КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет регулирования, объекты и субъекты международного космического права
Международные организации Проблемы кодификации и развития отрасли Предмет регулирования, объекты и субъекты международного космического права Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО Ответственность за незаконное вмешательство Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации Первым международно-правовым документом в этой области стала Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.)- Конвенция распространяется на уголовные преступления, а также действия, создающие угрозу безопасности судна, находящимся на его борту лицам, имуществу или поддержанию должного порядка. В отношении действий предпочтение отдается юрисдикции государства регистрации судна, В определенных случаях предусматривается и осуществление уголовной юрисдикции других государств. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) отнесла к преступлениям незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление за ним контроля, или попытки совершения указанных преступлений, или соучастия в них. Конвенция применяется, если судно находится вне территории государства его регистрации. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), внесла более развернутое определение деяний против безопасности гражданской авиации. Преступные акты против безопасности гражданской авиации -это насилие в отношении лиц на борту воздушного судна в полете, разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, разрушение, повреждение или вмешательство в эксплуатацию наземного аэронавигационного оборудования, сообщение ложных сведений, угрожающих безопасности полета воздушного судна. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, принятая в 1988 г., применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу. Конвенция определила, что воздушное судно считается находящимся в полете, в отличие от предыдущих конвенций, с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.
Международное космическое право является отраслью международного права, регулирующей отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела (см. схему 31). Возникновение и формирование международного космического права связано с появлением обычно-правовых принципов и норм. Некоторые обычно-правовые принципы и нормы были подтверждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, в том числе Декларацией правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (1963 г.). Отдельные аспекты деятельности государств в космосе регулируются отдельными договорными нормами, закрепленными в целом ряде соглашений: · Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой {1963 г.); · Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г,); · Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.); · Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); · Конвенций о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство (1975 г.); · Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.). Следует отметить, что с начала освоения космоса государства руководствовались в своих взаимоотношениях основными принципами и нормами общего международного права, например принципами суверенитета и сотрудничества.
Среди этих документов центральную роль играет Договор о космосе (1967 г.), который установил наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности. С этим документом связывается превращение международного космического права в самостоятельную отрасль международного права. Большую группу источников космического права составляют многочисленные международные соглашения научно-технического характера, регулирующие совместную специфическую деятельность государств в космосе. Международное космическое право распространяется и на деятельность государств на Земле: например, спасение космонавтов, ответственность за причинение ущерба космическими объектами. В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: · использование космоса на благо всего человечества, · равные права всех государств на его исследование и использование, ответственность государств за всю национальную космическую деятельность, · использование Луны и небесных тел только в мирных целях, · ответственность государств за ущерб в результате космической деятельности, · обязательство избегать вредного загрязнения космоса. Субъектами международного космического права являются государства, осуществляющие основной объем космической деятельности, международные организации в соответствии со своей компетенцией. Предприятия, осуществляющие космическую деятельность, субъектами космического права не являются и не вправе принимать непосредственное участие в создании норм международного космического права. Подписываемые ими контракты с государством представляют собой не международные договоры, а соглашения гражданско-правового характера. Их космическая деятельность осуществляется ими с разрешения и под контролем государства, которое несет за них ответственность. Космическим пространством считается пространство, находящееся за пределами воздушного пространства. Договорная граница между указанными пространствами в международном праве не определена. В теории и на практике существует обычная норма, согласно которой спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушного пространства (110 км). Под космическими объектами подразумеваются созданные человеком космические аппараты различного назначения и их составные части (искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители). Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве (в том числе на небесных телах). До этого момента деятельность по их созданию и запуску находится в сфере внутригосударственного права, если об ином нет специальной договоренности между государствами. Общее правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Оно является открытым и свободным для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с нормами международного права (ст. 1 Договора о космосе 1967 г.). Иными словами, свобода космоса должна быть реализована при соблюдении согласованных самими же государствами определенных правил. Договор о космосе (ст. 2) запрещает какое-либо присвоение космического пространства и небесных тел любыми средствами, будь то провозглашение суверенитета или оккупация. Кроме того, государства обязаны (ст. 9 этого же договора) при осуществлении деятельности в космическом пространстве учитывать интересы других государств и не создавать им помех в подобной деятельности. В обязанность государств также входит не допускать вредного загрязнения космического пространства и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземных веществ. По Конвенции 1972 г, государства несут ответственность за любую национальную деятельность независимо от ее осуществления государственными или частными организациями. Причем эта ответственность носит абсолютный характер (т. е. независимо от вины) за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами лицу или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Космонавты, находящиеся в космосе, остаются гражданами своих государств и подчиняются юрисдикции и контролю государства, в котором зарегистрирован их космический корабль. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах. Договор о космосе устанавливает также, что космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета. Международное космическое право подробно регламентирует вопросы спасения и возвращения космонавтов, такие, как взаимопомощь космонавтов во время их нахождения в космическом пространстве и на небесных телах. Нормы международного космического права полностью запрещают всякую военную деятельность на Луне и других небесных телах и налагают ряд запретов в отношении военной деятельности в самом космическом пространстве. Что касается Луны и других небесных тел, то они могут использоваться государствами исключительно в мирных целях: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Совокупность запретов и ограничений военного использования космического пространства позволяет говорить о постепенно складывающемся международно-правовом принципе использования космического пространства в мирных целях. В космическом пространстве в соответствии с Московским договором 1963 г. Запрещено производить испытательные взрывы ядерного оружия.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |