Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 1. Канке В.А. Современная философия




Дополнительная

Основная

1. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2011.

2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: базовый курс: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

3. Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133-143.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012.

5. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 66-80.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

2. Кочетков В.В. Конституционализм и свобода: критика юридического разума // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 17-26.

3. Орехов А.М. Справедливость как базисный принцип устройства общества: путь к очевидности // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 60-73.

4. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012.

5. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ad marginem, 1999.


 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

 

Философия права – весьма многоплановая отрасль знания. В рамках данной лекции мы поговорим о трех достаточно важных ее проблемах:

- права и свободы человека и гражданина;

- преступление и наказание;

- эволюция основных философско-правовых категорий («свобода», «справедливость», «равенство»).

В рамках лекции мы не будем ограничиваться констатацией современного положения дел, а будем анализировать исторические тенденции, которые привели к современному положению дел, а также исторические корни современных точек зрения в политико-правовом дискурсе.

К примеру, общеизвестно, что права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

Аналогично и в понимании преступления и наказания. С эмпирической точки зрения эти явления очевидны и как бы не нуждаются в теоретическом объяснении. Но на практике, к примеру, теоретический ответ на вопрос о причинах преступлений может самым существенным образом повлиять на противодействие преступности. Преступник – жертва своих страстей и исторических обстоятельств или полностью сознательный и ответственный субъект деятельности? Да и любые новации в изменении системы наказания, как показывает исторический опыт, требуют предварительного философско-методологического анализа.

В проблеме осмысления основных философско-правовых категорий (таких, как «свобода», «справедливость», «равенство») в развитии философского знания, как в зеркале, отражаются надежды и чаяния людей той поры. Неслучайно девизом Великой Французской буржуазной революции 1789 года стали слова «Свобода – Равенство – Братство», которые были основательно проанализированы философами-просветителями. И, к слову сказать, существенно отличались от понимания этих категорий в религиозно- средневековом сознании.

Но содержание нашей лекции не будет просто реликварием, в котором собраны точки зрения древних авторов. В ней мы попытаемся показать историческую динамику анализируемых проблем, что может оказаться весьма полезным при рассмотрении как современных, так и будущих проблем, связанных с философией права.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.