Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфическим явлением при межличностном восприятии играют стереотипы восприятия




Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии "группы, работающей над исследовательским проектом", и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый — значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие "группа" в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, "все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет". Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы "претендента на должность": если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали "претендентов" (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип "старые люди дряхлеют и много болеют" приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию и самооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т.д.

 

В практической жизни любого человека, особенно, если по роду своей деятельности он много общается с людьми, бывает нужно быстро составить представление об основных особенностях лич­ности человека и о его состоянии в момент общения. Это пред­ставление может помочь правильно понять поведение человека, а также организовать собственное. Каждый из нас всегда строит та­кие представления о других исходя из личного опыта. В зависимо­сти от богатства этого опыта и умения его использовать они быва­ют более или менее верными.

Источниками информации о психике личности могут служить его внешность и любые проявления его поведения, особенно про­извольные действия и речь человека, но ее анализу посвящено много пособий.

Индивидуальность объединяет в себе все отличительные черты данного человека, как психологические, так и биологические и социальные. Поэтому, с одной стороны, отдельные проявления тех или иных черт могут служить своеобразными «окошками», через которые можно увидеть наиболее целостную картину психики лич­ности. Но, с другой стороны, очень сложно описать человека со­вершенно точно, полностью предсказать его поведение даже с помощью специальных длительных исследований. Тем более невоз­можно сделать это на основании нескольких быстрых наблюдений.

Методы анализа индивидуальности и ее состояний, которые будут рассмотрены в настоящей главе, имеют, кроме несомнен­ных достоинств, ряд ограничений. Если не учитывать эти ограни­чения, можно совершить много ошибок и сделать неправильные выводы:

·ориентироваться на комплекс признаков, не упуская деталей. Нельзя делать выводы на основе одного признака, необходимо комплексное наблюдение. Наиболее яркие, бросающиеся в глаза детали внешности и поведения могут навести на определенные мысли, задать направление поиска. Но нельзя пренебрегать «ме­лочами», особенно противоречивыми. Именно поиск причин про­тиворечий может помочь сделать правильные выводы. Все после­дующие пункты являются частными случаями этого, но все-таки имеет смысл подчеркнуть некоторые моменты;

·не путать физиологию с психологией. Необходимо отличать вне­шние проявления индивидуальности и ее психологических состо­яний от вынужденного поведения, вызванного физиологически­ми причинами. Например, осанка, свобода или скованность дви­жений могут определяться состоянием позвоночника; наклон го­ловы при разговоре — состоянием мышц шеи или неодинаковым слухом у разных ушей; прищуривание, отведение взгляда — недо­статками зрения или слишком ярким освещением; суетливость или, наоборот, вялость — состоянием внутренних органов, физио­логическими потребностями и т.п. Строго говоря, это все тоже состояния и они влияют на поведение человека, но их следует отличать от признаков собственно психических состояний, воз­никающих в процессе общения;

· отличать стереотипы или привычки от поведения в процессе об­щения. Анализируя поведение человека, необходимо иметь в виду, что, даже в рамках одной культуры, имеются различные стерео­типы поведения. Разные люди имеют неодинаковые представле­ния о том, какие формы поведения правильны в тех или иных ситуациях. Например, некоторые женщины, если на их лицах не­достаточно косметики, чувствуют себя почти голыми и ведут себя соответственно — стараются ограничить общение, избегать пря­мых взглядов и т.п. Аналогичное поведение наблюдается у неко­торых мужчин, если они не выбриты. Или еще пример — одни люди (особенно женщины) считают, что сидеть, положив ногу на ногу, в малознакомом обществе неприлично, для других же это обычная привычная поза почти при любых обстоятельствах. Вообще стереотипные или привычные, «полуавтоматические» фор­мы повеления содержат некоторую информацию об индивидуальности, но почти ничего не говорят о ее реакции на текущую ситуа­цию общения;

·отличать психологическую защиту от настоящих качеств. Пове­дение человека может отражать его реальное отношение к ситуа­ции и состояние или, наоборот, представлять собой психологи­ческую защиту, сознательную или бессознательную попытку скрыть индивидуальные качества или реакции, которые кажутся ему пло­хими (как правило, унижающими его достоинство). Например, в незнакомой обстановке, не зная, как себя вести, человек, чтобы скрыть смущение, может быть развязным или, наоборот, очень чопорным, старающимся строго соблюдать все правила хорошего тона. Вообще открытая, настойчивая демонстрация какого-либо своего качества, которое он считает социально одобряемым («кру­тости», эрудиции, воспитанности и т.п.), наводит на мысль, что именно в этом направлении у него большие проблемы. Наличие психологической защиты проявляется в неоднородности поведе­ния, «нестыковке» деталей, о которой говорилось выше.

Для практических целей полезно составить общее представле­ние об основных чертах личности достаточно быстро, ориентиру­ясь только по внешности человека. Такое представление, конеч­но, не может быть полным и подробным. Нельзя выделить тонкие черты индивидуальности, но можно с большой долей вероятно­сти определить тип личности.

Типологии личности могут быть весьма разными. Они создава­лись в соответствии с определенными практическими задачами, и в их основе лежали различные основания. В любом случае счита­ется, что тип является врожденным качеством человека, но пове­ление формируется под влиянием типа, с одной стороны, и со­циальных условий — с другой. В результате создается характер — «сплав» врожденных и приобретенных индивидуальных особенно­стей, проявляющихся прежде всего в отношении человека к себе, другим и порученному делу, а также в его волевых качествах.

Конституциональную типологию предложил врач Э.Кречмер, поэтому в данном описании традиционно используются медицин­ские термины, которые не имеют отношения к созвучным забо­леваниям. Впоследствии эта типология несколько видоизменялась, но, главное, в ее основе лежит выделение четырех типов телосло­жения:

1. Астеник — человек хрупкого телосложения с плоской груд­ной клеткой, относительно узкими плечами и удлиненными конечностями и шеей, вытянутым лицом. Люди с астеническим телесложением и обычно относительно высокого роста имеют часто шизотимический тип личности. Они склонны к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны и ранимы, часто замкнуты. У них происходят колебания между чувствительностью и холодностью. По преобладанию одной из этих особенностей выделяются две разновидностью шизотимиков; а) идеалисты и моралисты, чувсвительные к чужим проблемам; б) деспоты и фанатики, доктринеры, а также люди, равнодушные и отчужденные, лишенные понимания конкретных ситуаций и проблем других людей.

Речь шизотимиков обычно негромкая, среднего темпа, маловыразительная. Они бывают молчаливы или, наоборот, склонны к длинным монологам, часто малоприятным, так как говорящий больше заботится о самовыражении.

При большой заинтересованности каким-то вопросом шизотимик может стать хорошим лектором, тогда его речь становится точной продуманной и логичной.

Шизотимики часто обладают высо­ким интеллектом, оригинальным твор­ческим мышлением, богатым воображе­нием (но вовсе не обязательно всеми этими качествами одновременно). Их особенно много среди ученых и людей творческих профессий и относительно мало среди тех, кто занимает руководя­щие должности.

Общаться с шизотимиком непросто, так как трудно следить за поворотами его мысли и предсказать неожиданные дей­ствия. Но, если он сам настроен на общение, или партнеру удалось понять признаки его состояния и расположить его к общению, он становится приятным и понятным со­беседником.

Астеники относительно небольшого роста часто имеют своеобразный истероидный характер. Они обладают многими рассмот­ренными выше чертам шизотимика, но не замкнуты, а стремятся к общению и лидерству. Для них харак­терны повышенное чувство собственного достоинства, сильная жажда деятельно­сти, активность.

В ситуациях, которые их эмоционально не затрагива­ют, они говорят тихо и мало. Но при важных для себя об­стоятельствах они могут высказываться много, долго, громко и очень напористо. Эти мо­нологи, как и у шизотимиков, отражают, в основном, состояние говорящего, они очень выразительны и могут захватывать слуша­телей, заражая эмоциями.

2. Пикник — человек малого или среднего роста с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом и круглой головой на короткой шее. Общее впечатление - все круглое. Тип личности — циклотимик. У такого человека настроения часто колеблются между радостью и печалью. Эти люди очень активны, имеют здравый смысл, лишены излишнего педантизма, фанатизма и доктринерства. Они могут быть просто ве­селыми болтунами или действительно активными практиками. Пикники говорят обычно довольно громко, много, охотно и эмоционально, но их речь (так же, как и мышление) весьма конкретна,
посвящена реальным вещам и направлена на определенного слу­шателя, она для них не столько самовыражение, сколько часть их активных действий.

Пикники обычно люди общительные, но им очень трудно под­держивать взаимные отношения с астениками, особенно шизотимиками. Если между ними возникает спор, это напоминает разго­вор двух глухих.

3. Атлетик — человек с крепким скелетом, пропорциональным телосложением, развитой мускулатурой, широким плечевым поясом, массивной «бычьей» шеей. (Общее впечатление — крепкий элипсообразный.) Этот тип телос­ложения имеют истотимики — люди маловпечатли­тельные, с невысокой гиб­костью мышления, но час­то с хорошей механической памятью и упорные в дос­тижении своих целей. Если они на что-то реагируют и принимают решения, то бы­вают уверенными в себе, энергичными, резкими, даже агрессивными. Таких людей относительно много среди тех, кто по роду сво­ей деятельности руководит коллективом или занимает­ся бизнесом.

Истотимики обычно не любят много говорить, но если говорят, то громко, на­пористо, относительно ко­роткими фразами, часто ис­пользуют четкие стандартные формулировки. Они вообще не признают ни в чем не­определенности, предпочи­тают быстрые конкретные решения и действия, а не длинные обсуждения.

Поведение истотимиков относительно предсказуемо, так как они стараются сле­довать принятым стандартам. Они довольно легко общают­ся с людьми всех типов, включая шизотимиков, если находят их полезными для себя и для своего дела.

4. Дипластик — человек с неправильным телосложени­ем, о психическом типе которого ничего определенного сказать нельзя, хотя, как правило, обнаруживается склонность к какому-либо типу. Чаше дипластиками являются женщины. У них отличия типов телосложения ме­нее ярко выражены, «стерты», и потому труднее различимы.

Занятия спортом и режим питания, конечно, влияют на фигу­ру человека. Однако наиболее характерные признаки конституции сохраняются — это, прежде всего, длина шеи и общее соотноше­ние частей тела. Астеники, особенно высокие, если и толстеют, то неравномерно. Чаше всего у них растет живот, а плечи остают­ся относительно узкими, шея — тонкой. Занятия спортом могут расширить плечи, грудь и шею астеника любого роста, особенно небольшого, но руки, ноги и шея (а у астеника высокого роста и голова) останутся относительно удлиненными.

Пикник может похудеть, но шея останется короткой и голова круглой, к тому же она будет смотреться крупной. Вообще слиш­ком худой пикник напоминает съежившийся воздушный шарик.

Похудевший атлетик сохраняет широкие (хотя, возможно, су­тулые) плечи, относительно широкую грудную клетку, крупные голову и шею, большие ноги и руки. Если атлетик толстеет, он становится очень массивным, внешне неповоротливым, но не теряет своей активности и напора.

 

Любые внутренние состояния (настроения, переживания) вы­зывают определенные изменения во внешнем облике человека, в его движениях, положении тела в целом и отдельных его час­тей. Люди знали об этом с глубокой древности. Еще на древне­греческих вазах художники прекрасно передавали самые разные состояния человека от полного спокойствия до предельного на­пряжения и агрессии, однако в жизни люди редко выражают свои чувства яркими, однозначными позами. Чаще всего изменения состояний выражаются относительно небольшими внешними признаками тела, но, тем не менее, многие люди умеют разли­чать их интуитивно, на основании своего опыта и наблюдатель­ности. Такая проницательность может быть достигнута и созна­тельно, путем обучения и тренировки.

Сейчас имеется немало книг о так называемом «языке тела», в которых приводятся длинные списки поз с пояснениями: что озна­чает то или иное положение рук, ног, головы, глаз и т.д. (напри­мер, одна из лучших книг на эту тему — «Гроссмейстер общения» С. Дерябой В.Ясвина. Однако в любой из этих книг перечис­ляется очень много отдельных признаков различных состояний. Реальное овладение ими требует длительного изу­чения и тренировок. Ниже будет приведен более обобщенный под­ход к решению той же задачи — определить наиболее вероятное состояние человека по положению его тела. Этот подход, конеч­но, несколько груб, но и более прост, особенно для тех, кто не является профессиональными психологами и наблюдения за людь­ми для них интересно не само по себе, а служит для выполнения своей работы.

Нелишне напомнить о том, что человека нужно рассматривать всего, в целом, как систему, а не делать вывод из одного его жеста. Тем более, что конкретные движения могут быть вызваны вовсе не внутренними психически­ми состояниями и настроениями, а внешними физическими (на­пример, ярким светом или холодом), а также физиологическими факторами, как нормальными, так и патологическими, особенно если человек старается их не афишировать (например, плохим слухом или желанием посетить туалет). Те же состояния и настро­ения, которые он настойчиво демонстрирует, скорее всего, дале­ки от реальности и служат для компенсации или маскировки на­стоящего состояния. Кроме того, некоторые формы поведения могут быть просто привычками.

Для понимания истинного состояния очень важны «мелочи», т.е. малозаметные, почти невидимые движения тела, поскольку именно такие детали наименее поддаются контролю и сознатель­ному подавлению. Мимика, жесты и т.д. «читаются» опытными людьми, как правило, подсознательно, и выводы из них делают­ся инстинктивно. При этом часто возникают столь же неосознава­емые ответные движения тела, поэтому, во-первых, особенно ин­тересно наблюдать не за одним, а за несколькими собеседниками одновременно, во-вторых, полезно внимательно следить и за са­мим собой при общении с другими.

Для правильного понимания психологического значения теле­сных проявлений очень важно то, что они не остаются стабиль­ными. Наиболее информативны именно моменты изменения по­ложения тела, которые особенно выделяют состояние личности в конкретной ситуации. Например, человек, который хуже слышит одним ухом, будет во время любого разговора поворачивать голо­ву так, чтобы здоровое ухо было ближе к собеседнику. Эта поза будет у него достаточно стабильна и для психологического анали­за состояний интереса не представляет. Иное дело, если наблюда­тель видит, что человек, смотревший прямо на собеседника, слегка наклоняет и поворачивает голову в определенный момент разго­вора. Можно предположить, что он заинтересовался сказанным, но для более определенных выводов нужно учесть и другие со­ставляющие позы, особенно их изменения (подробные описания смотри ниже).

Для того, чтобы понять происхождение телесных проявлений психических состояний, стоит вспомнить некоторые сведения из психофизиологии. Г.Селье, который ввел понятие «стресс» и под­робно исследовал это состояние, писал, что, когда млекопитаю­щее животное (а также и человек) получает неопределенный бес­покоящий сигнал (свет, звук или прикосновение), оно мобили­зует все ресурсы для того, чтобы получить дополнительную ин­формацию и подготовиться к действию: обостряется чувствитель­ность анализаторов, направленных вовне, — слуха, зрения и обо­няния, принимается «стартовая» поза, и мышцы подготавлива­ются к движению. При этом происходит ряд физиологических и биохимических сдвигов, обеспечивающих эту готовность. После того, как животное получает дополнительную информацию и может более определенно оценить ситуацию, оно испытывает страх, удовольствие или остается равнодушным и, в соответствии со своим эмоциональным состоянием, готовится к побегу, при­ближению к источнику сигнала или игнорирует его. Оценка ситуа­ции, принятие решения и подготовка к действию (или затаива­нию) связаны с новыми изменениями во всех системах организ­ма (например, в органах чувств, мышцах) физиологических и био­химических, которые перестраиваются для обеспечения необхо­димых действий.

Также и у человека в любой эмоциональной реакции и в под­готовке к действию участвует весь организм целиком, причем производится подготовка к тому действию, которое в данный момент отвечает эмоциональному состоянию. Это проявляется и в словах, и в интонации, и в позах, и в движениях, которые со­ставляют единый гармоничный комплекс.

Однако, как правило, человек не может полностью реализо­вать запланированное действие, особенно наиболее эмоционально «заряженное». Так, правила поведения не поощряют бурные про­явления гнева или радости; во многих ситуациях он может считать целесообразным скрывать свои мысли или даже лгать и т. п. В по­добных случаях человек сознательно контролирует свои слова и целенаправленные движения, а остальные системы организма (ды­хание, сердцебиение, сосуды и др.) сохраняют следы первона­чально подготовляемого действия. Возникают расхождения, кото­рые могут быть обнаружены с помощью специальной аппарату­ры, например, так называемого «детектора лжи» или путем на­блюдения.

Всякое событие вызывает у человека положительную или от­рицательную эмоциональную реакцию, хотя, конечно, эти реак­ции значительно различаются по силе — от едва заметной смены настроения до бурного аффекта. Сила телесных проявлений обыч­но соответствует силе вызвавшей их эмоции, но возможно и осо­бо сильное подавление этих проявлений или демонстративная маскировка их прямо противоположными.

Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость и т. п.) провоцируют у человека движения, направленные на сбли­жение, на облегчение общения с партнером. Активная отрица­тельная эмоциональная реакция, например, раздражение, гнев, вызывает агрессивные движения или движения, их замещающие. Отрицательная эмоциональная реакция избегания, например, отвращение, страх, выявляется в отдалении от партнера или пас­сивно-оборонительных движениях по символической защите че­ловека. Рассмотрим реализацию этих принципов более подробно и конкретно. Параллельно скажем кратко, как следует себя вести с человеком, находящимся в том или ином состоянии.

Еще раз обращаем внимание на то, что для определения со­стояния человека общая реакция тела важнее конкретного поло­жения его частей.

Положительная активная позиция, готовность к действию.

Теле­сно выражается в широких, открытых позах, напоминающих приос­тановленное, сдерживаемое движение, как будто тело «стремится» занять собой максимальное пространство:

·тело и конечности напряжены со средней (оптимальной) си­лой, приблизительно одинаково;

·голова итело подаются вперед или, наоборот, откинуты назад;

·посадка на стуле прямая, без опоры на спинку;

·руки на бедрах (в положении сидя) или упираются кистями на уровне талии («руки в боки», характерно для женщин), или боль­шие пальцы заложены за пояс (характерно для мужчин), или ши­роко расставленные руки упираются в стол;

·потирание ладоней;

·дыхание сильное, глу­бокое, возможно, с не­большим раздуванием ноз­дрей;

·выражение лица спо­койное или с легкой улыб­кой.

Положительный наст­рой на активное общение.

У человека есть желание высказать свои мысли, убедить в чем-то других, не вступая в конфронта­цию с партнером. Это со­стояние сопровождается открытым, обращенным к партнеру положением тела и рук, как бы сбли­жающим собеседников:

·верхняя часть тела по­дается слегка вперед; ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз;

·во время высказывания ладонь поднята вверх на уровень лица, пальцы соединены или сжаты в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (скорее всего, человек излагает очень важную для него мысль);

·ладони, часто с растопыренными пальцами, прижаты к гру­ди — жест честности и открытости, желание убедить собеседника в своей правоте (это очень «сильный» жест, выражающий либо сильную заинтересованность человека в теме разговора, либо не­искренность или то и другое одновременно); раскачивание на стуле;

·глаза широко открыты, брови могут быть приподняты; речь с усиленными, но не грубыми интонациями. Состояние положительного настроя на активное общение само по себе не устойчиво. Если человек находит внимательного слу­шателя и может высказаться, у него формируется положитель­ное, доброжелательное отношение к партнеру и ко всему, что с ним связано, в том числе и к его предложениям. Если же его пре­рывают, отказывают во внимании, он может воспринять это очень болезненно и распространить возникшую отрицательную эмоци­ональную реакцию не только на собеседника, но и на все его высказывания и предложения, а при деловых переговорах и на организацию, которую он представляет, и т.п.

Положительная эмоцио­нальная реакция.

Человек испытывает удовольствие, радость, глубокое удовлет­ворение и эти чувства про­являют себя в позах и дви­жениях, символизирующих приближение к объекту, стремление получше рас­смотреть и «ощупать» его. Кроме того, тело «стремит­ся» занять больше места, «привлечь» к себе внима­ние:

·поза «открытая», плечи развернуты, тело слегка по­лается вперед, к собесед­нику;

·легкое раскачивание на стуле;

·носки ног, колени на­правлены к собеседнику;

·руки слегка разведены и направлены вперед или вверх;

·ладони открыты к партнеру, или человек энергично поти­рает их;

·глаза спокойные, слегка сощуренные, широко открыты;

·ноздри расширены, дыхание активное, усиленное;

·радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отве­дены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.

Положительная оценка высказываний партнера.

Понимание, до­верительность, согласие связаны с относительным расслаблени­ем тела, легкими движениями головы и лица, а также общей на­правленностью тела и его частей к собеседнику:

·тело занимает максимально удобную позу, особенно если пе­ред этим оно было напряжено;

·если человек стоит или сидит с ногами, опущенными на пол, — стопы направлены к собеседнику, если человек сидит, положив ногу на ногу, нога, лежащая сверху, направлена в сторону парт­нера;

·шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли;

·открытый, прямой взгляд прямо на собеседника; кратковре­менно, обычно вместе с кивком головой, глаза могут открывать­ся особенно широко или, наоборот, прикрываться;

·горизонтальные складки на лбу;

·легкая открытая улыбка;

·если человек сидит за столом, поставив локти на его крышку, очень вероятно, что ладони он положит друг на друга наподобие купола («ловит мысль»).

Концентрация на собственных мыслях.

Задумчивость, размыш­ления, поиск решения отличаются отсутствием ярких эмоций и малой выразительностью движений. Бывают напряжены мимичес­кие мышцы лица, шея, руки, причем эти напряжения статичны, почти без движений. В такие моменты человек обычно молчит, некоторые люди имеют привычку почти бессознательно «мурлы­кать» или насвистывать какую-либо мелодию. Кроме того:

·на лбу появляются вертикальные складки («хмурит лоб»); рот закрыт;

·взгляд твердый «остановившийся» или, наоборот, «блуждаю­щий»; на короткое время глаза могут прикрываться, особенно в сочетании с потиранием лица рукой;

·рука может касаться разных частей лица или головы, но не заслоняет надолго рот и не служит опорой голове: потирание щеки, подбородка, лба, носа, головы («чешет в затылке»);

·дыхание малозаметно или возможны иногда кратковременные его задержки и затем несколько глубоких вдохов и выдохов;

·сидевший человек встает с места и прохаживается взад-впе­ред, при этом положение рук фиксируется — они заложены за спину или в карманы.

В этой ситуации лучше оставить человека в покое, не мешать ему. Однако есть и еще одно проявление по­иска решения — человек может делать «захватываю­щие» движения кистями рук и потирать пальцы друг о друга. Эти движения вы­деляются лучше остальных телесных проявлений за­думчивости и означают по­иск слова или формулиров­ки уже найденного реше­ния. Если при этом тело че­ловека повернуто к партне­ру, скорее всего, он ожида­ет помощи, и имеет смысл тактично подсказать ему: «Может быть, Вы имеете в виду...»

 

Критическая оценка, ожидание, удивление.

В этом состоянии человек не удовлетворен имеющейся информацией, всячески настроен именно на ее прием и оценку, а не на действия:

·внимательный, твердый взгляд на собеседника, глаза могут быть широко раскрыты или слегка прищурены, в зависимости от зре­ния человека;

·в положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть, и подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены на уровне рта или ниже (сим­волическое прислушивание);

·небольшой наклон головы вперед и поворот ее вбок, человек как бы придвигает к собеседнику одно ухо (такая поза может быть компенсацией ослабления слуха на одно ухо и тогда от психоло­гического состояния не зависит);

·горизонтальные складки на лбу и слегка приоткрытый рот ука­зывают на удивление;

·легкий наклон тела вперед свидетельствует о заинтересованно­сти и, скорее, положительной оценке информации;

·отклонение тела назад и переплетение рук на груди («поза На­полеона») свидетельствуют о том, что тон оценки критический, отрицательный.

Такое состояние тяготеет к возникновению отрицательных эмо­ций. Чтобы предупредить их, необходимо дать человеку новую убе­дительную положительную информацию.

 

Слабая пассивная отрицательная реакция.

Сомнение, недове­рие сопровождаются общим пониженным тонусом с небольшим напряжением плеч, шеи и рук, которыми человек как бы гото­вится защищаться или «отталкивать» опасность:

·общее замедление жестикуляции;

·речь становится медленнее и тише;

·легкое пожимание плечами;

·покачивание головой сбоку на бок;

·опускание ресниц, «занавешивание» глаз;

·рот слегка приоткрыт или, наоборот, плотно закрыт;

·легкие прикосновения пальцами или потирание носа, глаз или ушей;

·руки сцеплены перед собой «в замок» или повернуты ладоня­ми вовнутрь и делают медленные движения наружу вниз (символические заслон или «отгребание от себя»).

Чтобы не потерять контакт с человеком в таком состоянии, но тактично выяснить, что вызвало его недоверие, выслушать, одержать, привести дополнительные аргументы, но не «давить» и не требовать немедленного решения.

 

Пассивная отрицательная реакция.

Скука, потеря интереса к леднику при невозможности прервать общение характеризуются снижением чувствительности и торможением всякой активности:

·поза расслабленная, вялая, или демонстративно прямая и на­пряженная, но «закрытая»;

·руки сцеплены или скрещены на груди, или убраны так, что в любом случае ладони не видны собеседнику;

·ноги скрещены или положены одна на другую, или ступни и колени направлены от собеседника («сдерживаемое бегство»);

·движения замедленные;

·голова отклоняется назад или вниз, отворачивается в сторону;

·вместо улыбки усмешка или отсутствующее выражение лица;

·взгляд пустой, отсутствующий, почти неподвижный или блуж­дающий, или глаза слегка прикрыты (аналогичный взгляд может быть у очень глубоко задумавшегося человека, но тогда он сохра­няется недолго и сменяется резким оживлением при принятии решения);

·в положении сидя за столом голова тяжело опирается на под­ставленную руку или даже две руки как на подушку, шея расслаб­лена;

·речь замедленная, неясная;

·дыхание медленное;

·полубессознательное рисование на бумаге.

Недолгое состояние скуки может использоваться человеком для отдыха, если же оно длится более 5 — 15 мин, возникает нараста­ющее отрицательное эмоциональное состояние нетерпения и раз­дражения. Дополнительная неприятность и даже опасность состо­яния скуки состоят в том, что человек хорошо запоминает людей и обстановку, которые ее вызвали. Новая встреча с ними и даже упоминание о них вызывают неприязнь, при этом он практичес­ки нечувствителен к новой информации. Таким образом, заста­вить человека скучать — один из «лучших способов» испортить репутацию.

Конечно, чувствительность к монотонности, способность спо­койно переносить вынужденную скуку, скорость возникновения раздражения и его сила зависят от темперамента человека. Обычно холерики очень нетерпеливы и вспыльчивы, меланхолики тоже не­терпеливы, но не склонны к бурным проявлениям недовольства, флегматики терпеливы, а сангвиники «могут держать себя в ру­ках». Однако точный темперамент партнера далеко не всегда бы­вает известен. Кроме того, чем больше человек заинтересован в получении какой-либо информации, тем менее он склонен спо­койно терпеть ее задержку или поток ненужных ему сведений. По­этому, чтобы не вызвать отрицательную эмоциональную реакцию партнера, не стоит испытывать его терпение. Заметив первые при­знаки скуки, нужно постараться что-то изменить в данной ситуа­ции, вернуть или переключить его интерес.

 

Сильная пассивная отрицательная реакция.

Смущение, подав­ленность, неуверенность, боязливость, а также переживания стыда и беспомощности проявляются в общей напряженности, позах и движениях, символизирующих стремление тела занимать как мож­но меньше места, стать незаметнее, исчезнуть:

·в положении сидя обе ноги упираются в пол, тело сжато, «съе­жено» и наклоняется вперед (готовность вскочить);

·в положении стоя ступни повернуты от собеседника или нос­ками друг к другу (легкая «косолапость», позы «заторможенного бегства»);

·частая смена опорной ноги, переминание с ноги на ногу;

·опора на что-нибудь руками;

·плечи приподняты, голова втянута в плечи;

·локти прижаты к телу;

·руки засунуты в карманы или скрещены перед грудью;

·ухватывание себя за край пиджака, пуговицу, за другую руку;

·одна ладонь закрывает нижнюю часть лица или напряженный указательный палец упирается в рот;

·взгляд «пустой», направленный в пространство, хотя глаза могут быть широко открыты;

·наморщенный нос, «страдальческие» складки на лбу;

·напряжение рта, прикусывание губ или языка;

·речь тихая и сбивчивая либо замедленная и моно­тонная;

·покраснение или побледнение кожи.

Человек в этом состоя­нии еще больше, чем в слу­чае сомнения и недоверия, нуждается в тактичной под­держке. Прежде чем продол­жать общение, нужно вы­яснить, что именно так на него подействовало. Иначе неуверенность может пе­рейти в нервозность — бо­лее сильную и менее управ­ляемую реакцию.

 

Отрицательная эмоцио­нальная реакция.

Беспокой­ство, нервозность сопро­вождаются неравномерным, спастическим напряжением отдельных мышц и разнообразными суетливыми движениями. Для этого состояния характерна именно неожиданная, «нелогичная» смена поз и движений. Среди них могут быть такие, как на:

·скованная, выпрямленная поза в положении сидя, ноги при­жаты друг к другу;

·неритмичные, повторяющиеся, не связанные между собой, не­гармоничные бессмысленные движения: например, ерзание на си­дении или перемещение с места на место, вращение в руках мел­ких предметов, ненужные поправления одежды и т.п.;

·неожиданная неловкость обычных движений, из-за которой человек может спотыкаться, ронять предметы и т.п.;

·ритмические движения: рук, ступней, пальцев (постукивания по столу, вращения больших пальцев при остальных, переплетен­ных «в замок», потирание ладоней и т. п.); движения могут выпол­няться как с заметной, так и с очень маленькой амплитудой;

·ладони, ухватившись одна за другую, образуют как бы один большой кулак и массируют друг друга;

·в положении сидя за столом — локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом;

·закрывается портфелем, книгой или газетой как щитом;

·теребление уха;

·прищуривание;

·усиленное и неравномерное моргание;

·возможные спазмы горла вызывают покашливания, прочище­ние горла;

· по той же причине нарушается плавность речи и тембр голоса, который звучит глухо или, наоборот, визгливо.

Состояние нервозности всегда неустойчивое. Вызванное теку­щими причинами и нарастающее, оно имеет тенденцию перехо­дить в стресс, при котором поведение человека становится почти непредсказуемым и неуправляемым даже им самим. Кроме того, нервозность, не связанная непосредственно с данной ситуацией, может предшествовать необычному, асоциальному или агрессив­ному поведению, продуманному заранее. Поэтому необходимо незамедлительно выяснить и снять причины такого состояния.

Активная отрицательная эмоциональная реакция.

Раздражение, сдерживаемая агрессия — это состояния, при которых организм человека готовится к активному нападению на окружающих, но его сдерживают социальные условия. Все его тело напряжено, в позах чувствуется стремление стать как можно выше, продемон­стрировать свое превосходство над партнером. Правила приличия вынуждают человека сдерживать агрессивные движения, вместо них совершаются резкие короткие движения, направленные от себя, или он принимает застывшие позы, выдвигая вперед кор­пус и пряча руки:

·плечи развернуты, выпячен живот, голова поднята или немно­го наклонена вперед;

·ноги широко расставлены или носки ног могут быть заметно повернуты наружу, или человек может периодически поднимать­ся на носки;

·вертикальные движения рукой, как бы рубящие ребром ладо­ни воздух;

·помахивание поднятым вверх указательным пальцем;

·удары по столу ребром ладони, вытянутым вперед указатель­ным пальцем, костяшками пальцев или даже кулаком;

·руки сжимаются в кулаки, крепко схватывают подлокотники кресла или какой-либо предмет (попытка овладеть собой);

·демонстративное закладывание рук за спину или заведение поднятых рук за голову и складывание ладоней на затылке (это, скорее, не агрессия, а только демонстрация препосходства и са­молюбование);

·взгляд прямой и холодный, глаза могут быть слегка пришуре-ны, сужены или, наоборот, открыты и малоподвижны, «уперты» в собеседника;

·нахмуренный лоб с вертикальными складками, брови сдвину­ты так, что образуется складка на переносице;

·ноздри раздуты;

·рот напряжен, сужен или оскален, углы губ оттянуты вниз, челюсти могут быть сильно сжаты (из-за этого могут появляться «желваки» на скулах);

·дыхание заметное, шумное с резкими вдохами и энергичными шумными выдохами;

·голос звучит напористо, с внезапными изменениями громко­сти, речь отрывистая.

Маскируемое поведение.

Неискренность, ложь характеризуют­ся рассогласованием между тем, что человек говорит, и тем, о чем сигнализирует его тело или отдельные его части. Для обнару­жения лжи особенно важно заметить именно изменения, сбои в телесных проявлениях. Например: слова дружелюбные, голова по­вернута к партнеру, но положения других частей тела указывают на нежелание общаться — плечи, колени, носки ног смотрят в другую сторону. Такие проявления неискренности легко спутать с обычной спешкой, когда человеку действительно некогда и пора бежать. В этом случае поза не зависит от темы разговора. Тем важ­нее заметить, когда именно, при каких обстоятельствах возника­ет и изменяется та или иная поза.

Когда человек лжет, он всегда испытывает некоторый стресс или хотя бы напряженность (даже те, кто «врет, как дышит»). Поэтому показателями лжи могут служить неуместные, неожи­данные, не соответствующие словам или ситуации проявления смущения, неодобрения или беспокойства, которые были описаны выше. Кроме того, можно заподозрить неискренность по сле­дующим непроизвольным движениям:

·более частые, чем обычно, прикосновения к лицу: почесыва­ние век, лба, уха, потирание щеки, касание губ или носа, осо­бенно так, что рука частично заслоняет рот (движения, символи­зирующие нежелание «выпустить» лживые слова, слышать их, видеть неприятную ситуацию);

·потирание шеи, непроизвольная попытка оттянуть ворот одеж­ды, как будто человеку не хватает воздуха;

·широко расставленные ноги без других признаков агрессивно­го поведения, описанных выше (символизируют стремление об­рести устойчивость в «скользкой* ситуации);

·нежелание смотреть прямо в лицо собеседника, отведение взо­ра в сторону, вниз или вверх, «бегающие» глаза (см. ниже);

·плотное зажимание или прикусывание губ или языка;

·демонстративные проявления смущения, сожаления и беспо­койства, суетливость;

·изменение стиля речи: появление запинаний, слов-паразитов или, наоборот, длинных заученных фраз, литературных оборотов («говорит как по писаному»);

·тихий вкрадчивый голос при общем напряжении говорящею;

·излишняя, утрированная, демонстративная уверенность и убеж­денность в голосе и жестах, нагромождение доводов и доказа­тельств, нежелание слушать не только возражения, но и вопросы.

Во многих руководствах рекомендуют использовать для опре­деления искренности человека наблюдения за движениями его глаз. Этот прием далеко не так безупречен, как это обычно описывают. Во-первых, физиологи не находят для него никакого физиологического обоснования. Во-вторых, автору данной главы не известно ни одной серьезной попытки его экспериментально-психологической проверки, которая очень желательна для всяко­го диагностического метода. В-третьих, в руководствах не указы­ваются ограничения метода и источники возможных ошибок, а идеальных методов на все случаи жизни просто не бывает.

Все-таки метод наблюдения за движениями глаз партнера по общению может быть иногда полезен, поэтому рассмотрим его основные принципы. Во время разговора люди большую часть времени смотрят прямо на партнера, причем стараются распо­ложить голову так, чтобы зрачки оставались близко к центру глаз­ниц. Но время от времени глазные яблоки непроизвольно и не­заметно для самого человека поворачиваются и взор перемеща­ется. Согласно правилам, разработанным в рамках так называе­мого «нейролингвистического программирования», направление перемещения взора отражает форму извлекаемой из памяти ин­формации и способ ее переработки. На рисунке

схематически показаны разные «функциональные зоны» глазницы правого глаза человека-правши. Верхняя и цент­ральная ее части связаны с переработ­кой информации в наглядно-образной форме. В углах глазниц расположены об­ласти слуховой информации. Нижняя ее часть связана с телесными образами: ося­зательными и мышечными, кинестети­ческими. Кроме того, у правшей на пра­вом глазу смещение взора к носу указы­вает на припоминание, а перемещение взора ближе к наружно­му краю глазницы — на конструирование, создание нового об­раза.

Если зрачок и радужка располагаются в зонах 2, 3, 5, то, веро­ятнее всего, человек припоминает какую-то наглядную картину, если же они находятся в точке / — человек создает зрительный образ, придумываетего. Если взор смещается в угол, ближний к носу (зоны 6, 9), — он припоминает слуховой образ, «слышит» звуки прошлого. Если же взор перемещается к наружному углу (зона 4) — человек конструирует слуховой образ. Аналогично взор в точке 6 свидетельствует о припоминании телесных ощущений, а в точке 7 — об их создании, хотя реально эти два положения различить трудно.

В процессе общения само по себе положение взора не имеет существенного значения. Важно лишь уметь обнаружить момент, когда содержание речи расходится с сигналами движений глаз. Например, человек говорит о чем-то, хорошо ему знакомом, и взор периодически смещается в точки 2, 3 или 5, но вдруг радуж­ка «прыгает» в зону /. Можно предположить, что в этот момент он сказал о чем-то, чего он не видел, а придумал. (Автору несколько раз приходилось наблюдать подобные проявления во время рас­сказов «очевидцев» встреч с НЛО и «пришельцами».) Другой при­мер: человек говорит, что по какому-то поводу не стоит предпри­нимать поспешных действий, лучше подождать, а взор его перио­дически «соскальзывает» вниз. Вероятно, сам он медлить не наме­рен и готовится к решительным действиям.

 

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, на сколько участники разговора владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делится сокровенным. Другое дело взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Главным показателем чувства говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают светлые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Следует следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.

Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию.

А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание.

Способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, вертит пуговицы.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Произнесите, например, пословицы:

Говорит, что воду цедит;

Строчит, как из пулемета,

сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.