Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза

Проблема как начало развития научного знания

Вопрос №4. Динамика теоретического познания: основные этапы и исторические закономерности

Возникновение сложного

Для того чтобы более сложная система образовалась из более простой, необходимы следующие условия.

1. Наличие массы относительно простых компонентов.

2. Принципиальная способность компонентов к образованию связей.

3. Источник энергии, обеспечивающий взаимодействие компонентов.

4. Условия, благоприятствующие некоторой стабильности вновь образующихся систем.

5. Сохранение возможности участия вновь возникшей организации в дальнейших эволюционных преобразованиях.


 

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны неполностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.

Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется следующими чертами.

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречий, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теориями и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой невидно.

Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется тремя первыми их указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Не все научные проблемы решаются позитивно. Некоторые проблемы просто отбрасываются (проблема эфира).

Почти всегда, когда человек начинает какое-либо исследование, он выдвигает предположение о его результатах, т.е. как бы видит желаемый результат в начале исследования. Такое предварительное решение вопроса, в большинстве случаев, служит на пользу дела, поскольку позволяет разработать план исследования. Если бы в своей работе ученые не пользовались предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, в регистраторов событий.

Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Слово «гипотеза» греческого происхождения. Оно означает «предположение».

В научной литературе слово «гипотеза» употребляется в двух смыслах:

- как особого рода знание;

- как особый процесс развития знания.

Гипотеза в первом смысле слова – это обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.д.

Гипотеза во втором смысле слова – это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении.

В этом процессе выделяют две ступени: развитие предположения; доказательства или опровержения предположения.

1я ступень – развитие предположения. Здесь можно выделить несколько этапов.

1-й этап – выдвижение предположения.

2-й этап – объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.), – тех фактов, которые были известны до выдвижения предположения, но еще не принимался в учет, а также тех фактов, которые были открыты после выдвижения предположения.

Так, планетарная модель атома из догадки превратилась в гипотезу лишь после того, как на ее основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности периодическую систему химических элементов Менделеева. До того времени эта система являлась эмпирическим законом химии. Менделеев расположил химические элементы в определенном порядке на основе их атомных весов и закономерностей в изменении химических и физических свойств. Создание планетарной модели атома позволило придать физический смысл расположению элементов в таблице. Оказалось, что порядковый номер элемента в таблице равен числу положительных зарядов его ядра.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии, предположение, чтобы быть гипотезой, должно удовлетворять ряду требований.

Первое требование – предположение должно быть логически непротиворечивым (т.е. противоречить самому себе) и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Если же фундаментальные положения науки, которым противоречит выдвигаемое предположение, не поддаются опровержению, под сомнения берется предположение.

Второе требование – предположение должно быть проверяемым. Различают два рода проверяемости - практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительный недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если не в ближайшее время, то когда-нибудь).

Требование принципиальной проверяемости было использовано в 80-х годах Академией наук США. В это время в ряд школ США ввели преподавание креационистского учения – религиозного учения, согласно которому мир создан богом из ничего. Это решение было признано неконституционным, так как оно противоречит первой поправки конституции, запрещающий «установление» той или иной религии. Чтобы обойти поправку, сторонники креационизма заявили, что это не религия, а наука, и обратились 10 декабря 1986 года в Верховный суд США. Последний обратился за разъяснением в Академию наук. В письме в Верховный суд Академия наук указала, что акт сотворения «требует прямого вмешательства сверхъестественного разума и таким образом не может быть непосредственно проверен научными методами». В письме было также сказано: «если нельзя придумать эксперимент, который мог бы опровергнуть предположение, такое предположение не является научным» (факт приводится по: Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М., 1996. – С. 243).

Третье требование – предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснение которого оно не предназначено.

Четвертое требование – предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Оно называется «принципом простоты». Этот принцип сформулировал английский философ Уильям Оккам (XIV век). Поэтому данное требование (в разных формулировках) называется «бритвой Оккама».

2 ступень – доказательства гипотез.

В целом доказательством гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствие выводится. Затем факты могут быть обнаружены. Это повышает степень правдоподобия гипотез. Таким образом, вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того, позволяет объяснить природу явлений, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно на практике получить эти явления из их условий, то гипотеза становится более правдоподобной. Гипотеза становится доказанной при большом числе подтверждений ее следствий и при многократном практическом использовании. Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. она становится теорией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия кибернетики | Теория – завершающий этап развития теоретического знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.