Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правовые системы современности

Правовые последствия несоблюдения правил о подсудности

 

Если несоблюдение подсудности выясняется на стадии:

1. Возбуждения гражданского дела -согласно ч.1 ст. 135 ГПК в случае предъявления иска не по подсудности суд возвращает заявление.

2. Рассмотрения дела в суде – на основании ст. 33 ГПК дело подлежит передаче дела из одного суда в другой;

 

Романо-германская правовая семья. Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.), имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана. Позднее заметное влияние на идеи и концепции романо-германской правовой системы оказали французская «Декларация прав человека и гражданина», Кодекс Наполеона (1804) и Германское гражданское уложение (1896).

Правовые системы, входящие а романо-германскую правовую семью, при всех исторических, национальных и региональных особенностях обладают рядом общих черт, среди которых можно выделить следующие:

· сложилась на основе римского права, деятельности ученых юристов, адаптировавших для современных условий Свод законов Юстиниана;

· ярко выраженный характер деления права на публичное и частное. Сегодня это обычное явление для многих правовых семей, однако такое деление вплоть до позднего средневековья было свойственно лишь романо-германской системе;

· на первый план выдвигаются не обязанности, а права человека и гражданина;

· источником (формой) права в государствах этой семьи является нормативно-правовой акт;

· существует четкая иерархия нормативных актов (конституция, закон, подзаконный акт). Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, а в системе источников прежде всего выделяется закон. Все остальные источники имеют вспомогательное значение. В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других;

· особое место занимает юридическая доктрина, определившая основные принципы построения этой правовой семьи;

· судебный прецедент является дополнительным, вспомогательным источником права. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя;

· наличие кодифицированных нормативных актов. В большинстве стран есть гражданские, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и др. кодексы;

· с развитием международных связей большое значение приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами.

Но наряду с общими признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия. Так, если сопоставить право нескольких государств семьи (например, Франции и Германии), то можно заметить целый ряд не совпадающих, не похожих параметров. Французская правовая система, с одной стороны, и германская - с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания), и германскую (Германия Австрия, Швейцария и другие страны). Внутри романо-германского права группа "римского" (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права, на которое оказала значительное влияние германская правовая наука.

Франция имеет длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. Общепризнанно, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Весьма своеобразное место в системе источников французского права занимает обычай. Обычай в качестве источника права применяется наиболее часто в вопросах собственности и договора, где необходимо использовать нормы права при решении конкретных дел определенного географического региона или профессиональной среды. Кроме того, он применяется, чтобы дополнить писаное право, если оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее часто встречается в трудовом и торговом праве. Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Их роль особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы, что наиболее наглядно прослеживается в области административного права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу (основных) источников права входит государственный нормативный акт. К вторичным (дополнительным) источникам относят судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще более широко открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм.

· В Германии костяком (основой) действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они не молоды, неоднократно изменялись, в частности после второй мировой войны, когда из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако значительная часть изменений в праве Германии внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества. Большинство из этих законов принято после образования ФРГ в 1949 году, но есть и такие, которые подобно кодексам восходят к более давним временам.

· В Германии наблюдается постоянная тенденция к увеличению удельного веса подзаконных актов, прежде всего правительственных. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались и исключения из этого правила.

· Роль обычая имеет значение только в узкой среде, не охваченной кодификацией.

· Значительно меньше роль публичного права, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а, во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции.

· Судебная практика приобретает характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Административное право разработано значительно шире, и роль судебной практики в этой области далеко не значительна.

· Весомую роль в государственных структурах Германии играет Конституционный Суд. Его решения - это источник права, стоящий наравне с законом; его толкования законов, которые изданы парламентом, обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда возникают сомнения в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный Суд, а затем решает дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

· Система источников права в Германии отражает федеральный характер государственного устройства страны. В составе Германии (до воссоединения с Восточной Германией) было девять земель и каждая из них имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права.

Англо-американская правовая семья или система "общего права". Под ее воздействием находится треть населения Земли: США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия и другие государства Содружества.

В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах - судебных решениях по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права и связанного с ним по своему происхождению группу права США. В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также бывшие колонии Британской империи. Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское "общее право", в настоящее время является вполне самостоятельным.

"Общее право" - это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до XVII века - исключительно история английского права. История его развития шла тремя путями: формированием "общего права", дополнением его "правом справедливости" и толкованием статутов.

Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое. В истории становления англосаксонской правовой семьи принято выделять четыре периода.

Первый – период предшествовал нормандскому завоеванию 1066 г. В это время основным источником права были местные обычаи, различные для каждого региона, хотя страна была подчинена единому суверену.

Второй, от 1066 г. до установления династии Тюдоров (1485) – период становления и утверждения общего права. Общее право названо так потому, что в противовес местным обычаям это право стало общим для всей Англии. Основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевские суды, они должны были просить приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. Английское "общее право"образует классическую систему прецедентного права или права, создаваемого судьями. Английское право в отличие от континентального развивалось не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками.

Третий период, с 1485-1832 гг. – В этот период в связи с большими социальными изменениями в обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Параллельно с общим правом сложилось так называемое «право справедливости», которое представляло собой совокупность решений лорд-канцлера (представитель короля) по конкретным делам, который руководствовался принципом справедливости. Несмотря на общие черты "общего права" и "права справедливости", прецеденты их судов фиксировались раздельно, что и привело к дуализму английской правовой системы, который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг.

Четвертый период – с 1832 г. до наших дней. Реформа1873-1875 гг. слила "общее право" и "право справедливости" в единую систему прецедентного права. В то время как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предоставленных правил, для англичанина право - это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. В странах романо-германской семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в "Высших" судах до XIX века не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование; они овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. И сегодня, в глазах англичан, главное то, чтобы дела разбирались в суде добросовестными людьми. Соблюдение основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы "хорошо судить". Судья в отличие от доктрины и законодателя не создает решения общего характера в преддверии серии случаев, которые могут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль состоит в том, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы "общего права" более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным.

Почти везде судебный прецедент в той или иной степени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis (решить так, как было решено ранее) -правило фактически повсеместного применения. В английской системе доктрина прецедента отличается сугубо принудительным характером. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению даже в тех случаях, когда имеются достаточно убедительные доводы, которые в иных обстоятельствах позволили бы не делать этого. Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как "жесткое".

Однако английское право претерпело в колониях известное изменение. На основании специфики общественных отношений английское право применялось с оговоркой "в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колоний". Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального права. Принятие писаной федеральной конституции в1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, - было первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила прецедента и других характерных черт "общего права". В ряде штатов были приняты уголовный, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. В целом же в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.

Отличительные особенности семьи общего права:

· основное значение среди источников права имеет судебный прецедент: однажды вынесенное судебное решение, обязательное для судей при рассмотрении аналогичных дел;

· ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который в связи с этим занимает особое положение в системе государственных органов;

· в качестве второго источника права признается статутное право (законодательство), которое в основном не кодифицировано, не имеет деления на отрасли;

· сохраняет значение и такой источник права, как обычай, отличающийся многовековой стабильностью;

· нет писаной конституции, под «английской конституцией» понимается совокупность норм закона и прецедентного права;

· отсутствует деление права на частное и публичное, его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости»;

· Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.

Мусульманская правовая система. Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов: 1) признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии; 2) отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Семьи религиозного права. К религиозным правовым семьям относят страны мусульманского и индусского, а иногда и иудейского права.

Семья мусульманского права - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Основными источниками мусульманского права - как не юридических норм ислама - признаются Коран (священная книга мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине) и Сунна (священное предание, рассказывающее о жизни Пророка, сборник его высказываний), в основе которых лежит "Божественное откровение" которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".

Подход к мусульманскому праву только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько условно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освященными исламом. Именно потому, что сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные предписания -весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования (иджтихад). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны, имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма), так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В XIX веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу XX века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран стали строиться с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом.

Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Классификация современных правовых систем стран Востока.

I. Первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не уступало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее место только после свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики курса на исламизацию всех сторон общественно-политической, экономической и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов граждан. В Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок передачи дела в другой суд | Тема VII. Нормы права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.