Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение расстояний на карте

Прямые линии измеряют обычно линейкой. Извилистые и ломаные линии измеряют по частям циркулем-измерителем. Для этого устанавливают по линейке или линейному масштабу раствор циркуля, соответствующий какому-нибудь целому числу километров или сотен метров, и таким «шагом» проходят вдоль измеряемой линии, ведя счет перестановок ножек.

Порядок измерения показан на рис. 4, где AF — измеряемая линия, А, В, С,..., Е — места постановки ножек циркуля, EF — остаток, измеряемый по линейке (линейному масштабу). Стрелками показано направление перемещения ножек.

Величину «шага» выбирают в зависимости от извилистости линии: от 4—5 см — при измерении кривых с плавными закруглениями, до 1—2 см — при измерении линий с большим числом резких поворотов. Последние более удобно измерять так, как показано на рис. 5. Ломаная ABCDEF равна по длине конечному раствору циркуля A^F, величину которого определяют по масштабной линейке.

 


Рис. 4. Измерение линий «шагом» циркуля

Рис. 5.Измерение линий наращиванием раствора циркуля

 

Для измерения кривых и извилистых линий используют также специальный прибор — курвиметр (рис. 6). Механизм этого прибора состоит из измерительного колесика, соединенного системой зубчатых передач со стрелкой, которая движется по циферблату. При движении колесика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по циферблату и указывает пройденное колесиком расстояние в сантиметрах. Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика установить стрелку курвиметра в начальное положение, т. е. на отсчет «О», а затем прокатить его вдоль измеряемой линии, следя за тем, чтобы стрелка двигалась по циферблату в направлении чисел 10, 20 и 30 и т. д. Умножив величину масштаба карты на показание стрелки курвиметра, получают расстояние на местности.

Рис. 6. Курвиметр

 

Перед употреблением курвиметр следует проверить, измерив им какую-нибудь линию, длина которой известна, например 10—20 см линии километровой сетки.

 

Точность измерения расстояний по карте

Опытным путем установлено, что с помощью циркуля измерения прямолинейных отрезков на карте и других чертежах не могут быть выполнены точнее, чем 0,2 мм. Расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте, называют предельной точностью масштаба карты.

Однако точность определения расстояний по карте зависит не только от точности измерений, но и от погрешностей самой карты, неизбежных при ее составлении и печатании, которые могут достигать 0,5 мм, а на картах горных районов — 0,75 мм. Источниками ошибок измерений являются также помятость и деформация бумаги. С учетом этого фактическая точность измерения прямых линий по карте, как показывает практика, колеблется в пределах 0,5—1,0 мм, что в масштабе 1:25000 на местности составляет 12—25 м, в масштабе 1:50 000 — 25—50 м, 1:100 000 — 50—100 м.

Поправки в расстояния за наклон и извилистость линий

Измеренное по карте расстояние получается всегда несколько короче действительного. Одна из причин этого состоит в том, что по карте измеряются горизонтальные проложения, в то время как соответствующие им линии на местности наклонные, т. е. длиннее своих горизонтальных проложений.

Длина маршрута, измеренная по карте, бывает короче действительной не только вследствие влияния рассмотренной выше причины, но и потому, что в масштабе карты не всегда возможно изобразить все извилины дорог. При составлении карт дороги, как правило, спрямляются, и тем больше, чем мельче масштаб карты. Это особенно заметно на картах горной и холмистой местности.

В табл. 4 приведены поправочные коэффициенты в длины маршрутов, измеренных по карте. Эти коэффициенты установлены опытным путем и учитывают как наклон, так и извилистость дорог.

Таблица 4

Характер местности Коэффициент увеличения длины маршрута на местности по сравнению с измеренной по карте масштаба
1:500 000 1:200 000 1:100 000 1:50 000
Горная 1,3 1,25 1,20 1,15
Холмистая 1,2 1,15 1,1 1,05
Равнинная 1,05 1,05 1,0 1,0

 

Из таблицы видно, что на равнинной местности длины маршрутов, измеренные по карте, близки к фактическим. В горной же и холмистой местности измеренные по карте расстояния могут существенно отличаться от действительных. Так, например, вместо 200 км, измеренных по карте 1:200 000 горного района, фактическая длина маршрута составит 250 км.

Таким образом, измеряя расстояния по карте, необходимо знать ее масштаб и уметь пользоваться им, а также уметь оценивать характер местности, учитывать поправочные коэффициенты при расчете расстояний.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Масштаб карты | Плоские прямоугольные координаты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.