохранением, образованием и так далее. Данные законы закрепляют полномочия органов местного самоуправления в соответствующих сферах (отраслевые законы). 2) Международные источники муниципального права Основным международным источником муниципального права является Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года. Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей. В преамбуле закреплены наиболее важные принципы местного самоуправления. Например, местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя. Полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное управление. Часть 1 хартии устанавливает, регламентирует статус местного самоуправления. Хартия закрепляет, что местное самоуправление должно осуществляться в интересах населения, устанавливает, что изменение границ территорий допускается только с учетом местного населения. Часть 1 Хартии устанавливает обязанность административного контроля за органами местного самоуправления, но в исключительных случаях и с целью обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Также Хартия устанавливает, что финансовые ресурсы, должны быть соразмерны полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того Хартия закрепляет право на судебную защиту органов местного самоуправления. Вторая часть Хартии содержит так называемые «прочие положения», главным из которых является то, что государства, вступающие в Хартию должны в своем законодательстве учесть, по меньшей мере, 20 пунктов из содержательной части Хартии. Из 20 пунктов 10 должны обязательно закреплять: · Принцип местного самоуправления · Осуществление местного самоуправления через представительные органы, сформированные путем выборов · Реальные полномочия органов самоуправления · Учет мнения населения · Правовую защиту местного самоуправления · Другие Третья часть хартии содержит процессуальные моменты: денонсация Хартии и другие. Для государства желающего вступить в Хартию, она вступает в силу в первый день месяца следующего по истечению трех месяцев считая с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты. Государство не может денонсировать Хартию в течение 5ти лет с момента её вступления её в силу в данном государстве. За 6 месяцев до денонсации государства должны направить предварительные уведомления Генеральному Секретарю Совета Европы. 3) Муниципальные правовые акты Введен в действие законом 2003 года. Определение муниципального правового акта дается в статье 2 Закона 2003 года. Можно выделить следующие виды муниципальных правовых актов: · По объекту принятия o Акты принимаемые по вопросам местного значения o Акты принимаемые по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий · По субъекту принятия: o Акты принятые населением o Акты принятые органами местного самоуправления o Акты принятые должностным лицом местного самоуправления · По юридической природе: o Акты устанавливающие общеобязательные правила o Акты имеющие индивидуальный характер
В любом случае муниципальный правовой акт является документально оформленным решением обязательным для исполнения на территории муниципального образования. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав муниципальных образований 2) Правовые акты принятые на местном референдуме (сходе граждан) 3) Правовые акты представительного органа муниципального образования 4) Правовые акты главы муниципального образования 5) постановления или распоряжения главы местной администрации 6) постановления и распоряжения иных органов и должностных лиц органов местного самоуправления Закон не включил в систему муниципальных правовых актов, акты принятые местной администрацией. В систему муниципальных правовых актов не могут входить законы. Муниципальные правовые акты нельзя отождествлять с локальными актами 14.09.08 Мун прав акты не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, иным НПА РФ, Конституции (Уставу), законам и иным НПА субъектов РФ. Порядок принятия, вступления в силу и опубликования МПА устанавливается уставом мун образования. В любом случае порядок опубликования МПА должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими этот акт либо судом. В части, регулирующей осуществление отдельных гос полномочий МПА могут быть отменены уполномоченным органом гос власти. Устав муниципального образования. Любое изменение в устав проходит ту же процедуру, что и устав. Устав является основным НПА мун образования. Признаки устава мун образования: 1. Устав обязателен для принятия в любом мун образовании: a. Некоторые вопросы организации местного самоуправления должны содержаться исключительно в уставе мун образования и ни в каком ином МПА b. При гос регистрации одним из обязательных документов должна быть заверенная копия зарегистрированного устава мун образования и копия свидетельства о его гос регистрации 2. Высшая юридическая сила в системе МПА, иные МПА не должны противоречить уставу мун образования 3. Устав мун образования имеет прямое действие; нормы устава действуют непосредственно; 4. Устав распространяется на территорию того мун образования, где он был принят; 5. Особое содержание устава – существуют вопросы, которые в обязательном порядке должны найти отражение в уставе мун образования (п1 ст.44 Закона от 2003 г.), так же существуют вопросы, которые могут быть закреплены в уставе (положение, когда устав был создан, кем закреплен и т.п.) 6. Особый субъект и особая процедура принятия устава. Устав мун образования может быть принят только представительным органом мун образования; устав не может быть принят на местном референдуме, в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек устав принимается на сходе граждан; устав считается принятым представительным органом, если за его принятие проголосовали не менее 2/3 депутатов от установленной численности; устав считается принятым на сходе, если за его принятие проголосовало большинство участников схода; процедура принятия устава не ограничивается актом голосования. Проект устава не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию представительным органом мун образования. Вместе с проектом устава официальному опубликованию подлежит порядок учета предложений по проекту устава, а также порядок участия граждан в обсуждении проекта устава. Наряду с данным обсуждением проект устава в обязательном порядке выносится на публичные слушания. 7. Государственная регистрация устава. Устав является единственным МПА, который подлежит обязательной гос регистрации. Процедура регистрации по своей сути представляет собой правовую экспертизу устава на соответствие его Конституции и законодательству. Регистрация осуществляется управлением Министерства Юстиции по соответствующему федеральному округу и его территориальному подразделению. Регистрация устава осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ. По закону 1995 г. регистрация осуществлялась в порядке, предусмотренном законом субъекта. Существует ФЗ от 21.07.05 г. «О гос регистрации уставов мун образований». Для гос регистрации устава главой мун образования в регистрирующий орган представляются сед документы (в 2-х экземплярах, в том числе и на электронном носителе): a. устав, который должен быть прошит, пронумерован, с печатью представительного органа; а если устав был принят на сходе, то с печатью местной администрации; b. Решение представительного органа или схода о принятии устава; c. Протокол заседания представительного органа или схода, на котором был принят устав; d. Сведения об источнике и дате официального опубликования проекта устава e. Сведения об источнике и дате официального опубликования результатов публичных слушаний Указанные документы отправляются не позднее 15 дней со дня принятия устава. Регистрация устава осуществляется в срок не позднее 30 дней с момента предоставления всех документов (максимальный срок). Отказ гос регистрации устава возможен по двум основаниям: (1) Противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, Конституциям (Уставам), законам субъектов РФ. (2) Нарушение установленного порядка принятия устава. Регистрация устава осуществляется путем присвоения уставу гос регистрационного номера, внесения устава в единый гос реестр уставов мун образований и выдача свидетельства о гос регистрации устава. Глава мун образования обязан официально опубликовать устав после его гос регистрации и устав вступает в силу только после его официального опубликования (дается возможность для злоупотребления правом – обязанности публиковать устав у главы есть, а срок, в течение которого он должен это сделать не указан). В течение пяти дней после опубликования глава мун образования обязан представить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования устава мун образования.
Территориальная организация местного самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |