Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Проблема сознания

 

1. Типы и формы отражения. Происхождение сознания, его биологические и социальные предпосылки.

2. Идеальное как специфическое отражение материального мира и продукт сознательной деятельности человека.

3. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

 

11.1. Проблема сознания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, его происхождение связано с появлением человека и человеческого общества.

Предпосылкой возникновения сознания явилось свойство отражения (См. схему: Типы и формы отражения).

Отражение можно определить как процесс и один из результатов действия одной материальной системы (отображаемой) на другую (отображающую), представляющий собой воспроизведение в иной форме особенностей первой системы во второй системе.

Отражение на уровне неживой природы является пассивным. Однако именно на данном уровне отражения имеются необходимые предпосылки появления активного отражения в процессе усложнения организации взаимодействующих систем. Такой предпосылкой является избирательность отражения, определяемая избирательностью реакции отображающей системы на те или иные внешние воздействия. Например, в химическую реакцию вступают не все вещества, а строго определенные.

На уровне отражения в живой природе наблюдается эволюция фактора активности. В органическом мире отражение имеет уже не пассивный, а приспособительный характер. Приспособительный характер органического отражения проходит различные ступени в своем развитии. Простейшей формой отражения в органической материи является раздражимость, наблюдаемая у одноклеточных, которая является способностью организма реагировать на внешние раздражения изменением положения, формы, химизма тела и скорости его движения. На более высоком уровне органического мира раздражимость переходит с чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Способность ощущать присуща представителям животного мира, включая человека. Эта способность базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей механизм, посредством которого живой организм отвечает на воздействия внешнего мира.

 

Схема. Типы и формы отражения

Характер отражения Типы (уровни) отражения Формы отражения Примеры
Пассивный Отражение в неживой природе Механичес­кое Физическое Химическое Следы животных на песке Механическая деформация Отражение предметов в воде, Эхо Изменение цвета лакмусовой бумаге в щелочном и кислом растворах
Биологическое Адаптация, ведущая к приспособлению живых организмов к среде Отражение в живой природе Раздражимость Рефлексы (условные и безусловные) Элементарная психика животных Сужение зрачка при ярком свете   Пищевые, оборонительные, строительные и др. инстинкты и рефлексы, обеспечивающие сохранение и развитие вида   Обман лисой и др. животными охотника
Активный Социальное (осознанное) отражение Чувственное познание     Логическое познание Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения; восприятия; представления   Понятия, суждения, умозаключения

 

базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей механизм, посредством которого живой организм отвечает на воздействия внешнего мира.

У позвоночных животных возникают элементарные формы психики. Психика – это все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление). Вместе с тем, психика - это психические состояния (эмоции, настроение, бодрость, усталость и т.д.) и психические свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т.д.).

У позвоночных животных психическая деятельность проявляется в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия.

Обычно у животных различают два типа поведения: 1) инстинктивное поведение, базирующееся на безусловных рефлексах; 2) индивидуально приобретенные поведенческие навыки, основывающиеся на условных рефлексах.

Инстинкт – видовое приспособительное поведение, в основе которого лежат врожденные безусловные рефлексы, посредством которых осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие инстинкты: пищевой; самосохранения; размножения; родительский; ориентировочный; общения (стадный, стайный).

По мере того, как животное вступает в контакт в различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условные рефлекторные связи.

Образование условных рефлексов у позвоночных животных ведет к усилению приспособительного значения отражения, то есть к дальнейшему увеличению степени активности отражения. У высших позвоночных животных можно обнаружить элементарное мышление, хотя следует отметить, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека.

В процессе эволюции психическая форма отражения постепенно развилась в качественно новую форму отражения – сознание. Предпосылкой превращения интеллекта и психики животных в сознание является трудовая деятельность.

Таким образом, труд является решающим фактором становления и развития человека и его сознания. Человек сознательно изготавливает и применяет орудия производства и в этом качественное отличие его трудовой деятельности от предметной деятельности животных.

Орудийная деятельность способствовала объединению людей в общество. Совместная трудовая деятельность привела к возникновению языка как средства общения, сформировалась вторая сигнальная система, отличающая человека от животного. Вторая сигнальная система – специфическая, физиологическая основа человеческого сознания, представляющая собой единство рефлекса и слова. Например, слово «пожар» - не просто сигнал, а сигнал сигнала.

11.2. Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе которых эти образы сформировались. Но, отличаясь от материального, идеальное органически связано с ним. Идеальное возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств человека и существует только в материальном – в мозгу чувствующего субъекта.

Понятие «идеальное» используется в философии для обозначения того способа существования, который характерен для содержания образа, то есть представленности в образе объективной реальности. Идеальное существование образа представляет собой определенную субъективную реальность, реальность отражения действительности человеком. Эта реальность отражения проявляется в возможности будущего действия, в существовании проекта действия на основе образа.

Субъективность образов означает их принадлежность конкретному субъекту (человеку или социальной группе). Поскольку создаваемый в процессе отражения идеальный образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного пути, его социального опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций.

Субъективность идеального образа означает также приблизительное соответствие отражения отражаемому: отражение воспроизводит свойства и черты объективного мира в зависимости от отражательных способностей конкретного субъекта. К примеру, различными были способности Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Субъект по своей природе активен. Активность сознания связана с деятельностью человека. Активность сознания направлена, прежде всего, на познание внешнего мира, что проявляется в избирательности и целенаправленности познавательной деятельности.

Исходным моментом отражательной способности человеческого сознания является целеполагающая деятельность. Человек не только преобразует в процессе трудовой деятельности природные материалы, но и одновременно реализует свою цель. Таким образом, прежде чем действовать, субъект ставит определенную цель, определяет пути и средства ее достижения, принимает решение совершить соответствующие действия и т.д. Совершая те или иные целенаправленные действия, субъект превращает идеальные образы в реальность, превращает, таким образом, субъективное содержание своего сознания в объективное.

Именно в целеполагающей деятельности человека, направленной на преобразование внешнего мира в интересах его самого и общества в целом заключается активность сознания, являющегося высшей формой отражения, возникшей в результате длительной эволюции материи.

Сознание, будучи отражением внешнего мира, обладает творческим характером и, воздействуя на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества.

11.3. С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной личности. Общественное сознание включает в себя знания, взгляды, общие для многих людей. Носителями (субъектами) общественного сознания являются отдельные индивидуумы и социальные группы.

Индивидуальное и общественное сознание различаются и по своему содержанию. Каждый в отдельности индивид ограничен конкретными условиями своей жизни и деятельности, и потому не в состоянии охватить своим сознанием все общественное бытие. Общественное сознание, будучи продуктом духовного творчества социальных групп, является по сравнению с индивидуальным более разнообразным, богатым по содержанию образованием, отражает действительность глубже всестороннее. Индивидуальное сознание формируется каждой личностью заново, в то время как общественное сознание передается от одного поколения к другому. По этой причине индивидуальное сознание неизбежно уже по своему объему, беднее по содержанию, чем общественное сознание.

Во взаимодействии индивидуального и общественного сознания ведущей стороной является общественное сознание. Оно проникает в индивидуальное сознание через средства массовой информации, в процессе образования и воспитания. Оно внедряется в индивидуальное сознание через сознание социальных групп и коллективов, участником которых является тот или иной индивид.

Процесс проникновения содержания общественного сознания в индивидуальное есть, с одной стороны, сознательно направляемый процесс, поскольку он осуществляется через процессы образования и воспитания. С другой стороны, этот процесс проникновения является стихийным, неконтролируемым процессом, поскольку влияние общественного сознания во многом неконтролируемо.

Общественное сознание является чрезвычайно сложным образованием, характеризующимся многообразием элементов и сложностью структуры. Анализируя структуру общественного сознания в нем можно выделить два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание.

Обыденное сознание порождается условиями жизни общества. В нем выражаются повседневные нужды и потребности. Обыденное сознание ограничено рамками повседневной жизни. В отличие от обыденного сознания, теоретическое сознание выходит за рамки жизненного опыта людей. Оно стремится выразить сущность общественных явлений.

Качественное различие между обыденным и теоретическим сознанием состоит в том, что обыденное сознание останавливается на поверхности явлений, а теоретическое – стремится раскрыть закономерности существования общественной жизни. Поэтому обыденное и теоретическое сознание образуют как бы два уровня или слоя общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание постоянно взаимодействуют друг с другом. Возникновение обыденного и теоретического сознания является результатом общественного разделения труда на труд умственный и труд физический.

По своему содержанию обыденное сознание представляет сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, повседневных взглядов и мировоззренческих установок. Обыденное сознание оперирует не теоретическими формулами, а обиходными формами. Концентрируясь вокруг непосредственных нужд и забот человека, обыденное сознание осмысляет мир под углом зрения практической полезности.

Теоретическое сознание не изолировано от обыденного, оно возникает на той же практической основе. Если бы теоретическое сознание не имело выхода на практику, то оно вращалось бы в замкнутом круге абстрактных определений. Теоретическое сознание критически анализирует обыденное сознание, стихийно сложившиеся взгляды и представления, подводит под них определенную научную основу, активно влияет на общественное мнение и общественную психологию.

Общественная психология составляет такую сторону общественного сознания, которая проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, традициях, идеалах, убеждениях, общественных настроениях, мнениях, авторитетах, моде и т.д. Общественная психология возникла в глубокой древности, когда общественное сознание было непосредственно включено в практическую жизнь общества. Механизм общественной психологии первобытного общества был направлен на согласование деятельности на основе единых интересов. По мере усложнения структуры общества появилась потребность в создании общественной идеологии, которая развивается как специализированное сознание, вырабатываемое отдельными теоретиками, и получает распространение в зависимости от доступа масс к образованию.

Общественная психология существует как массовое сознание, которое формируется стихийно всеми членами общности и получает распространение среди членов этой общности, побуждая их к деятельности. Массовое сознание устойчивых социальных групп называют психологическим складом или социальным характером, который представляет собой совокупность устойчивых психологических свойств, отличающих одни социальные группы от других.

Специфика общественной психологии состоит в том, что она выступает как сознание социальных общностей и выражает повседневные интересы людей, благодаря чему она содействует приспособлению масс к существующим общественным отношениям.

Общественная идеология, также как и общественная психология, обусловлена разделением труда в обществе и порождена общественными потребностями. Она одинаково необходима всем социальным слоям и группам, противоположностью интересов которых и вызвано ее возникновение. Главной чертой идеологии является ее деятельностная сторона, которая состоит в осознании и осуществлении основного группового интереса, его обосновании, укреплении и защите.

Взаимодействие общественной психологии и идеологии осуществляется в отдельных формах общественного сознания (политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, национальное сознание и пр.), выполняющих идеологические и психологические функции. При этом каждой форме общественного сознания свойственны специфические для нее способы связи с действительностью (духовные средства, учреждения и организации), с помощью которых осуществляются идеологические и психологические функции.

Тема 12. Учение об обществе (социальная философия)

 

1. Понятие общества.

2. Культура и цивилизация.

3. Типология культуры

 

12.1. Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и отношений, различные проблемы социальной жизни и философские воззрения на них, называется социальная философия (от лат. societas – общество). Общество является частью действительного мира, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей.

Понятие общества в истории философии претерпело серьезные изменения. Так распространенным представлением об обществе было определение его как совокупности человеческих индивидов. Такой точки зрения придерживался, например, древнегреческий философ Аристотель, утверждая, что объединение людей в общество происходит для удовлетворения «социальных инстинктов». Данная точка зрения на общество была популярна не только в античности. Значительно позже, в XVIII веке французские просветители Ж.-Ж. Руссо, Гоббс также полагали, что общество – совокупность индивидов. Однако они считали, что люди объединяются с целью взаимного контроля над собственными действиями. Такая позиция являлась выражением бытовавшей довольно длительное время в истории философии (с XVII – до начала XIX), иногда имеющей место и в наши дни теории «общественного договора». Данная концепция была популярна в социальной философии и теории права в силу того, что она объясняла возникновение государства не божественным провидением, не действием каких-либо сил, невидимых и непостижимых, а вполне реальной, естественной причиной – необходимостью соглашения между людьми.

Против теории «общественного договора» выступали философы еще в XIX веке. Это, например, О. Конт, основатель нового направления в научном знании – социологии. Конт утверждал, что истоки общества состоят в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем. К.Маркс также был противником «теории общественного договора». Он противопоставил ей другую теорию – общественно-экономических формаций, согласно которой в основе того или иного типа общества лежит тип производственных отношений. Таких типов выделяется 5: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социализм – его первая стадия). В основе этой концепции лежит понимание общества как совокупности всех общественных отношений.

12.2. Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоречий в экономической, социальной сфере, с утратой личной перспективы, со сменой ценностных ориентаций в условиях бурного научно-технического прогресса в XX веке.

Понятие цивилизации впервые было упомянуто американским этнографом Л. Морганом в работе «Древнее общество». Цивилизация– это, по Моргану, ступень общественного развития, пришедшая на смену варварству и характеризующаяся появлением моногамной семьи, смены родовой организации политической, разделением общества на классы.

До сих пор не выработано единого понятия цивилизация. В самом общем виде под цивилизацией понимают ступень общественного развития, которая характеризуется специифической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений.

В зависимости от выделения того или иного признака можно дать различную типологию цивилизаций. Так по технико-технологическому базису различают земледельческую, индустриальную, информационно-компьютерную степени цивилизации. В информационном обществе социально-экономические и культурные сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения и распространения информации среди членов этого общества. Основными признаками информационной цивилизации являются создание и широкое распространение суперкомпьютеров и микропроцессоров. В таком обществе доминирует приобретение новых знаний, овладение ими в процессе непрерывного образования, а также их технологическое и человеческое применение (в медицине, здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т.п.). В настоящее время на уровень информационной цивилизации вышли наиболее развитые страны мира.

Понятие культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) означает, прежде всего, отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Культура предстает в продуктах материального и духовного труда общества или человека, в системе социальных норм, в духовных ценностях. Но главным в определении культуры является то, что культура - это есть самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его преобразовательной деятельности, факт становится фактом культуры только тогда, когда она рассматривается со стороны своей человеческой значительности и ценности.

В XIX веке в социальной философии впервые возникла тема кризиса культуры. В начале XX века вышла знаменитая книга немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы», в которой он заявил, что культура Запада находится в упадке, ее связь с традициями общества распалась и восстановить ее уже невозможно, «золотой век» Европы позади, и теперешняя цивилизация является завершающей стадией культуры. В данной интерпретации очевидно, что культура и цивилизация противопоставлены друг другу. Закат Европы, по Шпенглеру – это невозвратная утрата целостного бытия (бытия культуры), поскольку цивилизация в своем развитии обращается против человека. Философы начала XX века указали на те тенденции в развитии общества, которые проявляются в наши дни. Для нашей эпохи характерно взаимодействие Востока и Запада, встреча и стирание граней между различными культурами, универсализм цивилизации.

12.3. Историческим типами культуры являются исторически сложившиеся системы культурных ценностей, соответствующие разным уровням цивилизационного и формационного развития общества. Кроме того, различают типы (формы) культуры, соответствующие разным социальным общностям и институтам:

1. общечеловеческая культура.

2. народная, массовая, элитарная культуры;

3. национальная, конфессиональная, профессиональная, возрастная культуры;

4. классовые культуры;

5. западная и восточная культуры, евразийская культура России;

Культура России является диалоговой культурой. Диалогом культур называется процесс взаимопроникновения культурных ценностей, присущих разным социумам. Находясь на стыке двух цивилизаций – Запада и Востока, Россия испытала влияние во многом противоречащих друг другу культур – западной и восточной. С запада в Россию пришло христианство в его восточном, византийском варианте. Совокупность ценностей, переданных по наследству Византией России и славянским нардам, называют православной культурой. Главное, что дало России христианство – это письменность, книжная культура. В то же время Россия испытала такое влияние Востока, какое не могла испытать ни одна страна Европы. Находясь между двумя культурами и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и, после петровских реформ, элементы западного индивидуализма, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности. В начале 20-х гг. ХХ в. возникло евразийство, как особая концепция социокультурного места России в диалоге двух культур.

В России можно обнаружить как западные истоки (рационализм, индивидуализм, уважительное отношение к личности), так и восточные корни (мистицизм, суеверие, патернализм, протекционизм), но они часто разобщены, что является причиной конфликтных мнений о роли России в мировом цивилизационном процессе («западники» и «славянофилы», «либералы» и «почвенники»). Но все едины в том, что Россия призвана способствовать диалогу Запад-Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, сочетающие идеи гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности, высокой духовности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Учение о развитии | Тема 13. Природа человека и смысл его существования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.