Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры на воссоздание образных и сюжетных изображений

ГОЛОВОЛОМКИ

 

· Головоломка – умственная задача, задача на смекалку, замаскированная чаще всего занимательным сюжетом, внешними данными, условиями.

· Головоломка – головоломная задача, загадка. «Задать головоломку» (перен.: заставить подумать, поразмыслить над чем-либо трудным). Головоломный – очень сложный, трудно разрешимый. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

 

из геометрических конструкторов.

 

1. Происхождение игр.

Эти игры известны с незапамятных времен. Долгое время они служили для развлечения взрослых и школьников. Исследователи установили, что геом.конструкторы являются эффективным средством умственного и математического развития.

2. Значение игр.

Развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач; способствуют подготовке к школе.

Разная степень сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, склонности, возможности, уровень подготовки.

Детей привлекает занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию, выразить отношение к результату, общение со сверстниками.

3. Принципы игры.

· Сущность игр состоит в том, чтобы создать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу. Игры на первый взгляд кажутся разными, но их объединяет общность цели, способов действия и результата.

· Игры предлагаются от простого к сложному.

· Все игры результативны: получается плоскостное силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по характерным признакам предметов, строению, соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации, узоры, геом.фигуры.

· Если интерес к игре снижается или пропадает, следует на время убрать игру. Поддерживать интерес к игре помогают загадки, стихотворения, сказки, скороговорки («Хрестоматия для маленьких», сост. Л.Н.Елисеева. М., 1987):

 

Посреди двора стоит копна: спереди – вилы, сзади метла. (Корова)

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Четыре ноги, пятый – хвост, шестая – грива. (Лошадь)

Крыльев нет, но эта птица полетит и приземлится. (Ракета)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

4. Как сделать игру.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. он получается в результате деления одной фигуры на несколько частей.

Способ деления дается в описании.

Используется картон фанера, пластик и др..

Размер можно увеличить, соблюдая пропорции, для демонстрационного материала.

Окраска с обеих сторон должна быть одинаковой.

5. Правила игры.

1. Используется целиком весь комплект.

2. Детали конструктора плотно присоединяются друг к другу.

3. Нельзя накладывать фигуры друг на друга.

4. Возможно переворачивать фигуры на другую сторону.

 

6. Этапы ознакомления с игрой.

1 ЭТАП. Подготовительные упражнения.

1. Составление простых изображений из мозаики – домики, снеговики, лодки, кораблики и т.д. из мозаик, комплектов геометрических фигур по представлению. Можно предложить картинки, но не требуется их копирование.

 

2. Игра «Составь фигуру».

Для игры изготавливают комплект геометрических фигур разной формы и размера. Сначала дети рассматривают фигуры, называют, группируют.

Варианты заданий:

· Составить прямоугольник из квадратов, прямоугольников

· Составить квадрат из прямоугольников, из квадратов

· Составить прямоугольник из треугольников

· Составить четырехугольник из треугольников

· Составить треугольник из треугольников

· Составить такую же фигуру

· Составить силуэт по замыслу

В ходе работы уточнять, как называется фигура, сосчитать стороны, углы, показать и назвать составляющие фигуры, предложить другие варианты.

 

3. Игра «Составь картинку».

Составляются изображения из одинаковых фигур, например, только из треугольников, трапеций и т.д.

 

2 ЭТАП. Составление силуэтов по расчлененному образцу.

Ребенок копирует образец, усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру.

 

3 ЭТАП. Составление силуэтов по частично расчлененному образцу.

4 ЭТАП. Составление силуэтов по нерасчлененному образцу.

Ребенок высказывает предположение о том, как размещаются части набора, проверяет гипотезу.

 

5 ЭТАП. Составление силуэтов по картинке, замыслу.

Это усиливает мыслительную активность, развивает фантазию, творчество, стимулирует интерес и поисковую активность.

 

6 ЭТАП. Составление изображений из двух комплектов игры.

7 ЭТАП. Самостоятельное придумывание и составление детьми изображений.

Полезно их сохранять, зарисовывать, устраивать выставки, конкурсы лучших работ.

8 ЭТАП. После освоения игры можно проводить соревнования на скорость, точность составления.

Последовательность предъявления игр.

§ Танграм

§ Волшебный круг

§ Головоломка Пифагора

§ Колумбово яйцо

§ Монгольская игра

§ Сфинкс

§ Листик

§ Волшебный квадрат

§ Вьетнамская игра

§ Архимедова игра (Стомахион)

§ Пентамино

§ Гексамино (Гексатрион)

 

Танграм

 

7 деталей: 2 больших треугольника, 2 маленьких и один средний треугольник, квадрат, параллелограмм. Это древняя китайская игра. Можно составить несколько сотен силуэтов: человек, предметы домашнего обихода, игрушки, транспорт, цифры, буквы и др.

 

Волшебный круг

 

10 деталей: образуется 5 пар симметричных частей. принцип деления: каждый раз пополам. Создаются силуэты человека, дом. и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и др. Округлость форм придает особенную выразительность.

 

 

Головоломка Пифагора

 

Во многом напоминает танграм. Создаются силуэты предметов и геом.фигур сложной конфигурации: человек, выполняющий разные движения, породы собак, виды кораблей.

 
 

 

 


Колумбово яйцо

 

10 деталей. Округлость форм позволяет создавать силуэты птиц, человека, животных (особенно пеликан, лебедь), клоун.

 

 

Монгольская игра

 

Квадрат делится по принципу «каждый раз пополам». Образуется 11 фигур. Получаются стилизованные изображения предметов, экзотических животных: носорог, жираф.

 
 

 


Сфинкс

6Х10 см

В наборе 7 фигур. Интересны фигуры ракеты, самолета, парусника, птиц.

 


Листик

 

 

 


Волшебный квадрат

 

8Х8см, 7 элементов

Изображения кораблей, животных, игрушек, предметов домашнего обихода.

 
 

 


Вьетнамская игра

Диаметр – 8 см. Удачнее всего получаются силуэты животных.

 

 

Архимедова игра (Стомахион)

 

14 частей. Выразительны фигуры бегущего человека, сидящей собаки, двугорбого верблюда. Наиболее сложная игра.

 

 


Пентамино

 

Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамино составляют из 2, 3, 4 и 5 квадратов так, чтобы любой квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Домино – только одна фигура.

 

Тримино – только две фигуры (прямое и L-тримино).

       
   
 
 

 


Тетрамино – только 5 фигур:

прямое, квадратное, косое, L-тетрамино, Т-тетрамино.

 
 


               
 
     
   
 
 
                       
   
       
 
 
       
 

 

 


Пентамино – 12 фигур.

 

 

Двенадцатью фигурами пентамино нужно замостить прямоугольник 6 Х 10 см. эта задача имеет более 2000 решений.

 

Гексамино (Гексатрион

6 треугольников.

Д.В. № 6, 2002. Ляшко Т. Новая жизнь старой игры.

 

 

2. Головоломки с палочками.

 

Известны еще со времен Ф.Фребеля.

Значение:

§ развитие пространственного воображения и геометрического мышления

§ освоение логических операций мышления (анализ, синтез через сложение частей в целое, разбиение целого на части)

§ развитие комбинаторных способностей

§ формирование волевых качеств личности, развитие сообразительности, находчивости, целеустремленности

Материал: палочки, схемы.

Этапы:

1. Подготовительный: выкладывание из мозаики изображений; знакомство с геометрическими фигурами, их частями; составление г.ф. из других фигур; деление г.ф. на части; составление г.ф. из палочек, веревок (большой и маленький треугольники, квадраты, сколько палочек потребовалось?)

2. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек: из 7 – 2 треугольника; из 5 – 2 треугольника; из 5 – квадрат и 2 треугольника (стр. 14, Михайлова).

3. Решение задач, где необходимо убрать определенное количество палочек.

4. Решение задач, где необходимо переложить определенное количество палочек.

5. Самостоятельное составление детьми задач-головоломок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ставки таможенных пошлин | Личность как социальный тип
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.