Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распознавание предубеждений и их преодоление




Слушать - не так легко, как кажется (Wills, 1978). Большие корпорации, про которые нельзя сказать, что они с готовностью тратят деньги на психологическое образование, все же обучают своих сотрудников навыкам слушания, потому что считают, что хорошее слушание способствует продуктивности. Одна из компаний так обосновывает данную программу:

"Хорошие слушатели мыслят более широко - потому что они слышат и понимают больше фактов и точек зрения. Поскольку они могут посмотреть на проблему свежим взглядом и сочетать то, что они узнали самыми необычными способами они в большей степени способны продуцировать действительно потрясающие идеи. Хорошие слушатели безусловно тоньше чувствуют, куда течёт жизнь, они восприимчивы к тем продуктам, талантам и техническим средствам, в которых появляется нужда".

Корпорации утверждают, что обучение сотрудников более эффективному слушанию привело к: (1) улучшению качества производственных отношений, (2) увеличению продуктивности и (3) креативности сотрудников организации. Одним словом, эти организации оценили тот факт, что хорошее слушание способствует креативности, которая также является важнейшим фактором эффективности консультирования. Однако, существуют препятствия к хорошему слушанию. Далее рассмотрены некоторые принципиальные формы дефектного слушания.

Неадекватное слушание.

В разговоре мы легко отвлекаемся от того, что говорит собеседник. Мы погружаемся в свои мысли и представляем себе, что мы собираемся сказать в ответ. И тогда мы можем услышать недовольное: "Вы меня не слушаете". Надо сказать, что неадекватное слушание - это часть нашей повседневной жизни.

Консультант может быть озабочен самим собой и собственными потребностями, что неизбежно мешает ему полностью слышать клиента. Рассмотрим следующие возможности:

Привлекательность. Вы находите клиента или очень привлекательным, или совершенно непривлекательным. Вы уделяете своим чувствам гораздо больше внимания, чем его словам.

Физическое состояние. Вы устали или больны. Не осознавая этого, вы упустите некоторые вещи, о которых говорит клиент.

Заботы. Вы озабочены чем-то своим. Например, вы продолжаете думать о тех аргументах, к которым прибегали в произошедшем до этого споре с женой.

Обеспокоенность. Вы тревожитесь, как ответить, поэтому слышите только часть того, что говорит клиент. Вы заняты вашими собственными реакциями, а не сообщениями клиента.

Сходство проблем. Проблемы, которые излагает клиент, весьма сходны с вашими собственными. То, что рассказывает клиент, вы применяете к своей собственной ситуации.

Различия. Этот клиент и его опыт очень сильно отличается от вас и вашего опыта. Недостаток общего сбивает с толку.

Помимо этого вам на ум могут придти другие причины, которые мешают вам слушать. Главное уяснить, что слушание не настолько легкое дело, как кажется. И, поскольку так много вещей может нарушить слушание, над развитием способности слушать надо специально работать.

Оценочное слушание.

Большинство людей, даже когда они слушают внимательно, слушают оценивающе. То есть, в процессе слушания они оценивают то, что рассказывает другой человек, в терминах хорошо/плохо, правильно/неправильно, приемлемо/неприемлемо, нравится/не нравится, относится к делу/не относится к делу и так далее. Они могут также делать подобные суждения о рассказчике как о человеке. Консультанты не составляют исключения из этой универсальной тенденции, но они лучше осознают свою склонность к оцениванию и способны выработать привычку слушать безоценочно.

Это не значит, что любая оценка того, что говорит и делает клиент, является дисфункциональной. Понимание точки зрения клиента - это не то же самое, что принятие ее. И действительно, суждение, что некая точка зрения, будучи понятой, нуждается в расширении или преодолении, или что некий паттерн поведения, однажды отмеченный, должен быть изменен, может стать продуктивной формой оценочного слушания. Например, консультант может "услышать" в истории клиента его неиспользованные ресурсы.

Фильтрующее слушание. Наверно, невозможно слушать клиента совершенно непредвзято. В результате социализации у нас появляется множество фильтров, через которые мы слышим себя, других и весь окружающий мир. Холл (Hall, 1977) отмечает: "Одна из функций культуры состоит в том, чтобы установить между человеком и внешним миром высоко избирательный фильтр. Таким образом, культура в своих многочисленных формах определяет, на что мы обращаем внимание, а что игнорируем. Такой отбор создает структуру мира". Как он указывает, этот процесс имеет позитивную функцию: мы нуждаемся в фильтрах, которые бы обеспечили структуру нашего взаимодействия с миром. Однако, в то же время, личный, семейный, социологический и культурный фильтры создают различные предрассудки, неосознанно влияющие на то, как мы слушаем.

Чем сильнее культуральные фильтры, тем больше вероятность предвзятости. Например, белый консультант, принадлежащий к среднему классу, слушая других, использует фильтр белого, принадлежащего к среднему классу. Это может не иметь значения, если клиент - также белый представитель среднего класса. Но если консультант слушает азиата, имеющего высокий социальный статус в своем сообществе, негра из городского гетто или бедного белого из сельской местности, культуральные фильтры консультанта могут привнести предубеждения, которые будут препятствовать его способности слышать и понимать.

Психологические теории, модели и конструкты могут также служить в качестве дисфункциональных фильтров. Например, если из моей диагностической модели вытекает, что все жизненные трудности являются исключительно межличностными проблемами, то моё слушание будет однобоко. Я не услышу важную информацию. Если вы обучались как консультант или клинический психолог, то очень вероятно, что вы проходили или будете проходить по крайней мере один курс по психопатологии или аномальному поведению человека. Эти модели понимания девиантного поведения, которым вы научились, добавляют "фильтр", через который вы слушаете других, особенно клиентов. Если вы недостаточно осторожны, то "психопатологические" фильтры могут играть слишком большую роль в вашем слушании; слишком многое из того, что вы слышите, вы можете начать интерпретировать как "аномальное поведение". Все, чему вы научились, может помочь в организации материала, который вы слышите, но может и исказить ваше слушание. Эффективный консультант осознает, что даже самые полезные фильтры могут искажать сообщения других.

С другой стороны, консультанты могут сформировать фильтры, предназначенные для более фокусированного слушания. Например, модель развития, описывающая нормативные стадии, задачи развития и жизненные кризисы, помогает консультанту понимать заботы клиентов легче и полнее.

Симпатизирующее слушание.

Часто клиентами бывают страдающие люди, а также те, кто оказался жертвой других. Такие клиенты могут вызвать у консультанта настолько сильное чувство симпатии, что оно может исказить рассказанные истории. Например, когда консультант слушает историю женщины, пострадавшей от насилия мужа, то в нем пробуждается глубоко человечное чувство симпатии (не говоря о гневе). Но симпатия оказывается "обоюдоострым мечом", так как может заслонить от консультанта некоторые важные нюансы, которые надо видеть, чтобы помочь этой клиентке. Это особенно верно потому что сторона, осуществляющая насилие, здесь не присутствует. Помочь такой клиентке - значит помочь ей понять свою роль в проблемной ситуации, помочь ей установить направленные на преодоление проблемы цели и выбрать доступные ей средства достижения их. Симпатия несомненно неискоренима в человеческих взаимоотношениях, но ее "терапевтическая польза" - если это не звучит негуманно - ограничена. Она не может занять место эмпатии.

 

Чтобы быть эффективным консультантом, нужно слушать не только клиента, но и самого себя, когда вы рядом с клиентом. Это помогает понять, что происходит в то время, когда вы находитесь с клиентом. Это позитивная форма самоосознавания. Например, несколько лет назад мой приятель, который периодически лечился в психиатрической больнице на протяжении нескольких лет, и которого я не видел около полугода, однажды вечером неожиданно без предупреждения появился у меня. Он был в сильном возбуждении. Из него фонтаном исходили идеи, среди которых были как крайне странные, так и совершенно великолепные. Я искренне старался быть с ним, применяя все свои знания и умения. Я стал непосредственно следовать описанным выше "правилам", но обнаружил себя на дальнем крае кушетки, на которой мы с ним сидели, и заметил, что ноги и руки мои скрещены. Думаю, я пытался защитить себя от такого напора идей. Я разъединил руки и ноги, чтобы через 10 минут обнаружить, что они снова оказались перекрещенными. Быть с ним было тяжелой работой. Ретроспективно я осознал, что был озабочен моей собственной безопасностью. Роджерс (1980) так это описал:

"В некотором смысле эмпатическое слушание и соприсутствие означает, что вы оставляете в стороне ваше собственное Я. Это может сделать только тот человек, которому достаточно безопасно с самим собой и который знает, что не потеряется в странном или причудливом мире другого человека и сможет вернуться в свой мир, когда этого захочет".

Такая способность сконцентрироваться почти исключительно на клиенте, то "забывая" про себя, то возвращаясь к продуктивному самоосознаванию, приходит с опытом и зрелостью.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.

2. Карнеги Д. Практическая психология. Психологическая помощь. - М., 2000.

3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб, 2000.

4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – 1990.

5. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – М., 1992.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.