КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хозяйственный механизм организаций культуры
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ - совокупность организационных структур и методов управления ими, а также правовых норм, с помощью которых реализуется процесс производства. Основное требование к хозяйственному механизму – согласование интересов государства, организации и отдельного работника. Базисной характеристикой хозяйственного механизма является степень самостоятельности хозяйствующего субъекта, проявляющаяся через их права и обязанности. Для организаций культуры на протяжении всей истории Советского государства была характерна небольшая степень хозяйственной самостоятельности или ее отсутствие вообще. Эволюция хозяйственного механизма культуры: Буквально с первых лет установления советской власти началась складываться система жесткого подчинения всех организаций культуры государству. Тогда они были лишены права принимать решения относительно как финансово-хозяйственной, так и творческой деятельности. В годы НЭПа (1922-1927) произошло частичное возрождение частного сектора в культуре и попытка перевода организаций культуры на самоокупаемость. С конца 20-х годов до середины 60-х произошло восстановление жесткой централизованной системы управления отраслью культуры. Партийно-государственный аппарат подчинил все стороны деятельности организаций культуры и усилил хозяйственный и идеологический диктат. С середины 60-х до конца 80-х годов началась попытка усиления роли экономических инструментов управления. Организациям культуры предоставлена относительная экономическая свобода, при этом они приравниваются к предприятиям. В основе измерения эффективности становятся количественные показатели деятельности. Конец 80-х – конец 90-х годов – частичный переход на новые условия хозяйствования (хозрасчет и самоокупаемость). Появление частных организаций культуры 2000-2004 гг. – сужение хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в обмен на гарантированное бюджетное финансирование. С 2004 года – курс на сокращение количества бюджетных учреждений и появление новых организационно-правовых форм организаций культуры и искусства, наделенных большей хозяйственной самостоятельностью.
Сегодня можно выделить 4 типа хозяйственного механизма в культуре: Частные коммерческие организации (культурно-развлекательные комплексы, концертные залы, издательства, телекомпании и т.д.) Государственные коммерческие организации (реставрационные мастерские, предприятия, выпускающие товары культуры, промыслы ДПИ и т.д.) Частные некоммерческие организации (частные библиотеки, музейные коллекции, любительские объединения и т.п.) Государственные некоммерческие организации (клубные учреждения, музеи, библиотеки и.т.п.)
5. Собственность и иные вещные права. Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства предполагает его обязательное присвоение. Присвоение в своем историческом развитии проходит разные формы – от простейших «отобрать», «украсть», «отвоевать» до своей наиболее развитой и цивилизованной формы – формы собственности. Собственность – это полная форма присвоения отдельных элементов национального богатства, основанная на исключительно законном способе их приобретения. Виды собственности: 1. Государственная (собственность РФ и собственность субъектов РФ) 2. муниципальная (собственность муниципальных образований) 3. Частная 4. и иные формы собственности
Собственнику принадлежат права: Владения (реального обладания имуществом) Пользования (присвоения полезных результатов) Распоряжения (возможность уничтожить вещь, изменить ее состав, уступить другому лицу). Права владения, пользования и распоряжения имуществом могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками данного имущества. В данном случае речь идет о т.н. ограниченных вещных правах. Ограниченными вещными правами на имущество пользуются предприятия и организации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Т.о. образом они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а его собственником остается государство или муниципальное образование. Государственные (муниципальные) предприятия и организации могут быть 2 типов: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие – это государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Некоммерческие – это государственные и муниципальные учреждения. Повторю, оба типа организаций не являются собственниками имущества, а распоряжаются им на основе ограниченных вещных прав. Но для коммерческой и некоммерческой организации – свой тип ограниченного вещного права. Унитарные коммерческие предприятия распоряжаются имуществом на основе права хозяйственного ведения. Основное условие, на котором собственник передает имущество унитарному предприятию – это получение части прибыли от использования имущества. А некоммерческие организации, т.е. учреждения, пользуются правом оперативного управления. При этом оно может использовать имущество только в соответствии с целями своей деятельности.
Государственные (муниципальные) предприятия и организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, на основе ограниченных вещных прав: 1) государственным и муниципальным унитарным (т.е. коммерческим) предприятиям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Предприятие не имеет право распоряжаться недвижимым имуществом (сдавать в аренду, вносит в залог и т.п.) без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно. Собственник имеет право на получение части прибыли. 2) Государственные и муниципальные учреждения (т.е. некоммерческие организации) владеют, пользуются и распоряжаются имуществом на основе права оперативного управления. Учреждение может использовать имущество только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Права хозяйственного ведения и оперативного управления не прекращаются при смене собственника (например, при передаче объекта из государственной в муниципальную собственность).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |