Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность субъектов политического процесса

1. Понятие и типология субъектов политического процесса.

2. Личность как субъект политического процесса.

3. Социально-этнические общности как субъекты политики.

1. Раскрывая свое содержание через реальные формы исполнения политическими субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные её изменения, переход от одного состояния к другому.

Реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером.

Политический процесс выражает определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете её главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Подробнее рассмотрим структуру политического процесса в целом, отметив, что она включает:

- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);

- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественныедвижения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

Субъект частного политического процесса - это, другими словами, инициатор этого процесса. Это может быть институт (орган) политической власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже индивид. Для понимания сущности и развития процесса необходимо определить статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.

Основное различие между субъектами обеих разновидностей политического процесса тесно связано с различиями между самими этими разновидностями и заключается в способности инициировать и развивать процесс, способный оказать влияние на все общество и ведущий к смене состояния его политической системы. Если такая способность налицо, то мы имеем дело с субъектом общего, а не частного политического процесса. Поэтому государство в целом, социальные, этнические, конфессиональные группы, правящая элита и контрэлиты выступают в качестве субъектов общего политического процесса, а институты политической власти, партии, движения, электорат и индивиды являются в зависимости от ситуации субъектами и общего, и частного политического процесса.

Следует различать субъект и участников политического процесса. К обеим категориям могут относиться и различные общественно-политические институты, и организации, и государство (государства), и политические партии, и индивиды, и т.д. Но они будут субъектами, а не только лишь участниками в том случае, если способны осознанно инициировать, направлять и прекращать политический процесс. В то же время нередко непросто провести четкую грань между ними.

В сущности, все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов оказать влияние на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача субъектов различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

2. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия потенциала и возможностей человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократизации управления, отделению функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Достижение массового участия людей в политическом процессе в значительной мере зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией взаимодействуют социология и психология.

В политологии по этому вопросу высказывались различные суждения. Американский политолог Г.Лассуэлл в рамках бихевиористской школы выдвинул теорию, которая объясняла присущее многим людям стремление к политическому лидерству. Суть её заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, все же не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка, наоборот, тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает её возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более адекватного понимания вопрос о мотивации политической деятельности следует рассматривать в более широком социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - реализовать свой интерес, в третьем - морально-политическую обязанность.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижение им определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В западноевропейских и американских политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, выдвигается тезис о том, что чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не относятся ни к бедному, ни к богатому полюсам общества; резкая имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима, основу гражданского общества и правового государства.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. Политолог С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

В то же время следует отметить, что достаточно богатые традиционные общества, например, в государствах Аравии, обеспечившие своим гражданам очень высокий уровень жизни (во многом благодаря доходам от нефти) не вписываются в эту схему. С точки зрения западной политологии их сложно отнести к демократическим режимам, тогда как к богатым обществам они, безусловно, относятся. Следует отметить и то, что практический анализ политических процессов в обществах с другой политической культурой, нежели активистская американская, показывает, что, скажем, во многих государствах СНГ граждане, наиболее близкие к понятию "средний класс" (и по уровню доходов, и по уровню образованности, и т.д.), не отличаются электоральной активностью как способом политического участия, в то время как именно в среде социально незащищенных слоев общества формируется т.н. "протестный электорат", активно участвующий в выборах.

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация, или она будет отдавать предпочтение авторитарным и тоталитарным идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать так, что неграмотный (либо малообразованный) человек стоит вне лично осознанной политики, являясь манипулируемым объектом политических действий, а не субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован. Но такой вывод более справедлив по отношению к активистской политической культуре в контексте либерально-демократического режима. При этом спорным является тезис о том, что более образованная личность одновременно и более предрасположена к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. Практика не подтверждает подобную, казалось бы, вполне логичную взаимосвязь.

Политолог В.Кей наиболее полно изложил характерный для западной политологии взгляд на взаимосвязь уровня образованности и политической активности гражданина, выявив влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: 1) у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; 2) у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; 3) чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; 4) образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет не просто участвовать в политике, а активно участвовать. Этот подход более справедлив для западной политической системы.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

3. В политологии важным субъектом политического процесса признается этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

В мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла, но при этом имеет неоднозначный характер в различных регионах мира.

В ряде стран Африки и Азии наблюдаются до сих пор масштабные национальные столкновения со значительным числом жертв. Следует отметить, что такие конфликты носят очень сложный характер, и национальный вопрос является лишь одной из этих сторон. Нередко национально-этнический фактор тесно переплетен в их структуре с религиозным (конфессиональным) фактором.

Европа демонстрирует миру одновременно ряд процессов: экономическую и политическую интеграцию в рамках расширяющегося Европейского союза, регионализацию в рамках интегрирующихся государств и всплеск национально-религиозных конфликтов в основном в Восточной Европе, где во многом национализм определяет политические движения.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуются и соседствуют с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

Близким к объединительному, но не тождественным является процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с числено преобладающим этносом. В рамках многонационального государства находится межэтническая интеграция, т.е. экономическое, социальное и другие формы взаимодействия сложившихся этносов в рамках общей государственности.

В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов.

Современная политология определяет национальный вопрос как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-эконмическое разрешение. Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Этнические конфликты во многом являются следствием социально-экономических условий развития этноса.

Анализируя вековой опыт попыток решения этнических проблем, можно сделать следующие выводы:

1) национальные споры должны решаться на основе переговоров;

2) национализм никогда не приводил к благосостоянию граждан, но почти всегда - к войне;

3) наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

Государство должно гарантировать благоприятные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом воздействие средств массовой информации, законодательные акты и т.п. Можно определить следующие демократические принципы разрешения национального вопроса:

- право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права - территориальной целостности государства);

- автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающего этноса;

- приоритет прав личности;

- равноправие этносов, проживающих на одной территории.

Существуют определенные государственно-правовые формы решения этнических проблем:

- создание автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания);

- создание федеративного государства (Индия, Швейцария и др.)

В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации.Нами подробно рассмотрены две категории субъектов политического процесса - личность (индивид) и социально-этническая общность. Рассмотрению иных субъектов политического процесса - государства, элиты, контрэлит, институтов политической власти, политических партий, общественных движений и др. - посвящены другие темы курса "Политология".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы развития частного политического процесса | Политические идеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.