Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект социальной работы




Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусто­ронней связи, описывающей единичное отношение познания и дея­тельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляю­щая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объек­том. Понятие субъекта социальной работы весьма многопланово, и оно будет анализироваться далее.

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как на­звать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо назы­вается «пациент». В юриспруденции - «потерпевший», что являет­ся российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страда­ние, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать учас­тие в разрешении своей проблемы.

Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуаль­но-психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.). Более точно его характеристики определяются уровнем орга­низации социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми.

В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивидысправиться с этой ситуацией не в силах.

В жизни случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне благополучного человека, семью, соци­альную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут воз­никнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что соци­альная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя неко­торые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприят­ных воздействий, угрожающих им.

Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную исто­рию развития этого вида деятельности. Социальная работа ориен­тирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную об­щность — каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки из­менить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непо­средственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в кото­рую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и группо­вой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочув­ствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряжен­ности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влия­ние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения — всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная груп­па или семья. Подобное понимание выводит на необходимость об­ращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

Принято также выделять клиентов — людей с особыми пробле­мами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специаль­ной помощи со стороны государства, так как их физические, психи­ческие или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последст­вий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Все эти категории нуждаются в специальных видах помощи и в содействии работников различных специализаций. Конечно, в наших условиях пока было бы наивно ожидать, что социальные работники станут оказывать помощь в удовлетворении некоторых особых, специальных, даже экзотических потребностей, как это де­лают представители американских социальных служб, которые счи­тают, что содействуют социальному равенству, помогая девушкам из бедных семей подготовиться к конкурсам красоты, на что девуш­ки из богатых семей тратят большое количество родительских денег. Однако учет и этих «особых нужд» в социальной работе необходим.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказы­вая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискус­сий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальные закономерности не являются самостоятельным образованием, а выступают в процессах и явлениях общественной жизни. Социальные процессы всегда характеризуются взаимодействием массы людей, интересы и устремления которых могут различаться по многим признакам. Многообразие их действий в силу различия мотивов, установок, потребностей и интересов в конечном счете образует общее, усредненное направление социального процесса. Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам воздействия субъекта на объект.

Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы, среди которых выделяют социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

К социально-политическим принципам относятся:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;

2. Гуманизм и демократизм социальной работы;

3. Тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;

4. Законность и справедливость социальной работы.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:

1. Умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы задач социальной работы;

2. Видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать задачи сегодняшнего дня.

Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности. Человечность, человеколюбие – внутренне присущая характеристика социальной работы.

Принцип демократизма предполагает преимущественно неформальный характер взаимоотношений социального работника и клиента.

Один из основных принципов социальной работы законность предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

К организационным принципам относятся: социально-технологическая компетентность, стимулирование, контроль и проверка исполнения, единство полномочий и ответственности.

Социально-технологическая компетентность - это всесторонняя осведомленность социального работника об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Стимулирование – это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели.

Контроль и проверка исполнения – необходимый принцип социальной работы. Контрольно-проверочная функция – это не какой-то самостоятельный участок социальной работы, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальной службы. Изучение практики деятельности социальных служб и органов их управления показывает, что их четкое функционирование достигается в результате: ясного представления каждым специалистом социальной работы своих функций и задач, а также соответствующих прав в самостоятельном принятии решений; строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения органов социальной защиты в отношениях «по вертикали» и по «горизонтали»; установления рациональных связей и информационных потоков между подразделениями и службами социальной защиты населения.

Большое место в социальной работе отводится психолого-педагогическим принципам, которые выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиентов специалистами социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов социальной работы следует выделить дифференцированный подход к клиентам социальной работы. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.